Найти тему
Энергофиксик

Почему столкновение атомной советской «К-10» и китайской подлодки в 1983 году до сих пор так тщательно скрывают

Оглавление

В уже далеком 1983 году, а именно 21 января, в Южно-Китайском море произошла необъяснимая аномалия, в результате которой советская атомная подводная лодка «К-10» столкнулась с неизвестным объектом. Корпус лодки был серьезно поврежден, а некоторая часть обшивки и вовсе была срезана словно бритвой.

После аварийного всплытия и осмотра предполагаемого места столкновения с объектом наш экипаж лишь обнаружил пятна топлива на поверхности моря. Так что тогда случилось в 1983 году и почему об этом событии до сих пор так мало известно? Разберемся в этом материале.

Что известно о данном происшествии

Если вы начнете искать данные на просторах интернета, то, например, в той же «Википедии» найдете лишь очень скудную информацию, в которой говорится о том, что «21.01.1983 года К-10. Проект 675, Echo-II. СССР. Атомная ракетная подводная лодка в погруженном стоянии столкнулась с неизвестным объектом, после всплытия ничего, кроме следов топлива, на воде обнаружено не было.» При этом никто из государств Тихоокеанского региона не заявлял об авариях своих подводных лодок. И только в 1985 году в китайской газете выйдет заметка о том, что именно 21 января 1983 года группа ученых погибла на подводной лодке.

Но никаких официальных сопоставлений этой публикации в прессе и тех событий с советской подводной лодкой никогда не проводилось.

Завесу тайны этого события приоткрыл капитан первого ранга В. Медведев.

Секреты «Холодной войны»

Хочу напомнить, что 1983 год – это все еще продолжающаяся «Холодная война» США и СССР, и активное слежение за перемещениями подводных лодок. Особенно таких, которые несли на своем борту ядерные боезаряды, велись с обеих сторон.

На самом деле, если погрузиться в вопрос столкновений в мировом океане, то может сложиться такое мнение, что наш мировой океан буквально кишит подлодками, и они неизбежно сталкиваются друг с другом. И столкновение «К-10» с неизвестным объектом (ну или китайской подлодкой) был далеко не первый случай.

Так Адмирал И. Касатонов в своих воспоминаниях:

«Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время. Наиболее тяжёлым был таран «К-19» 15 ноября 1969 года, уложивший американскую лодку «Гэтоу» на дно Баренцева моря. Тогда только чудо спасло американцев от гибели.»

И вот таких эпизодов может быть сотни. Ну а теперь давайте вернемся к нашей «К-10».

Неизвестный таран и его последствия

-2

22 января 1983 года атомная подводная лодка «К-10» была в Южно-Китайском море. Все шло согласно штатному расписанию и, по сути, ничего-то и не предвещало никакой беды. Глубина моря в данном секторе составляла 4500 метров, а к расчетному квадрату наша подлодка подошла аж на 8 часов раньше намеченного плана, при этом в сам заданный сектор нужно было войти в строго определенное время.

Так что требовалось ждать. Поэтому Командир В. Медведев решил выполнить проверку отсутствия слежения со стороны субмарин США и противолодочных сил Японии. Был выполнен маневр, и от гидроакустиков поступил доклад, что все чисто. При этом глубина погружения была 54 метра.

Но в этот момент произошел мягкий и при этом мощный толчок, в результате чего вся лодка буквально содрогнулась, как будто произошла сцепка с другим объектом, и некоторое время наша подлодка и этот объект плыли в толще моря вместе.

Затем произошла расцепка. В первые секунды столкновения заработала аварийная тревога, и первые три носовые отсека были загерметизированы вместе с находящимся там экипажем.

Как вспоминал сам Медведев, он начал запрашивать первый отсек, и в течение двух минут (которые ему тогда показались вечностью) на его запросы была тишина. Но затем прошел доклад из первого отсека, что все герметично.

Все это время подводная лодка продолжала двигаться с чуть меньшей скоростью и на той же глубине. При этом лишь незначительно был увеличен дифферент на нос.

В 21:31 произошло всплытие в надводное положение. При этом над морем в полную мощь свирепствовал тайфун. И огромные волны с ветром сильно бросали из стороны в сторону небольшую советскую атомную подводную лодку. Осмотр в перископ ничего не дал (возможно, из-за неблагоприятных погодных условий). Поэтому командиром был отдан приказ вернуться на предполагаемое место столкновения с неизвестным объектом.

И по месту прибытия капитан, штурман и сигнальщик увидели проблесковый огонек удаляющейся подводной лодки в надводном положении.

Безусловно, об инциденте незамедлительно было доложено командованию. И в ответном сообщении был отдан приказ о следовании в надводном положении на базу Камрань (Южный Вьетнам).

При этом при осмотре лодки было установлено, что носовая ее часть получила сильнейшие повреждения. Кроме этого, были обнаружены среди искореженной обшивки следы чужеродного металла, а килевая стальная дорожка толщиной 30 мм и длиной 32 метра и вовсе была будто бритвой срезана.

После тщательного изучения всех деталей комиссия приняла решение, что данная подлодка в аварийном состоянии вполне способна самостоятельно преодолеть 4500 км до главной базы в подводном положении.

Да, это было сродни безумию при таких повреждениях выполнить столь сложный переход, но командир Медведев и экипаж справились. И за такой настоящий подвиг, проход 4500 км практически на ощупь без акустических станций, в любом другом случае моряки бы получили награды. Но не в этот раз. Так за данный инцидент Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков объявил Медведеву взыскание.

После прибытия подводной лодки приступили к ремонту. И как вспоминал инженер-механик А. Доброгорский (служил на К-10), специалисты стали вырезать сильно исковерканные торпедные аппараты, крышки которых в результате столкновения буквально поотрывало, а там, между прочим, были торпеды с ядерными боеприпасами.

Кроме этого, в приватной беседе было выяснено, что судовой журнал был полностью переписан, а корректировкам были подвергнуты даже записи состояния силовой установки. Так как скоростной режим подлодки «К-10» был нарушен, и она подошла к расчетным квадратам на 3 часа раньше назначенного срока.

Так что же могло там все-таки случиться

-3

Почти со 100% вероятностью можно сказать, что «К-10» в тот злополучный день столкнулась с китайской подлодкой. Но то, что китайцы следили за нашей атомной «К-10», не выдерживает никакой критики.

Так с большой долей вероятности китайцы проводили испытания своей новой дизельной подводной лодки, созданной в СССР по проекту 629. Даже если китайцы и обнаружили нашу «К-10», то они должны были лишь доложить об этом своему командованию и продолжить выполнять свои задачи. Ну а общее у нашей и китайской подлодки было то, что на них стояли практически одинаковые акустические станции и вот у них есть одна «ахиллесова пята».

Еще в 1981 году на одном из полигонов Северного Флота произошло столкновение российской подлодки «К-211» с американской субмариной класса «Стерджен». Последующее расследование установило, что американская субмарина могла вести наблюдения за нашей подлодкой благодаря наличию у нашей акустической системы так называемой «акустической тени».

Тогда и был отработан маневр на проверку кормовых курсовых углов, и наш экипаж выполнял его крайне ответственно.

Но раз лодки все равно столкнулись, то значит, они шли на одной глубине в 54 метра. При этом из-за бушующего наверху шторма, а шумы от винтов лодок как раз и маскируются шумами моря, в такой ситуации даже отличный акустик и великолепная аппаратура не позволит отличить шум моря от шума винтов.

При этом если Медведев видел на месте предполагаемого столкновения проблесковый другой подлодки, то она смогла всплыть, а вот почему она после утонула, уже другой вопрос.

Да, все это столкновение похоже на роковую случайность, собранную из множества разных эпизодов. Но складывается впечатление, что в этой истории есть еще много «белых пятен», которые и не дают нам возможность составить общую правильную картину. Одно можно сказать точно, этот эпизод – один из многих, который окутан секретностью, и даже спустя столько лет о нем мало что известно в деталях.