Следуя описанию Луки 18 гл., Иисус находится в данный момент где-то между Самарией и Галилеей. Сюда Он вернулся из Вифании, где воскресил умершего Лазаря. Господь не шел по прямой в Иерусалим, и иногда возвращался в те места, какие Он уже проходил, что Он сделал и в этот раз.
Приближался март 31 г., до последней Пасхи оставалось всего несколько недель. Это время Иисус использовал для наставлений народа и прежде всего Своих учеников. Последние наставления, рассказанные Им и в притчах, и прямым текстом без иносказаний, как например Он рассказывал о Своем Втором пришествии: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лук.17:26-36).
Грядут тяжкие времена, каких не бывало от начала мира. Люди настолько ожесточатся, что в них почти не останется ничего человеческого. И в этих условиях неприятия, злобы, гонений придется жить последнему поколению учеников Христа. И не просто жить, но еще и проповедовать Евангелие во свидетельство всем народам.
Как такое возможно? Где брать духовных сил?
Только у Святого Духа через молитву. Иногда будет казаться, что Бог молчит, что Он оставил нас. Но не нужно поддаваться этому чувству оставленности, потому что Бог всегда поддержит и даст Духа Святого и Его силу просящим у Него.
«казал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лук.18:1) - прелюдия к притче.
Здесь уместно вспомнить молитву Христа «Отче наш», когда Его просили научить правильно молиться. Ту молитву Он дополнил двумя притчами о друге, вставшем среди ночи, чтобы помочь, и о жестоком отце, дающем вместо хлеба камень. Обе те притчи были построены на противопоставлении: вот так ведет себя человек, но не Бог.
В том же ключе звучит и первая притча 18 гл. «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего»» (Лук.18:2,3).
Кому обращена эта притча?
Тем, кто придерживался фарисейских взглядов на праведность, а именно: Бог не благоволит ни к бедным, ни к больным, ни к женщинам, тем более к вдовам. В том обществе считалось, что все вышеперечисленные находятся под Божьим проклятием и, скорее всего, за дело. То есть за грехи, за невыполнение обрядов, за невежество в Божьем слове и т.п.
И вот Христос выводит на сцену два персонажа притчи: один богатый, обеспеченный, довольный жизнью, обладающий верховной властью в обществе. Его слово – закон. Он – бог среди людей. Другая находится на самом низком уровне в обществе, - ни поддержки, ни положения, ни денег, ни работы, ни профессии. К тому же еще и потерявшая мужа. Надеяться не на что. Ее мог обидеть каждый, и обидел, причем незаслуженно, неправедно. И судья скорее всего знал об этом, но будучи черствым и равнодушным к судьбам людей, он проигнорировал жалобу несчастной вдовы. Так же, как и последующие жалобы.
Как бы мы повели себя на месте вдовы? Подали бы очередную просьбу? Скорее всего махнули бы рукой, убедившись, что всё бесполезно – этого жестокого судью ничем не проймешь.
Почему же так не сделала бедная вдова?
Наверное, ей было просто неоткуда ждать поддержки. Возможно вопрос был имущественный или земельный, от решения которого зависела вся ее жизнь. В любом случае вопрос для нее был жизненно важным, поэтому она продолжала и продолжала приходить с просьбой к единственному человеку, который только и мог за нее вступиться по закону и решить ее судьбу.
Есть ли у нас Тот, кто Один единственный может решить нашу судьбу и нашу вечную участь? Избавить от тирана, терзающего всё человечество и обманом захватившего наше наследство? Есть ли Тот, Кто имеет высшую власть и Чье слово – закон? Кто имеет непререкаемый авторитет и Чей суд является судом высшей инстанции?
Да, у нас есть Господь, наш Заступник, наш Спаситель, наш Судья. К Нему обращены все наши устремления в поисках спасения и защиты от темных сил. И притча Христа говорит о полной противоположности Бога тому наглому, напыщенному и бездушному неправедному судье.
Но даже этот бессовестный человек поступает праведно. «Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне»» (Лук.18:4,5).
Что вынудило его вступиться за бедную вдову? Он не получил от нее ни подарка, ни взятки, которые он привык получать и без взяток не делал ничего, потому и назван неправедным.
Что послужило причиной его доброго поступка? То, что вдова не падала духом, продолжая искать защиты несмотря ни на что. Возможно ее долгие постоянные просьбы стали достоянием гласности, и о ней заговорили в народе. Люди начали следить за развитием событий, связанных с делом вдовы. Скорей всего общественность заинтересовалась подробностями. В народе стали судить, кто прав, кто виноват в данной ситуации. И возможно общественный резонанс от этой затянувшейся тяжбы дошел до слуха неправедного судьи.
Отсюда можно найти причину последующего его поступка: судья решил поднять свою репутацию и избежать изобличения в неправедности своего суда. Так или иначе, он помог бедной вдове и удовлетворил ее иск.
Иисус рассказал данную притчу после ого, как Он описал Свое Второе пришествие. В преддверии этого события мир ждут суровые времена, особенно для последователей Христа. И здесь всем нам как воздух будет необходима молитва о Божьей защите. Иисус этой притчей подбадривает слушателей: «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лук.18:6-8).
Мы не должны думать, что Божье молчание означает Его равнодушие к нам. Бог не человек. Это вам не бессовестный судья, а полная его противоположность. И если даже этот жестокий чиновник все-таки может поступать праведно, то тем более Бог, Который праведно и благородно поступает всегда. И Он любит вас. И Он сохраняет вас, чтобы однажды взять туда, где Он Сам, к Себе домой, в небесные обители.
«Должно всегда молиться и не унывать», - обратим внимание, что глаголы «молиться и не унывать» идут в одной нераздельной связке, объединенных наречием «всегда». Как «всегда» нам следует общаться с Богом, так же «всегда» нам не нужно при этом унывать.
То есть в молитве никогда не должно быть места ни унынию, ни разочарованию. Ведь мы всегда молимся с надеждой, верой и любовью к Небесному Отцу. Мы не должны падать духом и терять надежду, потому что молитва без надежды и без веры – это суета и томление духа, напрасные переживания и расстройство, доводящее до болезни, как написано: «Унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22).
Иисус приводит два персонажа: неправедного судью и бедную вдову. Эта женщина отягчена многими серьезными проблемами выживания. У нее нет мужа, нет положения в обществе, нет средств. У нее тяжба в суде с сильным соперником, и от исхода этого суда зависит ее судьба. У кого, у кого, а у нее было достаточно причин для уныния и жалоб. И она действительно жалуется, но посмотрите, как – не теряя надежды несмотря на то, что судья погряз в коррупции, что он не слышит голоса совести, не слушает никого, не боится Бога и многократно ей отказывал.
Вдова приходит с жалобой до тех пор, пока судья не дрогнул в своем высокомерии и не сделал по слову ее. Может быть, он раскаялся в своей черствости? Может, заговорила, наконец, совесть? Нет, он все так же продолжал не бояться Бога и не стыдиться людей – ни стыда, ни совести. Тем не менее, доброе дело сделано. И Спаситель обратил внимание своих слушателей именно на это: даже камень дрогнул, даже безбожник сделал Божье дело, даже сухое дерево принесло добрый плод.
Господь вызывает жизнь из небытия. Он творит всё из ничего. Он может сделать так, что камни заговорят. Как же вы можете в Нем сомневаться и терять на Него надежду, когда обращаетесь к Нему за помощью? Ведь именно об этом говорит Христос, говоря об унынии во время молитвы.
Бог никогда не разочарует нас и никогда не подведет! Потому что только у Него глаголы жизни, причем вечной жизни. Он Сам есть вечная жизнь. Он Сам есть любовь и непреодолимой неиссякаемой силы. Как же мы можем унывать? Если Он за нас, то кто против нас? А ведь Он всегда за нас, всегда на нашей стороне, как Отец, стоящий за Своих детей.
Но Он против делающих зло. Хотя Бог безмерно любит человека, Ему противно человеческое высокомерие, чванство и надменность. И Он ни в каком виде не выносит лицемерия! Поэтому в наших молитвах к Нему не должно быть уныния, недоверия с одной стороны, а с другой – высокомерия и ханжества.
У Христа было обыкновение рассказывать сразу по две притчи («стрелять по цели дуплетом», наверняка), чтобы слушателям было предельно понятна Его мысль. Так и теперь в 18 гл. Господь не ограничивается одной притчей, за ней сразу следует вторая. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:8-14).
Слова: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8), - представляют собой своеобразную связку между двумя притчами. Они могу относиться как к первой, так и ко второй.
Уныние – это тоже неверие, а молитва не может быть без веры. И Христос говорит не о всем мире, который живет без Бога, - этот мир в итоге повсеместно придет в состояние уныния и недоумения, - Господь говорит о вере тех, кто считает себя Божьими людьми.
«Найдет ли веру на земле?» - буквально «найдет ли определенную (определенный артикль в оригинале) веру на земле».
О какой вере говорит Иисус? И о каком времени?
О времени Второго пришествия, «когда небеса с шумом прейдут, стихии, разгоревшись, разрушатся». Наступят времена тяжкие, каких не было от сотворения мира. Особенно тяжкие для верующих, потому что повсюду будут царить такие человеческие качества: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1-5).
Трудно будет найти истинно верующих в Бога людей посреди этой вакханалии безбожия и злобы.
Какую веру имеет ввиду Иисус?
В последние дни будут и такие, кто имеет лишь вид благочестия, то есть веру формальную, наполненную само праведностью и высокомерием. Веру, основанную на своих личных заслугах и добрых делах.
«Постойте-постойте!» - скажете вы. – «Но разве вера не должна быть основана на добрых делах? Разве не об этом пишет апостол Иаков?» (Иак.2:17-20). Несомненно, добрые дела – это показатель веры. Но разве можно добром назвать высокомерие, заносчивость, брезгливость по отношению к человеку? Каким нам показан фарисей из притчи? Добрым? Отзывчивым? Стремящимся помочь страдальцу? Никак. Все его добрые дела – только ради того, чтобы потом вот так предстать пред Богом и прочитать Ему весь список подвигов. И, кажется, у него есть повод благодарить Бога, - ведь Господь сотворил его не таким, как прочие люди, - Он создал его намного лучше, почти совершенство!
Фарисей просто упивается своей правильностью, своим целомудрием, честностью, незлобивостью, верностью Богу. Посмотрите, как он рад тому, что он именно такой.
«Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лук.18:11).
Замечательная картина маслом! Мы просто в восхищении! Но что-то здесь не так. В картину совершенства вкралась небольшая помарка: «Или как этот мытарь». Чем был плох мытарь, которого фарисей приравнял к прелюбодеям и грабителям?
Дело в том, что в Иудее того времени считали такими всех мытарей, то есть сборщиков налогов для Рима. В глазах общества эти налоговые инспекторы были изгоями и предателями нации. Многие из них, будучи состоятельными, вели распутный образ жизни, завышали процент налогов для своих кошельков, по сути, грабя иудеев. Но более всего их ненавидели за то, что своей деятельностью мытари обогащали римлян.
«Вот», - думал фарисей в храме, - «один их таких изгоев смеет стоять здесь, на святом месте, пред лицом Божьим! К тому же еще что-то и говорить Тебе, Боже, - Тебе, Кто считает мерзостью молитву беззаконника (Прит.28:9)! Господи! Благодарю Тебя, что я чист пред Тобой! Что Ты не покараешь меня за те грехи, за которые настигнет Твое возмездие этого мытаря!»
Фарисей был в общем-то прав, определяя мытарей в разряд грабителей и прелюбодеев. Его осуждение было во многом справедливо. Только он не учел одного: что даже самый отъявленный грешник может раскаяться и обратиться. Особенно на святом месте в Божьем храме.
Нет слов, фарисей хорош и, кажется, действительно заслуживает похвалы. Но Иисус разворачивает сюжет притчи совершенно в другое направление. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:13, 14).
Здесь нет слова «более», поэтому нельзя говорить о степени оправдания: ты или оправдан, или осужден. Третьего варианта нет. Сказано, что мытарь пошел домой оправданным, то есть прощенным.
А что фарисей? Получил ли он оправдание? Прощения от точно не получил, потому что он в нем не нуждался. Он ушел точно таким же, каким пришел: самооправданным, самоправедным, наделенный своей собственной праведностью от дел, но не праведностью по вере.
Этот человек был таким же уверенным в себе (верующим в себя), как и те фарисеи, которые слушали притчу Христа. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других следующую притчу» (Лук.18:9).
Эти люди были просто убеждены в своей праведности. Они уже оправданы. Но кем оправданы? Самими собой. Фарисей из притчи, наверное, ушел из храма довольным собой. Он сам еще раз с удовольствием послушал себя и собой восхитился, какой он хороший и какой он праведный. И вот такую веру Иисус находит здесь, на земле, среди Божьего народа.
Подобное будет происходить в сердцах людей, которые свой страх и свою отдаленность от Бога и свое недоверие Его слову попытаются скрыть за добрыми, за всевозможными постами и религиозными обрядами.
В чем отличие веры фарисея от веры мытаря?
Одна вера декларирует спасение делами. Другая – спасение по благодати. Одна вера вменяет себе в заслугу отстраненность от грешников, неучастие в прелюбодействе, насилии, грабежах и предательстве. Другая вера не видит в себе абсолютно никаких добрых качеств и заслуг, а только погибшую грешную природу. Одна вера оправдывает себя, другая - ищет милости к себе у Бога.
Нам нужно четко и ясно понимать: спасение невозможно человеческими усилиями. Грешное никогда не станет святым само по себе. И если я верую, что обилием добрых дел, своим безупречным поведением и даже соблюдением всех Божьих заповедей я становлюсь праведником, то эта моя «праведность» сродни праведности фарисея из притчи. А вера моя лицемерна и пуста. Она наполнена не Господом. Она наполнена человеком, точнее моим «я». Господу нечего сказать на такую веру, потому что человек уже всё сделал сам - и сам себя похвалил, и сам себя «оправдал», и сам себя «спас».
Истинная вера, которую ожидает от нас Христос, — это вера в то, что только Бог может хвалить, спасать и оправдывать.
Причем оправдание происходит только тогда, когда человек признаёт себя грешником, раскаивается в своей безбожной жизни и вызывает к Божьей милости: «Будь милостив ко мне, грешнику!» Никакими усилиями с моей стороны я не заработаю и не заслужу прощение греха. Именно поэтому это прощение было заработано для меня на Голгофском кресте, где Иисус взял на Себя все грехи наши, взял на Себя всю вину за все преступления закона с нашей стороны и в страшных мучениях умер искупительной смертью.
И если я думаю, что своими усилиями я могу войти в Божье Царство, то Христос напрасно умер. Мои усилия подобны усилиям верблюда, стремящегося пролезть сквозь игольные уши. Или усилиям барона Мюнхгаузена, который тащит себя за волосы из болота.
Чем заканчивается притча? «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:14).
Этим текстом заканчивается «великая вставка Луки». Текст знаменателен тем, что автор затронул самую суть великой борьбы между Христом и сатаной, потому что это борьба смирения с гордостью, унижения с возвышением. Хотя «человек – это звучит гордо», ему нечем особенно гордиться, потому что все то доброе, что в нем есть, заложено Христом, — это Его любовь, Его доброжелательность, Его мудрость. Это Его дух жизни, который освещает всякого человека, приходящего в мир. Мы – Его творения, созданные на добрые дела, и нечем нам годиться и хвалиться. А уж если кто хочет похвалиться, пусть хвалится Господом и возвеличивает Его.
Почему невозможно спастись добрыми делами?
Потому что человек все равно остается греховным.
Потому что его заслуги делают его высокомерным, а Бога – обязанным дать награду.
Потому что такое «спасение» обесценивать жертву Христа и делает бессмысленной Его искупительную смерть.
Потому что в таком случае Царство Небесное превращается в царство высокомерных гордецов, подобных фарисею в храме.
В истинной религии, в правильных отношениях человека с Богом нет места никакому высокомерию. Самонадеянность, самооправдание, самовозвышение не приветствуется даже в человеческом обществе, не говоря уже об обществе небесном. Такой человек вряд ли может отражать Божий характер.
Божье Царство – это любви, которая всегда готова на унижения, на позор, на жертву ради блага того, кого любишь. Так вел Себя Сам Иисус. Так вели себя Его апостолы после Его смерти и воскресения. Так следует вести себя и нам, современным последователям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.