Найти в Дзене

Из чего складывается образование психолога?

В современном мире стать психологом можно разными путями: прямыми и окольными. У каждого из путей есть как преимущества, так и недостатки. Однако человеку, решившему обратиться за помощью к помогающему специалисту, важно понимать, из чего же складывается его образование. Данная тема очень важная, вокруг неё много споров как среди клиентов, так и среди самих психологов. В этой статье мне хотелось бы осветить позицию, которая сложилась из собственного опыта обучения, прохождения личной терапии и общения со специалистами, прошедшими разный путь в профессию. Но прежде, чем перейти к теме, объясню, зачем клиенту вообще знать составляющие образования психолога. Часто люди думают, что все психологи обладают каким-то универсальным набором знаний и навыков, чтобы работать с людьми любого возраста, с любыми особенностями психики и с любыми запросами — это не совсем так. В комментариях я не раз видела истории, где люди обращались по знакомству к психологу и разочаровались. Да, так бывает, что одн
Оглавление

В современном мире стать психологом можно разными путями: прямыми и окольными. У каждого из путей есть как преимущества, так и недостатки. Однако человеку, решившему обратиться за помощью к помогающему специалисту, важно понимать, из чего же складывается его образование.

Данная тема очень важная, вокруг неё много споров как среди клиентов, так и среди самих психологов. В этой статье мне хотелось бы осветить позицию, которая сложилась из собственного опыта обучения, прохождения личной терапии и общения со специалистами, прошедшими разный путь в профессию.

Но прежде, чем перейти к теме, объясню, зачем клиенту вообще знать составляющие образования психолога.

Часто люди думают, что все психологи обладают каким-то универсальным набором знаний и навыков, чтобы работать с людьми любого возраста, с любыми особенностями психики и с любыми запросами — это не совсем так.

В комментариях я не раз видела истории, где люди обращались по знакомству к психологу и разочаровались. Да, так бывает, что одному человеку этот конкретный специалист помог, а другому, к сожалению, нет.

Причин тому множество:

  • у специалиста нет достаточных компетенций именно в этом запросе
  • специалист может консультировать, но не терапевтировать
  • клиенту не подходит направление работы
  • специалист не подошел по личностным особенностям

И первые три причины непосредственно связаны с образованием помогающего специалиста. Зная эти составляющие образования, вы сможете более четко понимать, какой психолог вам нужен.

Наличие университетского образования

-2

Часто людям кажется, что главным критерием для выбора психолога является наличие университетского образования. К сожалению, это не совсем так.

Во-первых, наличие диплома (даже красного) не говорит о том, что человек реально освоил знания и понимает, как это всё перевести в практику. Возможно, у вас были такие примеры людей, которые прекрасно заучивали информацию и отвечали на билеты и тесты, а в реальной ситуации терялись.

Во-вторых, редкий человек уже в 17-19 лет понимает, что хочет пойти именно в сферу психологии. Статистика на психологических факультетах примерно такая же, как и на всех других: если даже половина пойдёт работать по профессии — это уже успех.

В-третьих, профессия психолога подразумевает постоянные обучения. И если у специалиста за годы практики только университетское образование — это тревожный звоночек.

В-четвёртых, в университетах часто не учат основам консультирования и работе с клиентами, поэтому такому специалисту будут нужны дополнительные обучения по практической психологии.

Тем не менее, если у психолога есть университетское образование, и он продолжает совершенствовать свои знания и навыки дальше в рамках других обучающих программ, академическое образование будет определенно преимуществом на рынке психологических услуг.

Наличие длительной переквалификации

-3

Если у человека психологическое образование является не первым, он обязан пройти длительную переквалификацию — обучение минимум на 1,5-2 года по конкретной направленности.

В психологию человек может прийти в любом возрасте и из любой сферы. На мой взгляд, чем дальше от психологии первое образование, тем продолжительнее должна быть переквалификация.

На моём примере это выглядит так.

У меня окончены бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года) по педагогическому направлению и переквалификация на практического психолога в сфере детско-родительских отношений (1,5 года).

В рамках продолжительной переквалификации обязательно должны быть эти дисциплины (как минимум):

  • Основы общей психологии;
  • Основы возрастной психологии и психология развития;
  • Психология сознания и личности;
  • Основы психодиагностики;
  • Психофизиология;
  • Основы нейропсихологии;
  • Анатомия центральной нервной системы;
  • Основы психологического консультирования;
  • Профессиональная этика в работе.

Остальные дисциплины включаются в учебный план согласно направленности обучения. Например, в моём случае дополнительные дисциплины ориентированы на работу с детьми разного возраста и с родителями.

Однако, как и в случае с академическим образованием, не стоит забывать о людях, которые могут купить диплом, прослушать все лекции мимо или успешно заучить всё к экзамену, а потом забыть.

Кроме того, данное образование позволяет человеку консультировать, но не терапевтировать.

Для того чтобы иметь возможность работать на более глубоких уровнях, нужно обучение на конкретный подход — об этом разговор пойдёт ниже.

Наличие обучения в рамках подхода

-4

Да, человек может отучиться 6 лет в университете на психолога, потом пройти дополнительное обучение по практической психологии, но при этом он может только консультировать.

Чтобы стать не просто психологом-консультантом, а психологом, который работает на более глубоких уровнях, необходимо пройти сертификацию в определённом подходе (часто это обучения от полугода до нескольких лет).

Особую популярность имеют следующие направления терапии:

  • Когнитивно-поведенческая терапия;
  • Гештальт-терапия;
  • Арт-терапия;
  • Клиент-центрированная терапия;
  • Семейная системная терапия;
  • Психоанализ;
  • Нарративная терапия;
  • Экзистенциальная психотерапия;
  • Схема-терапия;
  • Телесно-ориентированная терапия;
  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия.

И многие-многие другие. Их сейчас более 200 направлений.

Без подобного обучения психолог не имеет достаточной квалификации для проведения глубокой работы с клиентом.

Поэтому если вы хотите не просто проконсультироваться с психологом по какому-то волнующему вопросу, а пойти в более длительную и глубокую работу, обязательно смотрите на прохождение данной сертификации.

Наличие квалификации по отдельным узконаправленным темам

-5

Вроде бы уже есть вузовское образование/длительная переквалификация, обучение в подходе, но неужели нужно что-то ещё?

Да, для некоторых аспектов в работе нужны специфические знания.

Например, я могу выделить такие темы:

  • Работа с парой в ситуации развода
  • Работа с ребёнком в ситуации развода
  • Работа с беременными женщинами
  • Работа с детьми с ОВЗ, РАС, СДВГ и т.д.
  • Работа с расстройствами пищевого поведения (как сопровождение психиатра)
  • Работа с травмой и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)
  • Работа с депрессивными состояниями (как сопровождение психиатра)
  • Работа с суицидальными мыслями и суицидальным поведением (как сопровождение психиатра)

И много чего ещё.

Психолог должен быть уверен в своих знаниях и навыках по темам, которые не входят в базовое обучение, если он хочет с ними работать. Обычно у специалистов есть особые темы, в которые они уходят максимально глубоко, а остальные сферы знают на базовом уровне.

Чтение профессиональной литературы и современных исследований

-6

Пока практикующие психологи работают с клиентами в кабинетах или онлайн, психологи-исследователи работают при научных лабораториях, проводят эксперименты и делают открытия. Особенно хороши в этом нейропсихологи, изучающие особенности головного мозга и его функционирование. Кроме собственно психологических исследований, психологам важно быть в курсе исследований медицинских.

Да, с количеством обучений психологам часто некогда читать, однако быть в курсе основных открытий и тенденций важно.

Только чтение книг, конечно же, не сделает из человека психолога :)

-7

Таким образом, образование психолога — это несколько кирпичиков, которые накладываются один на другой.

Первое — это общая база, её можно получить или в университете + практико-ориентированном обучении, или на длительной переподготовке. И чем дальше первое образование от психологии, тем продолжительнее и основательнее должна быть эта переподготовка.

Второе — это сертификация в рамках подхода, если специалист хочет не только консультировать, но и проводить более глубокую работу. Такое обучение может быть от полугода до нескольких лет.

Третье — это получение образования по узкоспециализированной теме, если специалист хочет работать с запросами по типу РПП, ПТСР, сопровождение разводов, сопровождение беременности и т.д.

Четвёртое — это чтение профессиональной литературы и современных исследований, которые помогут специалисту быть в курсе новых открытий и актуальных тенденций.

Образование для психолога очень важно. Невозможно пройти 3-х месячные курсы и идти в работу. К сожалению, сейчас каждый первый может получить корочку психолога и начать "психотерапию". Итогом становится усугубление проблемы клиента и дискредитация работы хороших специалистов.

Желаю всем, кто ищет психолога, найти ответственного и квалифицированного специалиста!

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com