Найти тему
МК в Крыму

Юрий Соломин: Адъютант? Его превосходительство!

Прискорбное известие о смерти народного артиста Юрия Соломина ввергло в печаль всех поклонников его актёрского и режиссёрского талантов. Знали, что возраст, знали, что болезнь... Но всё равно трудно воспринять это: "От нас ушёл Юрий Мефодьевич...". А днём раньше мы узнали о смерти одного из соавторов сценария легендарного 5-серийного фильма "Адъютант его превосходительства" Игоря Яковлевича Болгарина. Роль Павла Кольцова (адъютанта генерала Ковалевского) в 1970 году (премьера состоялась с 7 по 16 апреля на ЦТ) , когда фильм вышел на экраны, сразу и навсегда вывела Юрия Соломина в категорию наших самых любимых актёров отечественного кино...

Кадр из фильма Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства" (1969).
Кадр из фильма Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства" (1969).

Осенью 2016-го Юрий Соломин приезжал в Крым. На творческом вечере - встрече со зрителями в Симферополе побывал тогда и наш корреспондент.

...Когда Юрий Мефодьевич Соломин вошел в зал Крымско-татарского академического музыкально-драматического театра, все многочисленные зрители дружно встали и дружно зааплодировали – причем не по обязанности и не из вежливости, а очень искренне и горячо, это чувствовалось...

Казалось, сейчас прозвучит и троекратное «ура» - так встречают генералов и генералиссимусов. На сей раз так встречали адъютанта – Адъютанта его превосходительства (актер в роли штабс-капитана Кольцова незабываем). Хотя по регалиям Юрий Соломин  настоящий маршал – и народный артист, и художественный руководитель знаменитого, старейшего Московского академического Малого театра, по ролям в театре и кино, на телевидении – самая настоящая звезда, и даже министром культуры Российской федерации побывал. Какой уж тут адъютант.

В Крыму – кинодебют актерский и режиссерский

Впрочем, адъютант в этот вечер был у самого Юрия Мефодьевича – некая накаченная персона мужского рода и невысокого роста. Эта персона вдвоем с какой-то деловой и чем-то озабоченной дамочкой зорко следили за безопасностью Соломина и не допускали к его телу назойливых почитателей. Дело, конечно, важное, но как-то странно было видеть рядом с интеллигентным человеком, человеком немолодым такие комические приметы сегодняшнего дня.  Соломин – это же не Стас Михайлов, что же от него людей отгонять? Не будут же они в него впиваться и крест на груди целовать![img=125658]

…Соломин начал свою творческую встречу с признания в любви к Крыму, к Симферополю и Севастополю. Вспомнил, как снимаясь в первом своем фильме – «Оборона Севастополя» - прибыл на съемки тайно, не предупредив строгого руководителя Малого театра. Отчаянный поступок для молодого актера! Сниматься в Крым Соломин прибыл в понедельник, в свой законный выходной, а во вторник вечером ему предстояло выйти на сцену Малого в партнерстве с тогдашним худруком театра – непререкаемым авторитетом Михаилом Ивановичем Царевым.

Вот и дрожал молодой артист, снимаясь на Сапун-горе. Все вокруг стреляют, все вокруг взрывается, а Юра об одном думает – «будет ли обратный билет до Москвы» и умоляюще смотрит в глаза администратора. К счастью, все закончилось благополучно – и кино сняли, и московские зрители остались довольны, и Царев ни о чем не догадался.

С Крымом в жизни Юрия Соломина связаны и съемки фильма «Берег его жизни», посвященного великому путешественнику Миклухо-Маклаю.

По словам Юрия Мефодьевича, многое в его жизни происходило случайно. Вот так однажды случайно его пригласили поставить спектакль в Болгарии. И хотя Соломин никогда не считал себя режиссером,  «братушки» были настойчивы, сломали сопротивление Министерства культуры и сомнения самого Соломина –  он отправился в Болгарию ставить «Лес» Островского. Вот там, в Болгарии в часы досуга, чтобы скоротать одиночество, в библиотеке Дома Дружбы, среди захватывающих детективов, российский режиссер наткнулся на книгу «Человек с планеты Луна». Оказалось, это никакой не детектив, а похождения этого самого путешественника Миклухо-Маклая, о котором вроде бы слышали все, но  никто толком ничего не знал.

Кадр из фильма Василия Ордынского "Хождение по мукам" (1977).
Кадр из фильма Василия Ордынского "Хождение по мукам" (1977).

Соломин «заболел» темой, в результате чего пробил в Гостелерадио съемки фильма о Миклухо-Маклае, где выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером. А натурные съемки своего режиссерского дебюта он проводил не только в Ялте, но и в Симферополе, в одном из парков. Было это уже в далекие 80-е годы прошлого века, и на творческой встрече Соломин не скрывал, что собирается один из дней пребывания в Крыму посвятить прогулке по памятным местам (а потом путь Юрия Мефодьевича лежал в Севастополь, где он должен был играть спектакль «Филумена Мартурано» - прм.авт.).

«Ну ладно, оставайся!»

За два часа творческой встречи Соломин успел вспомнить тех, благодаря кому стал артистом. Вспомнил педагогов по школе – колоритного физика, наяривавшего на уроках на аккордеоне под мигание электрических лампочек, другую свою учительницу, много лет присылавшую в Москву открытки, в которых выставляла Юрию отметки за сыгранные роли (Соломин признался – «было много «четверок»).

Конечно, вспомнил  Юрий Мефодьевич родную Читу, родителей, отца, который повез Юру в Москву поступать в театральное училище им. М. Щепкина. Юрий Соломин прошел успешно два тура, а накануне третьего отца ограбили на Ярославском вокзале. Жить в Москве стало не на что, надо было уезжать домой. Как же уезжать – а  третий тур? Отец сказал: «Иди к Пашенной (Вера Николаевна набирала курс), спроси: берут они тебя или нет Если берут – останемся, нет – уедем». И Соломин отправился в «щепку» разыскал строгую Пашенную, и та, пронзив его должным взглядом, сказала: «Ну, оставайся!»

Он остался, вырос в очень большого артиста, стал художественным руководителем Малого театра и теперь взволнованный, как юноша, вспоминает и Веру Пашенную, и Михаила Царева, Игоря Ильинского, других корифеев, своих партнеров по сцене -  Руфину Нифонтову, Виктора Борцова, Алексея Эйбоженко…

Кстати, многие знаменитые артисты Малого театра были связаны с Крымом. Здесь в театре им. Горького начинали Михаил Царев и Владимир Кинегсон, в Симферополе родился одногруппник Соломина – актер Малого Роман Филиппов (знаменитый «громила» в ресторане «Плакучая ива» из «Бриллиантовой руки», приглашавший героев Ю. Никулина и А. Миронова приезжать на Колыму), из Симферополя в середине 70-х отправился именно в Малый театр по приглашению все того же Царева крымский любимец Александр Голобородько…

О многих рассказывал Соломин – о родителях, жене, учителях, но почему-то ни слова не сказал о своем знаменитом брате – замечательном актере Виталии Соломине. Братья вместе учились в Щепкинской «альма-матер», бок  о бок работали в Малом, вместе играли и снимались, но… Но, видимо, не все было так просто (а, может, мне это кажется). Виталий рано ушел из жизни, его настиг инсульт прямо во время спектакля. Антон Павлович Чехов назвал бы это – «сюжет для небольшого рассказа».

Таких артистов нужно знать в лицо

Может быть, молодые и знают, кто такой Юрий Соломин, но вряд ли – и это грустно. Понятно, что у каждого поколения свои герои, но знать, кто такой Брэд Питт и не знать Юрия Соломина – это, считаю, маленькая катастрофа. Ведь Соломин – это действительно звезда, несмотря на то, что ему за 80.

Сыграв роль капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (кстати, и прототип Кольцова и один из авторов Г. Северский – тоже наши крымские), он мог больше ничего не играть. Слава тогда крепко обняла, да так и не выпустила из своих объятий. Вначале режиссер Евгений Ташков хотел снимать Соломина в роли злодея-белогвардейца, но какой же он злодей! Посмотрите на лицо Юрия Мефодьевича – это интеллигент, и он вызывает доверие. На Кольцова Соломин пробовался шесть (!) раз, его с трудом утвердили – под ответственность режиссера. А потом получилось то, что получилось.

И позднее были работы с японским режиссером Акирой Куросавой (фильм «Дерсу Узала» удостоен «Оскара»), яркие работы в фильмах, которые не сходят с телеэкранов Генрих Айзенштайн («Летучая мышь»), Славин («ТАСС уполномочен заявить…»), Телегин («Хождение по мукам»), роли в «Московской саге», «Исаеве».

Кадр из фильма Владитмира Фокина "ТАСС уполномочен заявить..." (1984).
Кадр из фильма Владитмира Фокина "ТАСС уполномочен заявить..." (1984).

Кстати, если вспомнить «ТАСС», в эти дни в Симферополе можно было увидеть еще одного героя – популярного сериала – Дубова - зловещего  агента ЦРУ Трианона, артиста Бориса Клюева. Впрочем, для молодых Клюев – никакой не Трианон, а персонаж сериала «Воронины»… Еще одна замечательная роль Юрия Соломина – Трактирщик в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. Как-то Борису Николаевичу Ельцину показали фрагмент фильма, где Соломин вместе с Екатериной Васильевой распевает на лужайке беззаботное «Вот и славно! Трам-пам-пам». «А это ваш министр культуры» - подсказали Ельцину услужливые помощники. Не знаю, удивился ли «царь Борис», но Юрий Мефодьевич вскоре министром быть перестал – и правильно сделал.

А театр -  Кисельников в «Пучине», Хлестаков в «Ревизоре», Фамусов в «Горе от ума», дядя Ваня, Царь Федор Иоаннович, Сирано де Бержерак…

В общем, юные, – таких артистов надо знать в лицо. Обещайте, что так и будет.

… А в заключение встречи Юрий Соломин прочел замечательное стихотворение Жака Превера  «Как нарисовать птицу». Свою птицу жизни артист нарисовал, и нарисовал отменно. Так что спокойно может поставить в углу рисунка свою подпись – Юрий Соломин.

Сергей Пальчиковский