4,7K подписчиков

Нищета, голод и страх. Воспоминания о войне маленькой курянки

1,2K прочитали

Валентина Ефимовна Вепрева родилась 1 мая 1936 года в селе Маслово Курской области в семье рабочего. Отец, Симоненко Ефим Егорович, работал на железной дороге. Мать, Екатерина Ивановна, — на хлебопекарне.

«— Мы играли на улице, вдруг мама позвала нас домой. Прибежали, смотрим: мама плачет, папа расстроенный. Прижали нас к себе, обнялись все кучкой, и мама сказала сквозь слезы, что папу забирают на фронт воевать, и мы остаемся одни.

Мне было всего пять лет, но я помню до сих пор, как стали бомбить наш город с самолетов, как рвались снаряды, как потом над нами издевались немцы. Придут в дом с автоматами и бормочут по-своему, кричат: «Матка, дай курки, яйко, молоко». А у нас этого ничего не было. Они били маму, угрожали убить нас. Мы бросаемся к маме, обнимаем ее, ревем, кричим. А они издеваются над нами, смеются. Мама вся дрожит от страха.

Потом мы стали собираться в одном доме по нескольку семей. Натаскаем соломы в дом и спим все вместе, не раздеваясь, на полу. Когда наступили холода, мы начали копать землянки, по типу окопов, так же стелили солому на пол. Жили в них с дедушками и бабушками. А мама придет ночью с работы домой, сварит в темноте и принесет нам в окоп поесть.

Потом нам стало совсем нечего есть, мы со старшим братом шли на поля, собирали гнилую картошку, а мама пекла из нее лепешки. Ходили по помойкам, собирали картофельную кожуру и варили похлебку. Когда убирали хлеба с полей, мы собирали колосья. Как-то полицаи верхом на конях нас догнали, стали бить кнутом, забрали наши мешки, и мы домой пришли пустыми. Стали ходить собирать колосья ночами. Принесем их в мешке, палками побьем, провеем, и на самодельной мельнице дедушка смелет, из этого варили мамалыгу жиденькую. Еще ходили с братом к маме на работу, она работала на пекарне. Заведующая пожалеет нас и разрешит трясти мешки из-под муки, а мы и рады этому, наскребем пригоршню муки и несем ее домой. Однажды несем эту горсточку муки, нас останавливает военный мужчина и спрашивает: «Откуда идем и что несем?» Привел нас в заброшенный дом, а там еще было двое мужчин, мы думали, что нас убивать привели. Но они нас накормили, а потом попросили нас, чтобы мы им помогали, рассказывали, где стоят немцы и сколько их. Мы согласились и делали это с охотой, хоть очень было страшно.

По капушкам. Сбор невыкопанного картофеля
По капушкам. Сбор невыкопанного картофеля

Еще мы собирали патроны, снимали с убитых автоматы и все приносили им. А они нам за это давали хлеба немножко, гороховые пакеты, соль и один раз дали полкуска мыла. Однажды пришли к ним, а их нет, и после этого началось: прибыли немцы, стали отбирать все, что им нужно, стали забирать девчат, грузили в товарные вагоны и увозили в Германию. Папа нам с фронта не писал, он был на передовой, на Курской дуге, это так сказали маме. Так и жили во время войны, в нищете, голоде и страхе.

О приближении конца войны шли слухи, и мы ждали этого дня с нетерпением. Когда объявили по радио о победе, люди плакали и от радости, и от горя, потому что многие получили похоронки. Не обошло и нас: получили три похоронки на дядей. Папа пришел с фронта раненый в руку, с невытащенным осколком. Мы были все рады, но все было разбито и разрушено, в окопах не проживешь. И стали нас грузить в товарные поезда и отправлять на Дальний Восток.

Прибыли мы на станцию Черниговка, откуда нас развозили по колхозам и давали нам квартиры, помогали продуктами и обеспечили работой. Здесь я пошла учиться и окончила пять классов. После школы ходила помогать маме на поля обрабатывать и убирать свеклу. Папа научил меня запрягать лошадь и возить на ней свеклу. Возила на быках зерно с токов к амбарам, на площадку выгружали, а там стояли веялки, сортировали и веяли, насыпали в мешки, взвешивали на весах и таскали в амбары.

Но когда у нас появилась пятая сестричка, нам стало еще тяжелей, и я бросила школу. Пошла работать в ясли, затем послали в город, в няньки, чтобы получить городской паспорт. Когда получила паспорт, поступила в городе Уссурийске на масложиркомбинат, стала работать. За свой труд награждена ценными подарками, получала похвальные грамоты, благодарственные письма. Проработала три года на заводе, познакомилась с девчатами, и они меня переманили к себе в геологоразведку младшим буровым рабочим.

Потом вышла замуж и переехала к мужу на родину в поселок Коммунар Исетского района Тюменской области, где работала птичницей 21 год. Всего мой трудовой стаж — 36 лет, имею троих детей, шесть внуков и четыре правнука».