В этой короткой статье будет рассказано, чем так важно тепло для российской цивилизации, и какие глубинные основы затрагивает его отсутствие.
В "нулевых" любили говорить, что негласный общественный договор между властью и народом заключается в формуле "колбаса в обмен на лояльность". Теория общественного договора принадлежит Томасу Гоббсу, и у неё много критиков, которые отчасти справедливо утверждали, что это больше умозрительная категория, потому что в реальности никакого договора никто не подписывает, и нет какого-то места, где власть бы натурально встречалась с народом для заключения некоего пакта о лояльности. Однако, есть институт выборов, плебисцит, хоть и критикуемый и уже институционально архаичный, отставший от исторического процесса, но так или иначе работающий.
Понятие "колбаса" аккумулировала в себе несколько важнейших для народа категорий: стабильность и единство власти, отсутствие уличной преступности, полный холодильник, возможность покупки бытовой техники, исправный ЖКХ городов и доступный отдых в более тёплых странах. Обеспечение этих факторов прямо трансформировалось в лояльность электората на выборах.
Энгельс установил, что бытие определяет сознание. Поэтому всегда необходимо искать то, что первично определяет психологию и культуру той или иной общности людей. Как правило это бывает среда обитания, климат, условия внешнего воздействия. Русская община в подавляющей своей массе развивалась в условиях неблагоприятного климата. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, северо-восточную Русь с её Печорами, да и сегодняшнюю центральную Россию трудно назвать плодородными оазисами. Это вам не Европа, где палку воткнул в землю, и она дала плоды. В России продукты земледелия давались гораздо большим трудом. Отсюда и традиционная ориентация российского общества на коллективные ценности, а европейского - на индивидуалистические. Проблема церковного раскола 17-го века упрочила эту ориентацию. Традиционная община всегда жила в условиях гонений и рискованного земледелия.
Русский поэт Иван Аксаков, бывший известным славянофилом, в бытность своего служения в МВД Российской Империи, был в составе комиссии по Ярославской губернии, целью которой было выявить реальную численность старообрядцев. Николай I серьёзно занимался этими вопросами. Выяснилось, что вопреки официальным двум процентам, на самом деле каждый второй старообрядец, а то и вовсе беспоповец. Именно старообрядческая община заложила мощнейший архетип коллективизма и взаимовыручки в психологию русского народа.
Масштабное переселение людей в города, до поры до времени сдерживаемое Советским Союзом, началось в девяностые годы. Люди, вдоволь вкусившие крестьянского аскетизма, жаждали коммунального комфорта, гарантированного тепла и горячей воды, ярких огней, зрелищ и потребления. Научно-технологический прогресс дал им такую возможность.
Напомним, что в начале "нулевых" проблема ЖКХ больших городов казалась нерешаемой. Любой градоначальник, хоть как-то улучшавший коммунальные условия сразу же становился популярным. Справедливости ради стоит сказать, что власть решила этот вопрос, и проблема ушла в прошлое. Это был культурно-психологический бартер. Произошёл переход от коллективизма сельской общины к индивидуализму урбанистического общества мегаполисов.
Эта статья не про критику — на критике легко зарабатывать популярность. Она про общие принципы культурно-психологического взаимодействия. Дело не в том, кто виноват в новогоднем коммунальном коллапсе — какой-то чиновник от государства или какой-то отдельный частный собственник. Как говорится, если ты вдруг оказался босиком посреди интенсивного движения на автомагистрали, неважно, как ты туда попал, важно, как оттуда выбраться. Поэтому необходимо акцентировать внимание на основах существующего консенсуса. В России тепло это экзистенциональный фактор. Это не Испания, где комфортный климат воспринимается как должное, у нас это основа выживания. Поэтому тепло должно быть, консенсус должен сохраняться.
И нужно делать выводы из культурных знаков. Мегаполис это не панацея общежития, и это не панацея управления общежитием. Любой философ с лёгкостью докажет, как индивидуалистический эгоизм большого города трансформируется в общую для всех проблему прорыва изношенных и предельно загруженных коммуникаций. Сельский житель к такого рода проблемам психологически и функционально готов гораздо лучше. Даже житель малого города окажется более устойчив к такого рода катаклизмам. Большие города же, напротив, могут стать ловушкой. Город — это злая сила, сильный приезжает, становится слабым — помните?
Храните любовь в ваших сердцах и обязательно просвещайтесь!
Автор статьи:
Платонов М. А.,
психолог.