Экзамен по информатике проверяет знание предмета и твоё умение самостоятельно планировать и действовать целенаправленно.
Для выполнения заданий КИМ понадобятся метапредметные навыки, умение анализировать поставленную задачу и условия, в которых она должна выполняться, находить эффективные пути достижения результата, выявлять альтернативные нестандартные способы решения.
ЕГЭ проходит в компьютерной форме и содержит 27 заданий с кратким ответом. Вопросы проверяют навыки практического программирования, работы с электронными таблицами и базой данных, а также умение совершать информационный поиск средствами текстового редактора.
Правильный ответ на вопросы с 1–25 оценивается в 1 первичный балл, на 26–27, в 2 первичных балла.
Максимальное число первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы – 29.
На прохождение экзамена отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Изменения в 2024 году
Задание 13 в 2024 г. будет проверять умение использовать маску подсети при адресации в соответствии с протоколом IP.
Задание 13 (демоверсия 2024).
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и маске сети. Сеть задана IP-адресом 192.168.32.160 и маской сети 255.255.255.240. Сколько в этой сети IP-адресов, для которых сумма единиц в двоичной записи IP-адреса чётна?
В ответе укажите только число.
Решение:
запишем маску подсети в двоичном виде:
255.255.255.240 = 11111111. 11111111. 11111111. 111100002
Четыре последних нулевых разряда маски означают, что в сети, возможно 24 =16 адресов узлов.
Для адреса сети 192.168.32.160 это адреса с 192.168.32.160 по 192.168.32.175. Найдём количество адресов с чётной суммой разрядов.
Заметим, что оно не зависит от чётности суммы разрядов общей для всех адресов части 192.168.32, поскольку среди 16 чисел 00002, 0001 2, 00102, 00112, … 11112 количество чисел с чётной и нечётной суммой двоичных разрядов одинаково (и тех и других по восемь).
Ответ: 8.
При выполнении важно понимать различие между чётностью числа и чётностью его суммы цифр в двоичной системе счисления. Например, число 2 = 102 является чётным, но сумма его цифр в двоичной системе равна единице, то есть нечётна.
Рекомендации руководителя по разработке КИМ.
Сергей Крылов советует при работе над заданием 6 ориентироваться на демонстрационные варианты прошлых лет. Исполнителем в задании может быть любая алгоритмическая модель: Кузнечик, Чертёжник или Цапля. Для успешного выполнения этого базового задания на устный счёт выпускнику необходимо внимательно прочитать его условие и смотреть на код.
Для успешной подготовки к экзамену необходимо наращивать компетенции в области программирования: решать задачи по принципу от простого к сложному, выбрать посильный язык программирования и изучать его до продвинутого уровня.
Меньше 10% выпускников выполняют 26-е и 27-е задания.
Для решения заданий высокого уровня сложности 26 и 27 нужно будет проявить элементы творческого подхода.
В вопросе 26 не будет бинарного поиска, поскольку это задание на сортировку данных по убыванию и возрастанию. Когда данные отсортированы, то задача поиска выполняется тривиально.
А в 27 не будет олимпиадной геометрии. В этом задании предлагаются два исходных файла с данными, которые отличаются размером и способом решения: первый (небольшой файл) допускает переборное решение, второй (достаточно большой) – нет.
У участников ЕГЭ 2023 г. возникли большие затруднения при ответе на вопросы повышенного уровня. Это связано с тем, что решение требует комплексного подхода и знания алгоритмов, которым в школьной программе уделяется мало внимания.
С этим заданием 27 справилось лишь 3% выпускников в 2023 году
У медицинской компании есть N пунктов приёма биоматериалов на анализ. Все пункты расположены вдоль автомагистрали и имеют номера, соответствующие расстоянию от нулевой отметки до конкретного пункта. Известно количество пробирок, которое ежедневно принимают в каждом из пунктов. Пробирки перевозят в специальных транспортировочных контейнерах вместимостью не более 36 штук. Каждый 9 транспортировочный контейнер упаковывается в пункте приёма и вскрывается только в лаборатории. Компания планирует открыть лабораторию в одном из пунктов. Стоимость перевозки биоматериалов равна произведению расстояния от пункта до лаборатории на количество контейнеров с пробирками. Общая стоимость перевозки за день равна сумме стоимостей перевозок из каждого пункта в лабораторию. Лабораторию расположили в одном из пунктов приёма биоматериалов таким образом, что общая стоимость доставки биоматериалов из всех пунктов минимальна. Определите минимальную общую стоимость доставки биоматериалов из всех пунктов приёма в лабораторию.
Входные данные:
Дано два входных файла (файл A и файл B), каждый из которых в первой строке содержит число N (1 ≤ N ≤ 10 000 000) – количество пунктов приёма биоматериалов. В каждой из следующих N строк находится два числа: номер пункта и количество пробирок в этом пункте (все числа натуральные, количество пробирок в каждом пункте не превышает 1000). Пункты перечислены в порядке их расположения вдоль дороги начиная от нулевой отметки.
В ответе укажите два числа: сначала значение искомой величины для файла А, затем – для файла B.
Типовой пример организации данных во входном файле
6
1 100
2 200
5 4
7 3
8 2
10 190
При таких исходных данных и вместимости транспортировочного контейнера, составляющей 96 пробирок, компании выгодно открыть лабораторию в пункте 2.
В этом случае сумма транспортных затрат составит: 1 ∙ 2 + 3 ∙ 1 + 5 ∙ 1 + 6 ∙ 1 + 8 ∙ 2.
Типовой пример имеет иллюстративный характер. Для выполнения используйте данные из прилагаемых файлов.
Предупреждение: для обработки файла B не следует использовать переборный алгоритм, вычисляющий сумму для всех возможных вариантов, поскольку написанная по такому алгоритму программа будет выполняться слишком долго.
Важные этапы решения этого и аналогичных заданий:
· анализ условия задачи, примера организации вводных данных;
· графическое изображение возможных схем расположения лабораторий, соотнесение его с форматом входных фактов;
· формулирование переборного алгоритма, его отладка и проверка как на собственных тестах, так и на файле А;
· формулирование идеи эффективного алгоритма, его отладка и проверка как на собственных тестах, так и на файле В;
· формулирование условий отбора записей и их последовательный отбор;
· самопроверка решения.
Поможет справиться с этими заданиями регулярное их решение. Но, прежде чем браться за решение 27 задачи, стоит хорошо научиться работать с алгоритмами решения заданий с 1 по 26.
Как себе помочь
· Выполняй разнообразные задания, не ограничиваясь школьным учебником.
· Проходи тесты и участвуй в олимпиадах по программированию, чтобы привыкнуть к различным условиям.
· Практикуйся в составлении алгоритмов для прохождения задач.
· Экспериментируй с разными подходами, не ограничивайся стандартными методами.
· Постоянно углубляйся в области информатики, изучай новые технологии и методы.
· Самокритично смотри на свои решения и постоянно совершенствуйся.
Успешная сдача экзамена – это работа с алгоритмами и умение мыслить гибко. Развивай свои метапредметные навыки, и путь к успеху станет более интересным. Помни, что результат зависит от твоей подготовки!
Наши преподаватели каждый год, помогают сдавать экзамены, прорабатывают индивидуальные запросы и поддерживают на пути к поставленной цели.
Запишись на пробное занятие по информатике.