Фигура Владимира Ильича (Ульянова) Ленина занимает ключевое место в русской политической жизни XX века. Лениниана прошла красной нитью через все этапы советского искусства и литературы.
Самые первые изображения фигуры В. И. Ленина выполнены соратниками по его революционной деятельности. Одно из самых ранних произведений, хранящееся в фондах музея – зарисовка Пантелеймона Николаевича Лепешинского (1868–1944).
Как член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», он был арестован и в 1897 году выслан в Енисейскую губернию в село Ермаковское. В это же время в соседних селах отбывали ссылку Г. М. Кржижановский, В. В. Старков и В. И. Ленин. У ссыльных революционеров была традиция собираться вместе в главном областном центре – городе Минусинск. На одной из таких встреч и был выполнен этот простой, и даже наивный рисунок.
Немногим мастерам удалось работать над портретами вождя с натуры, только некоторым было доверено наблюдать за деятельностью В. И. Ленина лично.
По случаю юбилея Владимира Ильича в 1920 году Натану Исаевичу Альтману (1889–1971) Госиздат предложил создать графический или живописный портрет В. И. Ленина. С первого дня стало понятно, что создать произведение будет сложно. В течение полутора месяцев Натан Альтман работал в кремлевском кабинете В. И. Ленина по пять – шесть часов. Вождь низко склонялся над столом, и лица его почти не было видно. А во время разговоров по телефону он имел привычку откидываться на спинку стула. Самым удобным временем для зарисовок, по воспоминаниям художника, были минуты, когда В. И. Ленин беседовал с посетителями, тогда лицо было отлично видно, удавалось зафиксировать особенности мимики.
В 1920 году автор подарил этот набросок с натуры на сером листке бумаги в музей. Художник быстрыми уверенными штрихами запечатлел В. И. Ленина, вероятно, во время его беседы с посетителем. Получилась заметка на полях, живая фиксация мимолетного.
Каждый из художников по-своему приступил к задаче сделать потрет с натуры.
Николай Андреевич Андреев (1873–1932) предпочел делать заготовку из мастики, а позже переносил в мастерской найденный образ в гипс. Одновременно скульптор сделал множество быстрых, однако, точных рисунков на листках небольших блокнотах. Художнику удалось запечатлеть живость мимики В. И. Ленина.
«На нем все время сменяется выражение лукавства, внимания, удивления, иронии, глубокой задумчивости», - говорил Н. А. Андреев.
Представляет интерес история, связанная с рисунком, выполненным твердым карандашом в 1920 году Сергеем Васильевичем Чехониным (1878–1937). После получения заказа от издательства Коминтерна на миниатюрный портрет В. И. Ленина для альбома «Деятели Коммунистического Интернационала» художник сделал несколько набросков во время торжественного открытия II Конгресса Коминтерна в Таврическом дворце, а после, уже дома проработал детали и оформил лист.
Чехонину как мастеру книжной графики удалось создать правдивый образ без преувеличения и украшательства. График создал портрет с педантичностью, столь характерной для виньеток, заставок и буквиц, в котором учтена каждая деталь и переданы характерные особенности внешности профиля В. И. Ленина – легкий прищур, редкие волосы, большая лысина, большой лоб, густая щетинистая бородка и усы, еле заметные губы.
Позднее, в 1924 году рисунок был дополнен траурным венком, когда мастер подарил эту работу И. И. Ионову (1887–1942), возглавлявшему Ленинградское отделение государственного издательства (Ленгиз). Рисунок передан на хранение в музей в 1926 году.
Отдельное внимание заслуживает скульптура, которая могла бы в свое время стать главным советским символом города – конкурсный проект скульптора Матвея Манизера (1891–1966) по созданию памятника Ленину у Финляндского вокзала в 1924 году.
М. Г. Манизер создал эту скульптуру для участия в конкурсе художественных работ, посвященных приезду В. И. Ленина из эмиграции в революционный Петроград 3(16) апреля 1917 года. В тот день на Финляндском вокзале Ленина встречали толпы рабочих, моряков и солдатов.
На торжественной встрече, взобравшись на броневик, Ленин произнес свою первую речь, закончившую словами: «...Да здравствует Социалистическая революция!». Речь вошла в историю, как знаменитые Апрельские тезисы, ставшие программой борьбы за победу социалистической революции в России.
Скульптура Матвея Манизера не была выбрана конкурсным жюри, но в 1944 году ее копия была выполнена для показа на выставке "Героическая оборона Ленинграда". А в 1953 году поступила в коллекцию Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, ныне Музей политической истории России. Оригинальная авторская отливка 1924 года находится в фондах Государственного исторического музея в Москве.
Эти и многие другие работы великих мастеров вы можете посмотреть на выставке «Увековечить образ». К 100-летию со дня смерти В. И. Ленина, которая откроется в Музее политической истории России 19 января и продлится до 20 марта 2024 года.