На полуострове Шертингзее в 1280 году Тевтонский орден построил так называемый "Пруссенбург" из дерева, который позже был заменён каменным зданием. Основанный здесь Морунген, вероятно, получил своё название от места Морунген недалеко от Зангерхаузена, откуда здесь в Восточной Пруссии поселились поселенцы, прибывшие из Тюрингии на Шертингзее под руководством Петера фон Зумпфа. В Южном Гарце был замок, где жил известный в своё время менестрель Генрих фон Морунген.
В 1327 году Морунген получил городские права от комтура Эльбинга Германа фон Эттингена, с 1525 года город стал резиденцией главного управления, а с 1752 года — административным центром графства.
Уже в 1595 году знаменитая семья Дона построила собственную резиденцию под названием "Schlösschen" в Морунгене.
В январе 1807 года в Морунгене произошла стычка между русскими под командованием генерала немецкого происхождения Левина Августа фон Беннигсена и войсками французского маршала Бернадота, который, как говорят, скрывался в замке Дона после своего поражения. Морунген стал известен прежде всего как место рождения знаменитого немецкого поэта, теолога и философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), место рождения которого сохранилось до наших дней.
Со строительством дорог и железнодорожных линий Морунген стал экономическим центром Оберланда. Существовали, в частности, машиностроительный завод, бочарный завод, железнодорожная ремонтная мастерская, фабрика бытовой техники и кухонной утвари, лесопилка, красильная фабрика, издательство, пивоварня и ликёро-водочный завод.
В конце Первой мировой войны в городе проживало около 5 000 жителей.
Нотгельды районной муниципальной кассы в Морунгене
Как и многие другие немецкие города и муниципальные образования, районная общинная касса Морунгена в конце Первой мировой войны производила собственные чрезвычайные деньги. Район Морунген в 1905 году включал три города (Морунген, Либштадт и Заальфельд), 110 сельских общин и 103 района с общей площадью 1265 кв. км и населением более 52 000 человек.
9 ноября 1918 года в Берлине была провозглашена республика, чрезвычайное положение в округе Морунген было назначено на 10 ноября, а 11 ноября последовало Компьенское перемирие, имевшее большое значение.
Были выпущены нотгельды с одинаковым дизайном, напечатанные на одной стороне, номиналом 50 пфеннигов, а также 5, 10 и 20 марок. Это означало, что нужно было бороться как с дефицитом мелких денег, так и с нехваткой средств для оплаты в марках, которые тогда назывались крупными деньгами на случай чрезвычайной ситуации. Банкноты были напечатаны на бумаге с заводским водяным знаком "NORMAL 3b MARGGRAFF WOLFSWINKEL", но часто водяной знак отсутствует или видны только его части, поскольку это не поверхностный водяной знак, а надпись нанесена на бумаге только через большие промежутки времени. Штампы для тиснения или сушки являются наиболее важным элементом безопасности. Использовались два разных варианта: "KREISAUSSCHUSS DES KREISES * MOHRUNGEN *" с 22,5 мм и "KGL. PREUSSISCHES LANDRATSAMT * MOHRUNGEN *" (орёл с короной и скипетром) диаметром 34,5 мм. Печать производилась на фирме Рейнхольда Кюна в Эльбинге.
Купюры без штампа и / или контрольного номера, вероятно, являются остатками, выданными коллекционерам. Нотгельды до сих пор встречаются довольно часто.
Нотгельды магистрата города Морунген
С осени 1922 года городу Морунген также пришлось выпускать собственные чрезвычайные деньги из-за прогрессирующей инфляции. Как это было принято в то время, купюры теперь были значительно упрощены. Были выпущены банкноты номиналом 200 и 500 марок с датой 29 сентября 1922 года. Поскольку обналичивание должно было производиться через городской сберегательный банк Морунген, купюры назывались чеками.
Поскольку печать производилась с одной стороны на бумаге без водяных знаков, единственными средствами защиты были штампы с изображением герба города и надписью "Печать города Морунген" диаметром 32 мм и две подписи от руки.
Здесь также встречаются остатки без контрольного номера и / или печати. Однако эти купюры встречаются значительно реже, чем выпуски 1918 года.
Год спустя страна скатилась к так называемому "переходному периоду". "Высокая инфляция", которая была вызвана не в последнюю очередь огромными требованиями союзников о репарациях и оккупацией Рейнской области французскими и бельгийскими войсками. Всякая уверенность в немецкой валюте была потеряна, и на банкнотах немецкого Рейхсбанка появлялось всё больше и больше нулей. Поскольку Рейхсбанк, несмотря на поддержку многочисленных частных типографий, больше не мог удовлетворять постоянно растущую потребность в платёжных средствах при одновременном обесценивании валюты, земли, провинции, районы, округа, города, посёлки и даже компании были вынуждены печатать собственные чрезвычайные деньги, чтобы поддерживать платёжный оборот.
Магистрат города Морунген в августе и сентябре 1923 года снова выписал чеки в городскую сберегательную кассу, но теперь на суммы в 100 000, 500 000 и 1, 2, 5 и 20 миллионов марок. Дизайн был выполнен более тщательно – конечно, из–за якобы высоких номиналов. Но печать снова была сделана с одной стороны на бумаге без водяных знаков. Купюры были изготовлены в издательстве с типографией К. Л. Раутенберга в Морунгене. И здесь тисненые штампы и собственноручные подписи оставались единственными элементами безопасности.
В октябре 1923 года инфляция достигла своего пика. Теперь ценности должны были расходоваться миллиардными суммами. Городскому магистрату Морунгена, конечно, было неприятно думать, что его купюры, которые теперь снова были оформлены очень просто, что, конечно, было вызвано спешкой, могли быть легко подделаны. В конце концов, город должен был нести ответственность за выкуп. В то время только по-настоящему большие и богатые города могли позволить себе плоскую бумагу с водяными знаками и более сложные рисунки, если бумага вообще была доступна и времени было достаточно.
Отцы города Морунген использовали функцию безопасности, которая определенно была уникальной и которую трудно было подделать: отпечатки пальцев! В конце концов, они начали говорить о себе с начала века, потому что всё более современная криминалистика смогла раскрыть с их помощью множество преступлений, виновные в которых ранее никогда не были бы обнаружены.
Кто в конечном итоге придумал защитить муниципальные банкноты Морунгена от подделки отпечатками пальцев в октябре 1923 года, неизвестно. Идея могла исходить как от мэрии, так и от типографии. Удивительно, но город создал защиту от подделок, которую было трудно взломать с помощью простейших средств, и нужно задаться вопросом, почему гораздо больше других муниципалитетов Германии, тратящих чрезвычайные средства, не пришли к той же идее. Известно лишь несколько других издательских центров (Аурих, Хас-Лингаузен, Хильдбургхаузен, Мюнстер в Вестфалии и Ольпе).
Были выпущены номиналы в 5, 20 и 50 миллиардов марок с датой 25 октября и 100 миллиардов марок с датой 27 октября 1923 года на бумаге с односторонней печатью без водяных знаков.
Интересно отметить, что подписи магистрата города различаются по значению для каждого. В 5 миллиардах мы находим "Günttert" и "Lembke". На 20-миллиардной купюре у нас есть имена "Seiffart" и "Grunau" для магистрата, на 50-миллиардной купюре — имена мэра "Weyde" и "Grunau" и, наконец, на купюре номиналом более 100 миллиардов марок — имена "Weyde" и "Szillat". Это, помимо отпечатков пальцев, уже достаточно необычно. Кроме того, отпечатки пальцев выглядят по-разному, и не только по-разному на четырёх разных купюрах, но и по-разному на купюрах одинаковой стоимости.
Это всегда разные отпечатки пальцев сотрудников типографии?
На самом деле отпечатки пальцев не были распечатаны, а были нанесены только после печати в качестве признака подлинности. Для этого было использовано то, что полиция также использовала для снятия отпечатков пальцев с подозреваемых: своего рода гербовая накладка. Это было быстрее, чем ручная подпись, которую в случае сомнений можно было бы даже подделать. Поэтому имена представителей магистрата города здесь также просто напечатаны, без использования сложных факсимиле.
Отпечатки пальцев выглядят по-разному, и на самом деле они принадлежат разным людям. Но за этим опять же скрывается система. На каждом номинале указаны разные комбинации имен, и на каждом номинале всегда есть отпечаток пальца одного и того же человека. Несмотря на то, что на первый взгляд эти отпечатки могут выглядеть по-разному при одинаковых значениях, они всегда являются отпечатками одного человека. Само собой разумеется, что результат зависит исключительно от способа применения. Таким образом, могут иметь место горизонтальные и вертикальные оттиски, а также более широкие и узкие оттиски. Однако в случае сомнений полицейская проверка могла бы быстро разоблачить любую подделку, поскольку номинально отпечатки пальцев всегда оставлял только один человек, то есть в общей сложности только четыре человека подтвердили подлинность подделки с помощью своих отпечатков пальцев. Клаус-Юрген Карпински включил сравнительные иллюстрации в свой каталог бумажных денег Восточной Пруссии.
Нотгельды окружного комитета 1923 года
В округе Морунген на пике инфляции снова пришлось издавать экстренные деньги. Здесь мы имеем в виду возможность, которой в то время пользовались и другие издательские агентства. На экстренных деньгах, которые уже обесценились из-за инфляции, были нанесены дополнительные надпечатки по более высокой номинальной стоимости и они снова были введены в обращение. В некоторых городах даже были напечатаны серийные банкноты, которые никогда не предназначались для обращения, а только для продажи коллекционерам, и, таким образом, использовались в качестве чрезвычайных денег.
Округ Морунген мог рассчитывать только на экстренные денежные знаки районной коммунальной кассы от ноября 1918 года, запасы которых всё ещё были в изобилии.
Таким образом, из 5 марок — 5 миллиардов марок были выделены диагональными надпечатками и дополнительными факсимильными печатями красного цвета, из 10 марок — 10 миллиардов красного цвета, из 20 марок — 20 миллиардов красного цвета и из 5 марок — зелёного цвета — 50 миллиардов марок. Новая дата на купюрах не была указана.
Серийных нотгельдов город Морунген не производил. В то время в Восточной Пруссии было всего несколько пунктов выдачи так называемых "купюр", и большинство действительно выпущенных купюр напоминают о разрушениях, вызванных так называемыми "фальшивыми купюрами". «Вторжения русских» в начале Первой мировой войны или референдумы по вопросу о государственной принадлежности в так называемых "союзных республиках". Избирательные участки (правительственный округ Алленштайн) после войны. Монетовидные нотгельды в Морунгене также не выпускались.
История бедствий Морунгена закончилась в 1923 году. Всего 22 года спустя немцы к востоку от Одера и Нейсе, а также из Судетской области были вынуждены покинуть свою родину. Два миллиона человек погибли в результате этого. Так закончились столетия немецкой истории и культуры Восточной Пруссии и Морунгена.
Сегодня город, который когда-то был Морунген, принадлежит Польше и новые жители называют его Моронг.