- Привет,- поздоровался Алексей с восточной красавицей Алиёй.
-Привет,- улыбнулась Алия.
Они работали в соседних зданиях, часто ходили в одно кафе на обед. Познакомились и разговорились.
- Мне так интересно с тобой,- восхищенно говорил Алексей.
Алия кивала – интересов общих было немало. Роман закрутился стремительно.
Алия жила отдельно, в трехкомнатной небольшой квартире, доставшейся ей по наследству от бабушки, растила одна сын, которому было на тот момент пять лет. Была в разводе.
Алексей был холост, и к 30 годам еще ни разу не был женат. Даже никогда не жил вне дома.
Они встречались, вместе отдыхали. Это весна и лето были на удивление жаркими. Часто они вместе ездили купаться и загорать. Алексей подарил дорогой телефон Алие. Но он стал барахлить, что-то там было не то.
- Дай мне гарантийный талон, я в мастерскую схожу,- сказала Алия.
Съездила, сдала по гарантии в ремонт, телефон оказался неремонтопригоден, Деньги вернули, и Алия, с разрешения Алексея, добавив немного, купила себе прекрасный яблочный телефон, с удовольствием пользовалась техникой.
В гости Алексей все чаще захаживал, а потом совсем переехал с вещами. Иногда на выходных уезжал:
- Мама на даче живет, надо навестить,- словно извиняясь говорил он.
Алию при этом с собой не звал. А она и не напрашивалась - всему свое время.
Осенью мама вернулась с дачи, и Алия поняла, почему Алексей так и не был женат. Альбина Петровна приходила вечерам, и по утрам, на выходных просто приезжала на целый день. Алия тактично отправляла на выходные Алексея к маме, чтобы та у них не находилась постоянно – надо убраться, приготовить. Да и с сыном позаниматься. А не сидеть с гостьей.
- У вас так по стариковски тут,- ворчала Альбина Петровна. – Алия, когда ты ремонт сделаешь?
- Когда накоплю денег. Пока не до этого. Аккуратно, чисто, и ладно.
- Сюда даже гостей или наших родных не пригласишь, будут говорить, что некрасиво.
- Значит, не пригласить,- кивала Алия.
Алексей, когда мама ушла, предложил:
- Аленька, давай я ремонт сделаю, у меня есть накопления. И выходи уже за меня замуж.
- Давай следующим летом вернемся к разговору про замуж,- улыбнулась Алия. – Ремонт делать я не прошу, можно просто переклеить обои, потолки обновить.
- Нет, мы полностью переделаем кухню, технику туда новую поставим. А в квартире да, обновим косметику. Ванну – плитку и сантехнику поменяем.
Ремонт начался. Алексей оплатил материалы и работу, и на период ремонта они переехали к Альбине Петровне.
Жить было тяжело. Даже Алия со своим терпением и покладистостью с трудом переносила ворчание и придирки женщины, которая совсем не хотела отпускать от себя сына. На выходных она с радостью собиралась и ехала повидаться к родным или подруге, забрав сына.
- Ух, хоть передохну. Скоро закончится ремонт, обратно переедем.
Когда ремонт подходил к концу, Альбина Петровна предложила:
- А чего вы поедете отдельно жить. Места нам хватает. Оставайтесь, а квартиру Алии сдадите, хорошие деньги, кстати.
- Нет, мне комфортнее жить отдельно, - тактично возразила Аля.
Хотя Альбина Петровна и давила на сына и его подругу, но все же они съехали. Вздохнули спокойно, но не надолго. Альбина Петровна повадилась приходить с гостями: то с сестрой, то с племянницей, то с подругой. И Аля должна была их приветить, угостить.
На ее спокойные просьбы хотя бы предупреждать, следовал ответ:
- Алешенька столько сюда вложил, так что я могу похвастаться.
Последней точкой стала фраза Алексея:
- Милая, у нас спальня есть, у мальчика своя комната. Мама просит приютить двоюродную сестру с сыном на пару месяцев.
- А чего она к себе не приютит?
- У нас квартира удобнее расположена.
- У нас?
- Ну да, я же вложился в ремонт, так что имею право.
- Нет, я не разрешаю.
Вечером явилась мать Алексея:
- Что значит против? Да эта квартира фактически принадлежит Алексею, столько в нее вложено. Ты тут на птичьих правах. Только я и он решаем, что тут делать, и кому жить. А ты должна быть благодарна, что мы с тобой возимся, и твоим щенком.
Терпение Алии лопнуло звонко и громко. В пять минут вылетели в подъезд вещи Альбины Петровны и Алексея, а следом выскочили сами их владельцы. Аля захлопнула дверь, и заперла на засов.
Альбина Петровна стала кричать и ругаться, но Алия вызвала полицию, и мать с сыном вынуждены были убраться к себе. Они скандалили, требовали деньги за ремонт, вернуть вещи и подарок – телефон.
Алия вообще никак не реагировала, перестала ходить в кафе. Когда Алексей попробовал прийти к ней на работу, то охрана его не пустила. Алия рассказала начальству про конфликт и возможное появление бывшего ухажера или его мамы.
- Если это проблема, я уволюсь.
- Оставайся,- сказал начальник. – У меня бывшая как твоя несостоявшаяся свекровь. Охрану предупрежу.
Алексей подал в суд:
- Я планировал жениться на Але, и сделал ремонт в ее квартире, купил технику, всего на 466 тысяч рублей. А она меня выставила, деньги за ремонт не отдает, да еще и вещи мои удерживает – телефон вот мой дорогой.
Альбина Петровна в суде была:
- Да, я контролировала ремонт, и часть денег на него – 96 тысяч давала, вот подтверждение перечисления сыну. И телефон я покупала, дала сыну попользоваться, а он оставил его у этой дамочки дома. А она не отдает. Сын ее в телефон, наверное, играет. Она-то с другим ходит.
Суд рассмотрел все документы, и спросил:
- А где документы на телефон?
- Так нету, она забрала, сдала, и новый купила, но на мои деньги.
- Я свои вложила в покупку нового телефона. А все остальное- он тратил на меня в силу личных отношений. Мы у меня фактически семьей жили, вели общее хозяйство. Я не просила у него этого ремонта, и о возврате средств, объеме трат, разговора со мной не было.
Суд решил
Истцом не доказан факт наличия этих вещей в его собственности и удержание их ответчиком. Алексей производил ремонт и приобретал имущество в силу личных отношений с ответчиком и заведомо в отсутствие какого-либо гражданско-правового обязательства перед ней. При этом суд указал на отсутствие какого-либо договора или соглашения сторон, предусматривающего возмещение истцу этих расходов и оплату его работы.
То есть никакого неосновательного обогащения не могло быть, так как обязательства не были зафиксированы, это все по любви и из личных отношений.
Алексей и Альбина Петровна обжаловали решение. Апелляция все же взыскала с Алии 96 тысяч рублей. Те, что мама оплатила. Но Кассация отменила это.
Дело дошло до Верховного суда, и он сказал, что все суд первой инстанции решил верно, отказано в иске в полном объеме вполне законно.
Альбина Петровна и Алексей теперь ворчат на меркантильных женщин. Они из разрухи подняли для Алии квартиру, даже ребенка ее не обижали, а она выставила Алексея. Какая же она нехорошая «редиска».
А Алия живет спокойно, растит сына, и пока не готова к новым отношениям.
Определение Верховного суда РФ от 05.12.2023 по делу № 80-КГ23-5-К6
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.