Найти в Дзене

ЕГЭ. Литература. И.Бродский. Материалы для анализа поэтического текста.

Я, как пенсионерка, имеющая в отличие от работающих свободное время, обратила своё внимание на материалы по творчеству заявленных в кодификаторе ЕГЭ писателей, на которых нет времени на разбор на уроках. О Визборе здесь, о Набокове было здесь, а о Кафке здесь . Я посмотрела многие материалы (включая учебник для классов с углублённым изучением литературы) о творчестве И.Бродского. Больше половины объёма-это биографические данные, которые, конечно, могут помочь понимать поэтический язык поэта, но решила собрать и классифицировать те материалы, которые будут направлены как раз на анализ его стилистики. Я уже как-то писала, что это обязательно основывается на мировоззрении автора. Итак, поэзия Бродского в школьной программе для сдачи ЕГЭ и для жизни. Темы, к которым можно относить предлагаемый для анализа текст Бродского: · Тема родины, ответственности за свое прошлое; · Тема бесконечного времени и ’’скоропортящегося продукта– пространства, содержащего в себе угрозу распада. · Тема забве
В этих словах готражается весь мир Бродского.
В этих словах готражается весь мир Бродского.

Я, как пенсионерка, имеющая в отличие от работающих свободное время, обратила своё внимание на материалы по творчеству заявленных в кодификаторе ЕГЭ писателей, на которых нет времени на разбор на уроках.

О Визборе здесь, о Набокове было здесь, а о Кафке здесь .

Я посмотрела многие материалы (включая учебник для классов с углублённым изучением литературы) о творчестве И.Бродского. Больше половины объёма-это биографические данные, которые, конечно, могут помочь понимать поэтический язык поэта, но решила собрать и классифицировать те материалы, которые будут направлены как раз на анализ его стилистики. Я уже как-то писала, что это обязательно основывается на мировоззрении автора.

Итак, поэзия Бродского в школьной программе для сдачи ЕГЭ и для жизни.

Темы, к которым можно относить предлагаемый для анализа текст Бродского:

· Тема родины, ответственности за свое прошлое;

· Тема бесконечного времени и ’’скоропортящегося продукта– пространства, содержащего в себе угрозу распада.

· Тема забвения, потери памяти.

· Тема человека и государства, соотношения личного счастья человека и действий власти.

Хочу, чтоб сегодня вы улышали его голос.
Хочу, чтоб сегодня вы улышали его голос.

Изобразительно-выразительные средства, характерные для художественного мира И.Бродского.

· В основе поэзии Бродского лежит чувство свободы и одиночества. Античный мир, новорожденный Иисус, звезда рождественская, вечность, моря, океаны, Азия и Европа – лишь частные случаи этой свободы творческого полета поэта.

Отсюда

1. Обилие цитат, аллюзий (намеков на известное литературное произведение или историческое событие) и ассоциаций

2. Ссылки на великих предшественников (от боготворимого им Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахматовой и Мандельштамом.

3. Использование разных стилей стихосложения, характерных для разных эпох: от классицизма до современного «потока мысли», при отображении бесконечности которого возможно обходиться без знаков препинания.

4. Обращение к жанрам прошлого.

· Его взгляд на мир отличается спокойной взвешенностью оценки тех событий, которые и сегодня — недавняя история и предмет яростных споров. Это объясняется тем, что ссылка и изгнание сформировали отношение Бродского к миру — отстраненное, исполненное ностальгии, которой не позволено обнаруживать себя, пронзительного чувства своего небытия, ставшего привычкой.

-3

Отсюда

1. В выборе жанра предпочтение отдаётся элегии, стансам, предполагающим философское рассуждение и грустные интонации.

2. Звукопись, в которой преобладают звуки, отображающие интонации плача, ощущение бренности земного бытия.

3. Интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества.

4. Длинные строчки с незаконченными предложениями, создающие атмосферу размышления,

-4

Особый взгляд творца, создающего особые художественные образы.

Отсюда оригинальные

1. Развернутые метафоры

2. Оригинальные эпитеты, сравнения, рифмы.

3. Один из самых распространённых образов – образ бесконечного пространства.

4. Лексические средства-синонимы, антонимы, фразеологизмы.

5. Особый синтаксис, который отвечает конкретным поэтическим задачам каждого отдельного стихотворения.

6. Анафоры.

Когда-то я писала о своём видении развернутого ответа на вопрос в ЕГЭ по литературе (см.здесь, здесь и здесь).

· Так вот, для Бродского я бы советовала отталкиваться от того, что осознание невозвратимости ушедшего времени, которое сохраняет память, и пространства, оборачивающегося беспамятством и забвением, поэт в своём творчестве ставит перед собой цель — восста­новить поэтический мир, когда-то близкий, дорогой и понятный чита­телю, обладавшему тем же культурным уровнем, что и поэт.

Если смотреть с этой точки зрения, то появляется возможность объяснить все найденные в тексте поэтические средства. А умение их найти – от подготовленности ученика.

-5

Показывать образцы, как выражения из моей статьи можно использовать в развернутом ответе? Подумаю. Не вижу особой заинтересованности. Заставляю себя думать и писать, чтобы давать мозгу нагрузку, расцениваю свои статьи как физкультуру и отдохновение.

И последнее:

Нашла возможные темы «больших» сочинений по Бродскому:

· Как опыт изгнанничества сформировал поэтическое мироощущение Бродского?

· Как отражена в стихотворении важная для Бродского тема пространства и времени?

-6