Найти тему
СНЕГИРЬ

Русские народные праздники, обряды и приметы марта - встреча Весны

Оглавление

Современное название месяца март пришло к нам с принятием христианства, хотя в народе еще на протяжении столетий продолжали использоваться преимущественно старые славянские названия. В Риме этот месяц был посвящен богу войны Марсу. Считается, что это связано с тем, что с приходом марта на Апеннинском полуострове как раз устанавливалась хорошая теплая погода, подходящая для начинания новых военных кампаний — так что март всегда был связан с проводами войска в новые военные походы.

Художник: Всеволод Иванов. Белояр (март).
Художник: Всеволод Иванов. Белояр (март).

У наших предков название месяца отражало те или иные метаморфозы происходящие с природой в разных регионах страны, именно поэтому отличались и названия — «весна» на юге приходит гораздо раньше, чем в северных областях: зимобор (=борется с зимой), протальник (=снег тает, проталины), сухий (=мало осадков, земля высыхает), березозол (1.пробуждение берез; 2. жгли березу на уголь), соковик (=движение березовых соков).

Впрочем, до настоящей весны в марте еще далеко, о чем свидетельствует различные поговорки, указывающие на непредсказуемый характер этого месяца и высокую вероятность новых заморозков:

Март корове рога ломит.
И в марте мороз на нос садится.
Март — не весна, а предвесенье.
Иногда и март морозом хвалится.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Пришел марток — надевай семеро порток.

Март — это время бездорожья, начала таяния снега, причем считалось, что талая мартовская вода обладает особыми целебными свойствами — она и насыщает жизнью землю и дает здоровья людям. Мартовская вода собиралась, а затем использовалась при болезнях и для опрыскивания плодовых деревьев.

В марте и на корыте уедешь.
В марте вода — в апреле трава.
Мартовская вода (из мартовского снега) целебная: она от веснушек и от загара.
Куры напившись талой воды начинают много нестись.
-3

Мартовские народные приметы говорят нам следующее:

В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Чайка прилетела — скоро лед пройдет.
Кукушка часто и сильно кукующая весною предвещает теплое время.
Кора, во множестве потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую сухую погоду.
Молния в марте без грома — к сухому лету.
Если пойдет дождь в марте, вырастет много грибов.
Мокрый март — плохой урожай.
В марте холодно и сухо — хлеба в достатке будет.
Шершавая поверхность снега в марте — к урожаю, гладкая — к неурожаю.
Если у мартовских сосулек нет в середине пустоты — к богатому урожаю.
Длинные сосульки в марте — к долгой весне.

Интересно, что у древнейшего до-римского населения Италии — этрусков, у которых, как известно, римляне переняли названия своих богов и значительную часть культурного наследия, существовал бог Марис и его чествование как раз приходилось на весну, однако, смысл этого был совершенно иным. Этрусский Марис был богом плодородия, пробуждения природы после зимнего сна, покровителем растительности, что по смыслу ближе к славянскому богу весеннего солнца Яриле.

Кстати, до 1492 года (7000 г. от сотворения мира — по старому летоисчислению), наступление Нового Года на Руси приходилось на 1 марта. А обычай не работать 1 марта в честь праздника Нового года сохранялся аж до XIX века. После 1492 г. (то есть 7000 от сотворения мира) празднование Нового года указом Ивана III перенесли на 1 сентября, чтобы совместить со сбором урожая, а уже в 1700 г. (7208 г. от сотворения мира) Петр Первый постановил праздновать Новые Год 1 января — как это делали в Европе — и одновременно ввел новый календарь от Рождества Христова, упразднив 5508 прошлых лет.

-4

То есть, если говорить о датах, то ни 1699 года, ни 1698 года на Руси в последние 5000 лет просто не было, нить нашего летоисчисления выглядит так: …-7205 г., -7206 г., -7207 г.,- 7208 г., а затем - 1700 г., -1701 г.,- 1702 г.… Поэтому если на каком-то нашем памятнике, в летописи, историческом документе вы видите дату со значением меньше 1700 — знайте, что это уже нечто созданное/отредактированное/перепечатанное после 1700-го — в то время, когда задним числом старые даты стали переиначивать на новый лад, а вовсе не оригинал какого-нибудь 1222 года, на котором в таком случае должна была бы стоять датировка «6 730 от сотворения мира».

Но вернемся к праздникам и обычаям марта. Какие даты и интересные обычаи помнит народный календарь?

1 марта — Маремьяна праведная. Меремьяна — Кикимора.

Вот так — внезапно! День памяти Маремьяны праведной — христианской праведницы, родившейся в Галилее и посвятившей себя проповедованию Евангелия, совместился с дохристианским днем кикиморы, более того их названия слились в одно. Сочетание, конечно, фантасмагорическое, но, впрочем, удивляться этому не приходится. В действительности практически все христианские святые «наслаиваются» на древние дохристианские образы нашего народа, чествование которых приходится на тот же день календаря.

Мариамна (сестра апостола Филиппа). Константинополь. 985 год. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим.
Мариамна (сестра апостола Филиппа). Константинополь. 985 год. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим.

Очевидно, новые религиозные герои были достаточно далеки от народа, непонятны и в общем-то оторваны от традиционной культуры (где архангельские крестьяне и где праведницы Галилеи?), в то же время, продолжать поклоняться древним богам и духам под старыми их именами в новых реалиях было уже невозможно. Отсюда и получилась такая смесь: продолжение дохристианских праздников и обрядов практически в их первозданной сути, но под христианскими названиями — под видом почитания того или иного святого. Так появились Власий — скотий бог, Касьян завистливый, Агафья — коровница, Антип — половод, Лукьян — ветреник, Никита — водопол (=праздник угощения водяного), Параскева Пятница (=пятница день почитания богини прядения Макоши). Даже более того — Коляда (=рождение нового молодого Бога солнца) невероятным образом совпало с Рождеством Христовым, Масленица (=проводы зимы со сжиганием ее чучела) стала предварять начало Великого Поста, а самый крупный летний славянский праздник Ивана Купалы день в день совпал с рождеством святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Что касается Маремьяны-кикиморы, то кроме странного названия этого дня, история не сохранила нам деталей того, как он мог праздноваться и какие обряды проводили в это время крестьяне. Тем не менее, известно, что образ кикиморы в народе не был однозначно отрицательным или положительным — в разных ситуациях эта сущность могла проявлять себя по отношению к людям по-разному. Она считалась женой/хозяйкой лешего или домового, и могла быть как страшной старухой, так и девушкой с белым лицом и длинными черными волосами.

Кикиморы связанные с лешими, что вполне логично, принадлежали к миру леса, а те, что были связаны с домовыми — «населяли» различные строения от дома, до бани, курятника, хлева и проч. Эти «домашние» кикиморы обычно вредили людям по мелочам (разбить горшок, ощипать кур, спутать нитки или сжечь кудель), в случае же крупной беды, все же вставали на сторону хозяев и предупреждали их о грядущих бедах протяжным плачем.

Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица». Кикимора.
Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица». Кикимора.

Вероятно, в начале марта — перед ответственным временем нового посевного цикла — крестьяне пытались как-то задобрить своих «домашних» кикимор. Интересно, что языческое мировоззрение вообще всегда предлагает человеку наладить контакт/найти точки соприкосновения с любыми существами, живущими рядом, какими бы отличными от нас или даже «вредными» они не были. То есть ничто в язычестве не могло считаться 100% злом, требующим некого искоренения — напротив, практически любого враждебного персонажа можно было через добро, уважение и принятие сделать своим союзником.

6 марта - Тимофей-весновей

По Тимофею весна.
Весновей теплом веет, стариков греет.

Считалось, что первое ощутимое дыхание весны чувствовалось именно на Тимофея. По погоде этого дня делали долгосрочные прогнозы о характере грядущей весны. При хорошей солнечной погоде старики впервые после долгой зимы выходили на завалинку, грелись на солнце, вели разговоры и рассказывали истории да сказки.

Степан Колесников. Март
Степан Колесников. Март

9 марта — Обретение. День обретения главы Иоанна Предтечи.

Читайте на канале 9 марта.

10 марта - Тарасий-кумошник

Время пассивных энергий уходит, сменяясь новым циклом активности. Остаются в прошлом неспешные зимние посиделки, рукоделье, созерцательная, спокойная и отчасти "сонная" пора, когда весь мир был скован снегом и укрыт тьмой зимних ночей. Всем пора просыпаться, готовится к посевной, начинать различные работы на улице, налаживать инвентарь.

Именно поэтому с Тарасия-кумошника возбраняется дневной сон, а ранний отход ко сну - он уже не пойдет на пользу, а только принесет кумоху, то есть лихорадку.

Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху.
Вешний сон валит слабых со всех сторон.
-8

12 марта — Прокоп-дорогорушитель

Наступила почти середина марта, температура растет, снег тает, подмороженная земля разбухает и наезженные зимой дороги начинают рушится. Процесс этот на Прокопа-дорогорушителя только начинается, а вот на "Кирилла — дери полоз" (31 марта) наступает уже полное бездорожье.

Прокоп дорогу рушит.
Прокоп-дорогорушитель дорогу прокопает.
У воды нос остер — пробивается всюду.
Художник: Борис Кустодиев. Весна
Художник: Борис Кустодиев. Весна

13 марта — Василий-капельник, дроворуб.

Считалось, что в этот день всегда приходит оттепель, с крыш начинает капать, а днем солнце уже заметно припекает. Талой воде приписывались целебные свойства.

На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю.
Василий-капельник капли дает, капли уж будут — к доброму году.
Длинный сосульки — долгий лен.
-10

Согласно другой примете, если с крыш капает, охотникам надо собираться на зайцев.

А в Сибири, в частности Тюменском крае Василий-капельник именовался древоруб, так как спиленные за зиму дрова по насту свозились к берегу для лесосплава.

14 марта — Евдокия (Авдотья) — плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.

Читайте на канале 14 марта.

15 марта — Федот

На Федота традиционно ожидали еще одну оттепель, а если она не наступала и вместо оттепели приходил мороз, говорили «Федот — да не тот» — отсюда и пошла эта поговорка.

17 марта — Герасим-грачевник

Герасим-грачевник грачей пригнал.
Увидел грача — весну встречай.
Грач на горе — весна на дворе.
Грач зиму расклевал.
Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.
Коли грачи прямо на гнездо летят — дружная весна.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

На Герасима-грачевника принято было печь хлеб в виде грачей, что, очевидно, является частью многочисленных обрядов, призванных зазвать весну. Такое внимание грачам объясняется тем, что именно они — первые возвращающиеся домой перелетные птицы, а птицы, по славянским поверьям, несли на крыльях весну, отпирали ключами запертые (замороженные) на зиму водные источники.

-11

Кроме того, на Герасима-грачевника различными заговорами вываживали из дома кикимору. Этнографами записан такой:

«Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

18 марта — Конон-огородник, Конон-градарь

С 18 марта непременно нужно начинать копать огороды, причем, как писалось в старинных месяцесловах:

«Хоть бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много».

Сохранились сведения о заговорах, которые принято было произносить при этом первом распахивании огорода (в Новгородской области). Так, необходимо было выкопать 3 лунки, приговаривая:

«Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей.»

— то есть опять же мы видим процесс «задабривания» неких вредных сущностей. Ожидалось, что благодаря этому заговору огород летом не будет страдать ни от засухи, ни от мошки, ни от червей.

Художник: Виталий Зайцев. Весна.
Художник: Виталий Зайцев. Весна.

21 марта — весеннее равноденствие. Солярный праздник Масленицы

Читайте на канале 21 марта.

22 марта - сОроки. Выпекание жаворонков. Заклички весны.

Читайте на канале 22 марта.

25 марта - Феофан

На Феофана туман - урожай на лен и коноплю.
Если на Феофана лошадь заболеет, то вес лето будет болеть и для летней работы она не годится.

Для того, чтобы год был хорошим, а урожай богатым хозяйки на Феофана разбрасывали по двору семена для угощения птиц.

30 марта — Алексей — человек божий, Алексей — с гор потоки, Алексей — пролей кувшин.

Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.
На Алексея выверни оглобли из саней (= то есть на санях уже не поездишь — остается ждать когда можно будет передвигаться на колесных телегах).
Покинь сани, снаряжай телегу.
Сани на поветь.
На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.
Сверху печет, снизу течет.
Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).
На Алексея теплого доставай улья.
Художник: Владимир Жданов
Художник: Владимир Жданов

На Алексея уже настолько тепло, что дети могут весь день проводить на улице — наступает время весенних игр и большая их часть, конечно, связана с ручьями: запускание корабликов из коры деревьев, перепрыгивание через ручьи и проч. Одной из популярных детских весенних забав была всем известная игра "Родничок", когда дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящего. Шеренге необходимо было боком перепрыгнуть ручей на другою сторону, кто коснется воды - выбывает из игры.

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
Скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок!

31 марта — Кирилл — дери полоз

Дороги портятся, раскисают настолько, что ездить куда-либо становится совершенно невозможно.

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

На Траяновой колонне изображены славяне - а, значит, наши предки воевали с Римом еще в 1-м в. н.э.

Поморы - кто они? Удивительные факты о жизни и традициях самого морского народа России

Как в русской Карелии создавалось одно из самых известных фольклорных произведений

Происхождение названия Москва и реальная дата основания столицы - русские летописи вас сильно удивят

Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"