Найти тему

ПРИМЕНЕНИЕ АРХИВНЫХ СНИМКОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РЕСТАВРАЦИИ И ВОССОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

В наше время памятник архитектуры — это не только объект, представляющий эстетическую ценность, но и важнейшая часть материальной исторической культуры человечества. Предметы архитектурного наследия несут в себе уникальную информацию о художественном стиле эпохи, событиях в жизни людей в данной местности, их культуре, вере, уровне развития общества и экономики. Утрата этого наследия приводит к потере исторических корней и исторической памяти народа.

К сожалению, состояние архитектурных сооружений сильно зависит от условий внешней среды, а главное - воздействия человеческого фактора. В период с 1917 до конца 80-х годов из-за идеологических концепций, в периоды военных действий Революции и Великой Отечественной Войны, а в 1990-2000 г. из-за отсутствия финансирования и масштабного передела собственности, пострадало бесчисленное количество памятников: некоторые были навсегда уничтожены, другие же были изменены до неузнаваемости. Далеко не от всех пострадавших памятников остались обмерные данные. Однако по многим из них остались фотоматериалы, разбросанные по многочисленным архивам, снятые членами различных археологических экспедиций, фотографами императорской археологической комиссии, работниками академии художеств, искусствоведами и просто фотографами-любителями, такими как: П. П. Покрышкин, Н.Ф. Чистяков, Н.Г. Матвеев, Д.И. Ермакова, И.С. Радецкий, А.Н.Павлович, Г. В. Занкович, Н.Э. Макаренко, С.А. Орлов.

Наши предшественники долго и кропотливо собирали материалы по архитектурной тематике, прекрасно осознавая ценность документальной фотосъемки для архитектурно - археологических исследований. Используя труды этих и других авторов, а также материалы фотоархивов, в наше время есть возможность воссоздать в трёхмерном виде, а уже потом и в натуре, облики многих архитектурных произведений прошлого. Поэтому, на сегодняшний день, с развитием информационных технологий, задача реставрации и воссоздания памятников архитектуры по архивным снимкам, особенно, востребована и актуальна. Такое восстановление носит не только исторический и духовный аспект: объекты культурного и исторического наследия - это ещё и важный актив современных городов, при правильном использовании приносящий прибыль и существенно влияющий на экономическое развитие населенного пункта, в котором он расположен.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В Главе 1 и Главе 2 приведены краткие теоретические материалы, касающиеся темы работы. В Главе 1 содержится информация о материалах, которые применялись для изготовления снимков разных эпох развития фотографии и представлены примеры архивных снимков архитектурных объектов. Также описаны некоторые (основные) типы камер, наиболее активно использовавшиеся, в том числе и для фотографирования памятников архитектуры. В Главе 2 содержатся рекомендации по выбору фотографий, которые в дальнейшем будет необходимо использовать для реконструкции объектов по фотографиям. В Главу 3 помещены практические задачи и подробные методы их решения с использованием имеющегося арсенала программных продуктов. Все используемые в моделировании фотографии были сделаны на стеклянные пластины формата 13*18 см с помощью фотограмметрической камеры UMK10A фирмы Carl Zeiss. Несмотря на то, что все снятые объекты существуют в реальном времени, в целях чистоты эксперимента никакие обмерные работы не проводились, а данные по координатам точек на объекте не использовались.

Глава 1. Краткая история. Фотоаппараты и носители информации

Самый первый аппарат - камера Обскура. Это простейшее устройство явилось прообразом современного фотоаппарата. В конструкцию такой камеры было включено плоское зеркало, расположенное под углом в 45 ̊ к оптической оси, матовое стекло и отверстие малого диаметра в качестве объектива (Рис. 1). Содержимое камеры было заключено в два ящика, вложенных один в другой с фокусировкой при их взаимном перемещении (Рис. 2,a). Другой тип конструкции представлял собой неразъёмный корпус в форме ящика с выдвижным тубусом объектива или отверстием (Рис. 2,b).Зеркало проецировало изображение на горизонтально расположенное матовое стекло и служило для зарисовки светописного рисунка карандашом. [9] К сожалению, другого способа фиксации, кроме как зарисовки, тогда еще не было. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. [10] Следует отметить, что кадры, полученные с фотоаппаратов, где вместо объектива используется маленькое отверстие, отличаются математически идеальной линейной перспективой и большой глубиной резкости.


Рис. 1. Принципиальная схема камеры обскура. ab - плоскость зеркала, ac - плоскость матового стекла, dc - поднимающаяся крышка камеры.
Рис. 1. Принципиальная схема камеры обскура. ab - плоскость зеркала, ac - плоскость матового стекла, dc - поднимающаяся крышка камеры.

Рис. 2. Типы камеры Обскура: (a) единый корпус с выдвижным тубусом объектива и (b)раздвижной корпус с перемещающейся объективной доской. [11,12]
Рис. 2. Типы камеры Обскура: (a) единый корпус с выдвижным тубусом объектива и (b)раздвижной корпус с перемещающейся объективной доской. [11,12]

1.1. Дагеротипия

Достижения в области химии, физики и оптики позволили в первой половине XIX века усовершенствовать камеру Обскура, дополнив её необходимым светочувствительным элементом. Матовое стекло использовалось теперь для наводки на резкость, а потом заменялось медной фотопластинкой, покрытой химическим составом на основе битума, который впоследствии был заменён соляным раствором. После экспонирования в камере (минимум 15 минут), её обрабатывали парами ртути и получалось позитивное изображение. Этот удачный способ закрепления изображения был назван «дагеротипия» (типия - отпечаток) в честь его создателя - француза Луи Дагера. Из-за длительности выдержки этим методом снимали чаще всего неживую природу. [1]Сохранилось немалое количество снимков городов, улиц, а также различных памятников архитектуры, снятых, как профессионалами, так и любителям (Рис. 3. 4. 5). Способ Дагера лидировал и затмевал многие другие оригинальные способы получения изображения благодаря четкости, достоверности и детальности снимков. К тому же тайны фотопроцесса были преподнесены всему «человеческому роду», а это означает, что с 1839 года данный процесс можно использовать беспрепятственно и без ограничений на территории всех стран (кроме Англии). [1]


Рис.3.(a) Восточный вокзал, Париж. (b) Деталь фриза, Афины. Фото:БаронГро, 1850г. Дагеротипия.[13]
Рис.3.(a) Восточный вокзал, Париж. (b) Деталь фриза, Афины. Фото:БаронГро, 1850г. Дагеротипия.[13]

Рис. 4.Вьетнам. Фото: Жюль Итье, 1842 г.Дагеротипия.[14]
Рис. 4.Вьетнам. Фото: Жюль Итье, 1842 г.Дагеротипия.[14]

Рис. 5. Ближний Восток. Фото:Жиро де Прандже,1842 - 1843 г. Дагеротипия. [15]
Рис. 5. Ближний Восток. Фото:Жиро де Прандже,1842 - 1843 г. Дагеротипия. [15]

Из недостатков ранней дагеротипии можно отметить, что медные пластины были тяжелыми и блестели так, что рассмотреть изображение было проблематично. К тому же изображение на них было непрочным и имело малый спектр тонов, не поддавалось размножению и выглядело позитивным или негативным в зависимости от угла освещения. Сама съемка занимала много времени и сильно зависела от таких факторов, как состояние атмосферы, время суток, сезона, свойств линз объектива, сюжета и квалификации дагеротиписта. В конечном счете, были найдены множество новых вариаций по усовершенствованию этого метода, которые привели к определённому успеху. [1]

1.2. Калотипия

Первые попытки регистрации изображения на бумаге относились тоже к началу XIX века. Первым, кто начал использовать бумагу как основу, был англичанин Уильям Тальбот.

🔗 Читать далее → https://photogrammetria.ru/401-primenenie-arhivnyh-snimkov-dlja-reshenija-zadach-restavracii-i-vossozdanija-pamjatnikov-arhitektury.html

Содержание
Введение
Глава 1.Краткая история. Фотоаппараты и носители информации
1.1.Дагеротипия
1.2.Калотипия
1.3.Амбротипия и коллодионный процесс .
1.4.Цветная и цифровая фотография
Глава 2.Реконструкция памятников архитектуры с использованием архивных снимков
2.1.Отбор фотографий для обработки
Глава 3.Практическая часть. Создание модели здания по фотографиям
3.1.Задача 1
3.1.1.Этапы работы в программе AdobePhotoshopCC
3.1.2.Этапы работы в программе Agisoft PhotoScan
3.1.3.Этапы работы в программе AutodeskAutoCAD
3.2.Задача 2
3.2.1.Этапы работы в программе PHOTOMOD ScanCorrect
3.2.2.Этапы работы в программе AdobePhotoshopCC
3.2.3.Этапы работы в программе Agisoft PhotoScan
3.2.4.Этапы работы в программе AutodeskAutoCAD
3.3.Задача 3
3.3.1.Этапы работы в программе PHOTOMOD ScanCorrect
3.3.2.Этапы работы в программе PhotoTransformator
3.3.3.Этапы работы в программе AutodeskAutoCAD
Заключение
Литература

Выпускная квалификационная работа "Применение архивных снимков для решения задач реставрации и воссоздания памятников архитектуры" бакалавра Шишмолиной Елизаветы Михайловны, СПБГУ - 2016 г.
Научный руководитель: к.т.н., доцент А. Е. Войнаровский