Найти тему

64. Тема 61. Синтаксис и Пунктуация. Простое предложение с осложняющими элементами 2. Обособленные члены предложения.

Художник Галина Масюк.
Художник Галина Масюк.

Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Рассмотрим сведения по теме "Обособленные члены предложения.".

Обособление - это способ смыслового выделения или уточнения. На письме обособление выделяется (показывается, отделяется от других членов предложения) знаками препинания. Обособляются второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.

НО! Второстепенные члены предложения могут быть обособленными и необособленными.

Сегодня мы будем разбираться с обособленными членами предложения. Это определения, приложения, дополнения, обстоятельства и обособленные уточняющие члены предложения.

Задание 2. Рассмотрим Таблицу 2, какими ещё элементами может быть осложнено простое предложение.

-2

Задание 3. Рассмотрим подробнее обособленные определения.

Обособленные определения.

Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? чей? который?: папина дочка, сиреневый туман, восьмой класс, моя книга.

Определения в предложении относятся к определяемому (главному) слову, от которого можно задать вопрос «какой?», «который?», «чей?». Такое слово может быть выражено местоимением или существительным.

Обособленные определения (выделенные знаками препинания: запятыми, скобками, тире) могут быть выражены причастиями, причастными оборотами (распространённое обособленное определение) , прилагательными и существительными (нераспространённое обособленное определение).

Обособленные определения бывают согласованными и несогласованными.

Обособленное согласованное определение это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово (причастные обороты и определения, выраженные прилагательными). Например: Зелёная листва, светящаяся на солнце, трепетала от ветерка. Весёлые и беспечные, мы стояли на берегу. Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное обособленное определение – это: 1) существительные без предлогов и с предлогами; 2) сравнительная степень прилагательного; 3) наречие; 4) инфинитив; 5) словосочетание; 6) притяжательное местоимение. Все они связываются связью управления или примыкания.

Вспомним!

Управление - когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.

Примыкание - когда зависимое слово - неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательное местоимение (её, его, их).

Например: Один мальчик, поскромнее других, стоял в стороне. Ткань, с рисунком повеселее, привлекла наше внимание. Её сестра звалась Татьяна.

****************

-3

Потренируйся в определении однородных и неоднородных определений.

Определи, какое предложение с однородными членами предложения, а какие - с неоднородными. Спиши предложения, разделив их на две значимые части.

Мой старый дом стоял на пригорке. Ночь была лунная, светлая. Ветер дул холодный, пронизывающий насквозь. В углу была большая железная печь. Тёмные грозовые тучи медленно заполняли небосвод. Девочка была в нарядном зелёном платье.

Добавьте описание
Добавьте описание

Проверь правильность выполнения задания.

Мой старый дом стоял на пригорке. В углу была большая железная печь. Тёмные грозовые тучи медленно заполняли небосвод. Девочка была в нарядном зелёном платье.

Ночь была лунная, светлая. Ветер дул холодный, пронизывающий насквозь.

*****************

Задание 4. Рассмотрим подробнее обособленные приложения.

Приложениеэто особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет, даёт другое название, характеризующее предмет: попрыгунья-стрекоза, меч-кладенец, краса-девица.

Приложение может обозначать: - качество, свойство предмета (красавица-жена); - возраст (девочка-подросток); - национальность (поляк-переводчик); - семейное положение (дочь Алёна); - профессия, занятие, звание (папа-строитель); - эмоциональные характеристики (писатель-бунтарь); - географические названия (река Москва); - фамилии, имена, отчества (девочка Ирина); - названия (роман «Война и мир»).

Приложение может быть: 1) одиночным: Жулька, собака, бежала впереди. 2) распространённым: Жулька, собака егеря, бежала впереди.

Примеры:

Он, отличный врач, очень помог мне. Отличный врач, он очень помог мне. Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью. Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался. Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Внимание!

1.Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним: В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа. Не узнал (кого?) Мишку-соседа. Не узнал - определяемое слово, которое стоит перед приложением.

2.Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год любимый праздник детей и взрослых.

-5

Задание 5. Рассмотрим подробнее обособленные дополнения.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обособленные дополнения - это обороты, выраженные именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями: помимо, вместо, кроме, сверх, исключая, за исключением, включая, наряду с. Такие конструкции имеют значения включения, исключения, замещения.

Обособление дополнений зависит от смысла, степени распространения, а также их роли и места в предложении.

Дополнения обособляются, если имеют значение:

1. Включения (предлоги: включая, наряду и др.): Наряду с другими, она начала петь. 2. Исключения (предлоги: кроме, помимо, исключая др.): Всех, кроме него, пригласили в гости. 3. Замещение (предлог вместо): Вместо отдыха, он поехал к родственникам.

-6

Задание 6. Рассмотрим подробнее обособленные обстоятельства.

Обстоятельства - это второстепенные члены предложения, которые раскрывают как, куда, откуда, где, когда, почему, по какой причине совершается действие.

К обстоятельству ставится вопрос от сказуемого, определения или другого обстоятельства.

Обособляются обстоятельства, выраженные:

1) деепричастиями:

- одиночными: Поев, ребёнок заснул.

- в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, все разошлись. Не смотря под ноги, он шёл по дороге.

2) обстоятельствами с предлогом несмотря на:

Внимание! В данном случае несмотря на - это отглагольный предлог Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

Есть очень простой способ убедиться, что перед тобой именно предлог: его можно заменить на «невзирая на», «вопреки чему-то».

3) сравнительными оборотами с союзами: как, как и, будто, точно, словно, что, чем, нежели и т.п.:

Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

Вспомним.

Сравнение — лексическое средство, троп, уподобление одного предмета, качества, явления другому на основе общего для них признака.

Сравнительный оборот — часть простого предложения, выраженная сравнением.

Внимание!

Сравнительные обороты не обособляются, если:

1) это фразеологизмы: Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2) имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу. (Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить существительным в Тв.п.: кру´гом)

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве»:

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

Добавьте описание
Добавьте описание

7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др.

Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и дополнением, и определением и главным членом предложения.

Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной – запятыми, скобками или тире.

Например:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи (дополнение).

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей (обстоятельство).

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно:

Я готовлюсь к заданию по литературе, то есть к сочинению (дополнение).

2) с помощью слов: особенно, даже, в частности, главным образом:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво (обстоятельство).

Добавьте описание
Добавьте описание

Практическое освоение учебного материала.

Задание 8. Рассмотрим простые предложения, осложнённые обособленными членами предложения.

Для этого используем текст, посвящённый художнице Галине Масюк и её картине "Корзина с полевыми цветами".

Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону, «рисует», создаёт свои красочные, необычные, замечательные картины шёлковыми ленточками.

Она берёт ленточки разных цветов и оттенков: алые, голубые, зелёные и т.д., продевает в специальную иголку и, как по волшебству, корзина наполняется цветами!

И появляются на свет цветы: ромашки, васильки, маки, колосья... А на столе, рядом с корзиной, свободно рассыпались удивительно правдоподобные ягоды вишни.

Ах, какая очаровательная композиция!

Терпеливо и с любовью создаёт художница свои шедевры.

У неё, несомненно, большой талант! В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!

Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»

*************

Рассмотрим первое предложение, используя алгоритм распознавания простых предложений: односоставных, двусоставных и предложений, осложнённых уточняющими элементами.

Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону, «рисует», создаёт свои красочные, необычные, замечательные картины шёлковыми ленточками.

1. О ком говорится в предложении? О Галине Масюк, художнице из Ростова-на-Дону . Кто? Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону - это подлежащее, осложнённое обособленным уточняющим членом предложения. Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону что делает? «рисует», создаёт - это сказуемое. Сказуемое осложнено однородными членами.

В этом предложении есть подлежащее, сказуемое и только одна грамматическая основа - значит, это простое двусоставное предложение.

2. «Рисует», создаёт что? картины. Картины какие? Красочные, необычные, замечательные - видим, что рассматриваемое предложение также осложнено однородными членами предложения, выраженными определением.

3. Картины чьи? Свои. Создаёт чем? ленточками. ленточками какими? шёлковыми.

Подводим итог: Рассмотрено простое двусоставное предложение, осложнённое обособленным уточняющим членом предложения, а также однородными членами предложения.

Добавьте описание
Добавьте описание

Задание 9. Практическое усвоение учебного материала.

Разбери в той же последовательности, что и первое предложение, следующие предложения из текста:

Ах, какая очаровательная композиция!

В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!

Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»

Добавьте описание
Добавьте описание

Задание 10. Проверь правильность выполненной работы.

1. Ах, какая очаровательная композиция!

О чём говорится в предложении? О композиции. Что? Композиция - это подлежащее. В этом предложении нет сказуемого, но есть обособленный осложняющий элемент - междометие АХ. Вывод: это простое односоставное именное предложение, осложнённое обособленным междометием.

2. В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!

О ком говорится в предложении? О нас. Кто? Мы - это подлежащее. О нас говорится, что мы что делаем? Видим - это сказуемое. Видим в ком? В художнице. Видим кого? Человека. Человека какого? глубоко чувствующего красоту мира!

Вывод: это простое двусоставное предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»

Это предложение представлено прямой речью, которая рассматривается как осложняющий элемент.

Вывод: мы будем рассматривать его не как простое или сложное предложение, а как особую конструкцию, состоящую из двух синтаксически самостоятельных частей.

Добавьте описание
Добавьте описание

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. -

Добавьте описание
Добавьте описание

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Спасибо за Вашу поддержку! Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.