Найти тему
iluminary | лингвистика

Создание безопасной атмосферы на уроке иностранного языка

Иностранный язык – один из самых сложных предметов, поскольку изучающий испытывает сильный психологический дискомфорт из-за необходимости использования итак ограниченного лексического запаса. Ученики воспринимают свою речь как лепет маленького младенца, что нередко становится последней каплей для тех, кто уже испытывает некоторые личностные проблемы. На уроках иностранного языка ученики рискуют ошибиться даже тогда, когда дают ответы на относительно простые вопросы, ведь им приходится обращать внимание на произношение, интонацию, грамматику и лексику одновременно. В связи с этим не удивительно, что языковая тревожность становится мощным фактором, препятствующим обучению иностранному языку. Решить эту проблему можно за счет создания поддерживающей обстановки на уроке.

Приятная и поддерживающая атмосфера на уроке чувствуется уже после пяти минут пребывания в классе. Здесь ученики чувствуют себя расслабленно, отсутствуют резкие и враждебные комментарии, направленные на высмеивание другого, нет сарказма и оскорблений, а вместо этого наблюдается взаимное доверие и уважение. Именно поэтому никто не чувствует себя тревожно или неуверенно. Такой класс можно назвать эмоционально безопасным.

Психологическая атмосфера в классе складывается из разных составляющих. Одна из них – отношения учителя и учеников, а вторая – отношения учеников друг с другом. Важно отметить, что комфортная для изучения языка атмосфера основана на чувстве комфорта и безопасности, где никто не боится делать ошибки, поскольку знает, что не будет пристыжен за них. Здесь царит убеждение, что ошибки – это естественный путь развития.

Еще одним инструментом, создающим комфортную атмосферу на уроке, выступает юмор, который состоит не столько в постоянных шутках, сколько в формировании спокойного отношения к себе, своим ошибкам и недостаткам. Если сам учитель порой подшучивает над собой в здоровой форме, то и ученики скоро поймут, что не стоит излишне критиковать себя и ругать за недостатки, которые со временем исправляются.

Наконец, не стоит забывать о том, что класс – это не только психологическая, но и физическая среда. Если в классе есть цветы, красивые плакаты, доски для письма – то все это улучшает настроение. Некоторые ученые рекомендуют добавить по возможности также прием безалкогольных напитков, закуску и музыку, в качестве элементов окружающей обстановки до и после занятий, поскольку это позволяет создать более спокойную атмосферу. В то же время самым главным здесь является не эстетика, а вовлеченность учащихся в создание приятной для них атмосферы, поэтому возможно поощрить учеников в привнесении их собственного вклада в обстановку класса.

Спасибо за прочтение и лайки:)