В Москве все государственные школы (в очень грубом приближении) можно разделить на обычные районные и сильные рейтинговые, некоторые их еще называют “топ-школами”. Последние, как правило, набирают учеников, начиная с 5-6-7 класса, и попасть туда достаточно сложно. Надо сдавать вступительные экзамены. Причем, уровень этих испытаний таков, что знаний обычной началки недостаточно. Ребенка обязательно надо готовить дополнительно — самостоятельно, если есть время и деньги, на различных кружках и курсах, если есть деньги, или с репетиторами, если денег совсем некуда девать. Но в награду будет неплохое преподавание, а по некоторым предметам — очень и очень сильное, и нормальная школьная атмосфера.
Когда моя старшая дочь пошла в первый класс, я увидела, КАК могут учить в обычной районной школе (спойлер: плохо). Во-первых, ей крупно не повезло с учительницей. Во-вторых, программа была не просто легкая, иногда создавалось ощущение, что детей держат за идиотов. Как потом выяснилось, сейчас это единая программа для всех началок, что, конечно, печально. Тогда же я озадачилась поиском хорошей школы, узнала, что туда надо поступать, и решила подготовить своего ребенка.
Итак, с чего начинается путь любого родителя, оказавшегося на моем месте? Конечно, с выбора школы. Нам в этом смысле повезло. Мы живем в Западном административном округе (ЗАО) и здесь наибольшее количество хороших школ в отличие от других округов. Так сложилось исторически, потому что тут находится много университетов, в том числе, МГУ.
Я начала с изучения интернета (статей, страниц с отзывами и форумов), а закончила опросом всех знакомых и малознакомых, кто сам или чьи дети учились в этих школах и кто был согласен со мной поговорить. Так у меня скопилась первоначальная информация, с опорой на которую я остановила свой выбор на четырех учебных заведениях — ЛИТ (школа 1533), гимназия на Юго-Западе (школа 1543), знаменитая школа 1514 и школа “Интеллектуал”. Основными критериями для меня стали уровень преподавания, широкий набор предметов (в пятом классе я не готова была отдавать ребенка в узкопрофильную школу) и транспортная доступность. Тем, кто хоть немного разбирается в московском школьном образовании, понятно, что ЛИТ тут немного выбивается, но его я рассматривала как запасной вариант и тренировку, потому что экзамены в него начинаются раньше всех. Как стало понятно позднее, с запасным вариантом я, конечно, погорячилась, потому что именно в ЛИТ моя дочка не поступила.
Что касается вступительных испытаний, то все они проходят весной, как правило, в выходные. Первым всегда начинает ЛИТ (в апреле), последней школа 1514 (конец мая-начало июня). Позже всего экзамены заканчиваются в “Интеллектуале”, что связано с особенностью их испытаний. Там три тура и последний — это пробная учеба, которая длится неделю.
Что общего в приемных кампаниях всех школ?
Первое: запись на экзамены всегда проходит через официальные сайты школ. Начиная с февраля, надо следить за новостями на этих страничках и, как только открывается запись, сразу регистрироваться. Я бы советовала сделать это, как можно раньше, особенно, если речь идет о ЛИТе. Конкурс большой, на экзамены приходит от семисот до тысячи детей (спокойно: все эти дети вместе с вами будут мигрировать от одной школы к другой) и экзамены идут потоками. Чем раньше вы зарегистрируетесь, тем больше у вас будет вариантов для выбора дня и времени экзамена.
Второе: одинаковый набор предметов — русский, математика, английский. В 1543 нет экзамена по английскому, и надо быть готовым к тому, что этот язык в школе преподают на не очень высоком уровне. В “Интеллектуале” будет опция сдать экзамены по естествознанию и истории, но это уже по желанию абитуриента.
Различия во вступительных испытаниях
Первое: разный уровень требований к абитуриентам в этих школах. ЛИТ славится тем, что набирает быстро думающих детей. Если посмотреть на варианты экзаменов, то они могут показаться достаточно легкими. Но особенность в том, что дети должны решить все в достаточно сжатые сроки (все предметы пишутся в один день, в течение двух часов ) и абсолютно правильно. Права на ошибку нет. Например, моя старшая дочка в 2020 году допустила одну ошибку по математике и три ошибки по английскому. По русскому был максимум, но она даже в резервный список не попала.
Школа 1514 дает очень сложное задание по русскому языку. Фактически ребенок должен написать полноценное сочинение. К слову, в началке этому не учат. Максимум, это изложения в четвертом классе. Поэтому ребенка надо готовить дополнительно. При этом на орфографию и пунктуацию (если эти правила не входят в программу обычной началки) в сочинении внимания не обращают. Грамматику проверяют с помощью диктанта. Но если в сочинении правильно будет написано предложение с использованием сложного правила не по возрасту (например, деепричастный оборот будет обособлен запятой), то за это могут накинуть дополнительных баллов. Плюс, в 1514 сложный экзамен по английскому. Он включает письменную часть и устную. Фактически, педагог проводит мини-собеседование на английском.
В 1543 тоже непростой экзамен по русскому, но проще творческое задание. Там надо написать изложение и придумать к нему концовку. Математика сложная. Обязательно есть 1-2 олимпиадных задачи, задача на движение и на производительность. В школе 1514 экзамен по математике примерно такой же. Надо ребенка дополнительно готовить к математике? Да, если в школе на уроках ничего не дается, кроме учебника Моро. Если вдруг у вас математика по программе Петерсон (ну вдруг?), то достаточно прорешать варианты экзаменов, которых в избытке в интернете. Так было с моей средней дочерью. Честно говоря, она даже не особо решала эти варианты и написала математику практически на максимум во все четыре школы. Спасибо учительнице и программе Петерсон!
Экзамены в школу “Интеллектуал” стоят особняком. Там три тура. Первый проходит в конце апреля-начале мая. Он длится пять часов. Сначала дети в течение часа должны написать три предмета — математику, русский и английский. Задания не сложные, на программу обычной началки. Проверяются скорость, внимательность и аккуратность. Потом небольшая перемена и начинается экзамен по профилю. На выбор четыре предмета — филология, математика, естествознание и история. Необходимо выбрать два. Задания очень сложные. По филологии надо провести анализ текста и фактически написать сочинение. Уровень сложности почти как в 1514. По математике это 5-6 сложных олимпиадных задачек. По естествознанию вопросы непростые — на логику, способность анализировать данные. Практически всегда есть задание на построение графика. По истории тоже ничего легкого. При этом знания дат и событий как таковых не требуется. Но тестируются логика, сообразительность и способность работать с данными.
Второй тур — день творческих работ — бывает в конце мая. Этот тур проходит по-разному на разных кафедрах. Ребенок выбирают ту, что ближе его интересам. На математике надо уметь доказать задачу, очень сложную, на филологии проводят уже практический профессиональный анализ текстов, на истории дети делают доклады, а потом их защищают. Моя средняя дочка, например, делала доклад про дешифровку письменности майя и при обсуждении работы ее нормально так поспрашивали про цивилизации Мезоамерики (видимо, проверяли, действительно ли ребенок все сделал сам). Что делают на естествознании я не знаю, мои дети эту кафедру не выбирали.
Третий тур — пробная учеба. Он проходит в начале июня. Дети в течение недели ходят на уроки, занимаются, делают домашние задания, а на переменах им устраивают командные игры. Как говорили на Дне открытых дверей, этот тур тестирует, способен ли ребенок учиться в “Интеллектуале”. Потому что школа специфическая и не всем детям она подойдет. Причем, это никак не связано с интеллектом или подготовкой.
Надо ли ребенка готовить к поступлению и как?
Да, надо. Просто так прийти и поступить, увы, не получится. Возможно, когда-то так было, но не сейчас. Конкурс во все эти школы огромный, детей много, поэтому и экзамены с каждым годом усложняются. Однозначно надо самостоятельно учить английский. В началке при трех часах английского в неделю его не учат вообще. Три часа в неделю! На выходе у детей практически нулевой уровень. У меня слов приличных нет просто. Можно учить на курсах, с репетитором — тут выбор огромный. Главное действительно учить.
Также надо готовиться к математике. Минимум — решать и разбирать варианты экзаменов, которые найдете в интернете (вот, например). Максимум — кружок или репетитор. Но я репетитора по математике не брала, справились своими силами.
Обязательно подготовиться к русскому языку. Не надо махать на него рукой и считать, что предмет легкий. Это не так. Как минимум, ребенку надо объяснить, как пишутся сочинения. Тут у меня был помощник, моя знакомая репетитор. Она готовит старшеклассников к ЕГЭ, к ДВИ на журфак и прочее. Я попросила ее объяснить моим детям, что такое сочинение и как его писать. Старшей дочке хватило ровно одного занятия, чтобы набрать сто баллов из ста в 1514, средней пришлось заниматься значительно дольше, потому что она у нас классический технарь. Но все тоже закончилось успешно, хотя и не с таким блестящим результатом.
И напоследок совет бывалого. Когда вы решаете, что вашему ребенку необходимо поступать в рейтинговые школы, все же почитайте о них побольше. И обязательно сходите на Дни открытых дверей (в ЛИТе он, например, уже совсем скоро). Потому что важно знать не столько об экзаменах, сколько о процессе учебы. Темп обучения в этих школах быстрый, конкуренция среди детей высокая — к сожалению, справляются не все. Эти гимназии и лицеи главным образом ориентированы на быстро думающих, выносливых детей. Если же ребенок медлительный, быстро утомляется (эти качества вообще не связаны с уровнем интеллекта и способностью к обучению), то лучше учиться в обычной школе, а все остальное давать ему самостоятельно. Музеи, театры, лекции — этого всего полно. И лучше развиваться в своем индивидуальном темпе. Никакой уровень образования не стоит здоровья, нервных срывов и убитой самооценки. Любите своих детей.