Транзактный анализ Эрика Берна – уникальный подход к пониманию взаимодействия и коммуникации. В этой теории каждый индивид располагает ограниченным набором шаблонов поведения – это не роли, а психологические реальности. Их репертуар разбит на три эго-состояния, которые формируют основу нашего поведения: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Родитель – усвоенное в детстве копирование поведения родительских фигур. Совокупность усвоенных в детстве установок, правил и норм.
Взрослый – логическая, рациональная часть. Аналитический ум, способный к обработке информации и принятию решений на основе фактов.
Ребенок – эмоциональные реакции и воспоминания, связанные с детством. Эмоции, фантазии и те аспекты личности, которые сформировались в детстве.
Каждый индивид, находясь в социуме, в каждый момент проявляет одно из этих трех состояний и может с легкостью переходить от одного к другому.
Понимание этих эго-состояний позволяет анализировать, как мы взаимодействуем с окружающими. Эрик Берн утверждал, что эффективная коммуникация и конструктивные отношения достигаются, когда мы осознанно выбираем, в каком эго-состоянии находится наше поведение. Это открывает возможность лучшего понимания себя и других, способствуя гармонии и эффективному взаимодействию в различных сферах жизни.
Каждый тип состояний эго важен для человека.
Ребенок – интуиция, творческие способности, спонтанность, порыв, радость.
Взрослый – обработка данных, вычисление вероятностей. Регулирование деятельности Родителя и Ребенка и объективное посредничество между ними.
Родитель – состояние эффективное для воспитания собственных детей, выполнение ряда рутинных вещей (например, социальных норм), которые выполняются по принципу, потому что «так принято».
Все три аспекта одинаково важны. Но в случае, если один из них нарушает здоровое равновесие, необходимы анализ и реорганизация.
#психология #транзактныйанализ