19,4K подписчиков

Проспект Ветеранов – долгая дорога к магистрали

5,7K прочитали

16 января этого года исполняется 60 лет проспекту Ветеранов. Для человека это возраст ветеранский, для магистрали – скорее зрелый. Но если учесть долгую историю проектирования транспортной оси, чья необходимость давно созрела, то можно и на 100-летие натянуть. Во всяком случае в самом его начале он точно соответствует перекрестку Екатерининского (совр. Дачного) проспекта и улицы Лешко-Поппеля, появившихся на плане поселка Дачное еще в 1904 году.

О долгом формировании будущего проспекта Ветеранов в планах развития Ленинграда 1930-х – 1950-х годов рассказывает историк и краевед Алексей Юрьевич Алексеев.

Современный проспект Ветеранов формально появился по решению Ленгорисполкома № 23 от 16 января 1964 года. Фактически же, за вычетом недавно введённого поэтапно в строй участка между улицей Пионерстроя и проспектом Будённого (а сейчас уже строится и дальнейшее продление до Красносельского шоссе), проспект возник в середине 1960-х – начале 1970-х годов.

16 января этого года исполняется 60 лет проспекту Ветеранов. Для человека это возраст ветеранский, для магистрали – скорее зрелый.

Идея подобной магистрали, которая бы дублировала трассу исторической Петергофской дороги к югу от реки Красненькой, возникла задолго до начала массовой застройки земель, расположенных от Дачного до Сосновой Поляны.

Начало пр. Ветеранов на открытке 1971 г. (фото Р. Мазелев)
Начало пр. Ветеранов на открытке 1971 г. (фото Р. Мазелев)

До появления проспекта (под дублёром здесь и далее понимается именно он, без улицы Зины Портновой) на его месте существовали лишь небольшие отдельные параллельные улочки и дороги. До революции в этих местах находились участки земель с разными владельцами, что не способствовало появлению единой трассы. Создание пригородных поселений на рубеже XIX и XX столетий увеличило населённость предместий вдоль соответствующего участка Петергофской дороги (ныне – проспект Стачек и Петергофское шоссе).

Однако единой застройки новые поселения вплоть до начала активного процесса застройки в 1960-х годах так и не образовывали, продолжая существовать как самостодостаточные городки. За сим, транспортную связность обеспечивала именно Петергофская дорога, вдоль которой в 1910-20-е годы вдобавок к собственно дороге была проведена до Стрельны линия Оранэлы, а также существовавшая с 1850-х годов Балтийская железнодорожная линия.

Начало пр. Ветеранов в 1976 г.
Начало пр. Ветеранов в 1976 г.

В первые советские десятилетия, до Великой Отечественной войны начинает подниматься вопрос о будущем расширении границ Ленинграда на юг и юго-запад и о дальнейшей перспективной застройке. Это, в свою очередь, означало необходимость задуматься и о новых улицах. В частности, речь шла и о дублёре для Петергофской дороги, который проходил бы параллельно ей, и примерно посередине между нею и железной дорогой.

Генеральный план 1935 года

Вопрос о появлении дублёра стал обсуждаться ещё в довоенные годы, что было связано с процессом подготовки первого Генерального плана Ленинграда, принятого в 1935 году. В 1933 году, когда к будущему Генплану готовились предложения, отдел планировки Ленсовета издал брошюру под соответствующим названием – «Планировка Ленинграда». В этой брошюре были представлены материалы по этой самой планировке: как собственно города, так и его пригородной зоны.

План 1933 г.
План 1933 г.

В брошюре, в частности, имелась схема города под следующим заголовком: «Эскизный проект планировки г. Ленинграда. Распределение территории по назначению». В данном эскизном проекте планировки видна широкая полоса зелёных насаждений по линии тогда ещё улицы Стачек от Автово до Сосновой Поляны.

И здесь внимание на себя обращает тот факт, что на юг от этой полосы, отходит ещё одна тонкая полоса зелёных насаждений, сначала примерно соответствующая течению реки Дачной… а затем – нынешней трассе проспекта Ветеранов от района нынешней одноимённой станции метро на запад.

В этой же брошюре имеется «Эскизный проект перепланировки гор. Урицка», где центральную ось с востока на запад – от Дудергофки до примерно нынешней улицы Лётчика Пилютова – образуют три параллельные друг другу улицы, причём одна из этих улиц заходит на запад чуть дальше своих «соседок». Впрочем, продолжения этих улиц на восток, за Дудергофку, на данном плане нет.

В итоге, на утверждённом, в рамках Генерального плана 1935 года варианте проекта планировки Ленинграда среди множества разных магистралей представлено несколько дублёров Петергофской дороги на участке от Дачного до – ни больше ни меньше – Петергофа!

Юго-запад Ленинграда, устремлённый к Петергофу, на Генеральном плане 1935 г.
Юго-запад Ленинграда, устремлённый к Петергофу, на Генеральном плане 1935 г.

Да, именно Петергофа, поскольку на плане эти будущие магистральные улицы, начинаясь в разных местах южнее Красненькой, следуют параллельно дороге к Петергофу собственно до самого Петергофа (или даже за него). И один из таких дублёров проходит как раз примерно посередине между Петергофской дорогой и дорогой железной, что и позволяет его сопоставить с современным проспектом Ветеранов.

Начинается эта магистраль на карте к плану 1935 года примерно в той же местности, что и нынешний проспект, причём не просто от перекрёстка, а от площади, которую образует один из дублёров запланированной Центральной дуговой магистрали (ныне её частью в Дачном является Ленинский проспект) и ещё одна запланированная улица. Далее проспект идёт далеко на запад, как и параллельные улицы.

Сегодня проспект Ветеранов уже шагнул одной ногой в Петродворцовый район.
Сегодня проспект Ветеранов уже шагнул одной ногой в Петродворцовый район.

При этом бросается в глаза несколько иное расположение парков и садов, которые на плане 1935 года образуют сплошные полосы вдоль Петергофской дороги, по сравнению с современностью. Нет, как такового, парка Александрино, зато широкая зелёная полоса указана в пойме реки Дачной. Можно увидеть также зелёную зону, пересекающую всю Сосновую Поляну с севера на юг и большой парк в южной части запланированной застройки несколько западнее. Подобная концепция нескольких магистралей-дублёров Петергофской дороги сохранилась и в переработанном варианте Генерального плана, 1939 года.

Несостоявшийся парк культуры и отдыха

Из материалов предвоенной поры внимания также заслуживают документы (датируемые 1937 годом), посвящённые планировавшемуся строительству парка культуры и отдыха Кировского района на базе бывших парков пригородных имений – усадьбы Воронцова-Богомолова и усадьбы Ульянка (он же Шереметевский парк, в той местности, где сейчас Воронцовский и Шереметевский скверы). В этих документах говорится и об улице Стачек, и об её будущем дублёре:

«Основной магистралью р-на по прежнему (sic! – прим.) останется ул. Стачек… …Параллельно ей, пересекая Шереметевский парк, пройдёт магистраль, разгружающая ул. Стачек…»

В парке планировалось устроить стадион. Для обеспечения его транспортной доступности предполагались, в частности, и такие решения:

«…В течение ближайшего десятилетия будет построена ещё одна магистраль параллельная Балтийской железной дороге и пересекающая парк в его южной части. Эта магистраль в проекте рассматривается как магистрали (sic! – прим.) смешанного движения с прохождением по ней трамвайной и автобусной линии».

Как видно, речь идёт именно о пересекающей парк (пусть даже в южной части, то есть не по центру) магистрали, а не идущей по её краю (как современный проспект Народного Ополчения). Думается, что это свидетельство предвоенных лет о планах того времени тоже заслуживает внимания.

Фрагмент Генерального плана 1948 г.
Фрагмент Генерального плана 1948 г.

На карте к первому послевоенному Генеральному плану – 1948 года – также видно несколько дублёров Петергофской дороги из района Дачного в сторону Сосновой Поляны, один из которых, опять-таки, вполне можно сопоставить с проспектом Ветеранов.

Начинается он при этом, как и на плане 1935 года, от площади, которую должны была образовывать одна из улиц тогдашнего посёлка Дачное – ныне несуществующая улица Коммунаров, а также улицы, идущие от площади на север, в сторону тогдашнего посёлка Княжево, и на восток, к железнодорожной линии.

Приглашение на свадьбу в пос. Дачное (из коллекции Музея Оранэлы)
Приглашение на свадьбу в пос. Дачное (из коллекции Музея Оранэлы)

Из сопоставления карт выходит, что площадь эта должна была находиться примерно в районе нынешнего детского сада № 25 Кировского района (Дачный проспект, 14, к. 2).

Детский сад №25 Кировского района. Фото Яндекс.Карты.
Детский сад №25 Кировского района. Фото Яндекс.Карты.

Далее, в районе реки Дачной и нынешней станции метро «Проспект Ветеранов» должен был располагаться парк, что предлагалось и до войны.

При этом от Дачной на север, пересекая трассу проспекта, по прежнему Шереметевскому парку, к большому пруду, располагавшемуся за погибшим в блокаду зданием усадьбы Ульянка, должен был пройти канал. За этим парком проспект должен был приобрести вид озеленённого бульвара.

Территория нынешнего лесопарка Александрино в значительной степени отдавалась Генеральным планом под застройку, но своего рода «осколок» парка по плану сохранялся не только в северной его части, близ Петергофской дороги, но и у трассы проспекта. Широкие зелёные полосы предполагались и в поймах рек Новой и Дудергофки – в последнем случае, с восстановлением уничтоженного в войну на последней пруда (который проспект на плане пересекает специальным «крюком»).

Полоса возле пруда должна была быть не такой широкой как территория нынешнего Полежаевского парка. Также довольно немалых размеров парк предполагался в западной части Урицка, в районе нынешнего Егоровского сквера и реки Ивановки, с сохранением не только восточного, но западного (ныне не существующего) её русла. В этом же парке у Ивановки недалеко от проспекта, как и в парке у реки Дачной, было задумано расположить стадион. На плане проспект доходит до Сосновой Поляны, где, собственно, план и прерывается.

Генеральный план 1955 года

Проспект-дублёр Петергофской дороги, проходящий примерно посередине между нею и Балтийской железнодорожной линией также представлен на карте к Генеральному плану 1955 года. Начинаться по этому плану он должен был также от площади, которая была предусмотрена в районе нынешнего торгового комплекса по проспекту Ветеранов, 16.

От этой же площади на север также должна была отходить, так сказать, «прото-улица Зины Портновой» и ещё одна улица на восток. Площадь должна была также пересекать существовавшая тогда улица, имеющая на плане название «4-я Шеферская», а по состоянию на 1955 год называвшаяся Рабочей. При этом застройка начала проспекта была отнесена на плане за середину 1960-х годов. О застройке дальнейшей части проспекта (который, как и в случае с планом 1948 года, показан не целиком) речи пока не шло.

Фрагмент плана 1955 г.
Фрагмент плана 1955 г.

Можно отметить определённую «волнообразность» трассы проспекта, который на плане делает изгиб в Ульянке, а затем в Урицке. По территории последнего он идёт уже примерно в районе нынешней улицы Отважных. В Сосновую Поляну (показанную на плане не целиком) проспект «заходит» через Ивановку также чуть севернее той трассы, которая появилась в реальности.

Из зелёных насаждений представлены парки, соответствующие нынешним Александрино и Полежаевскому, на сей раз парка в пойме Дачной на плане нет. Также стоит отметить, что в районе Александрино проспект должна была пересечь улица с обустройством довольно широкой площади. Также площади предусматривались у реки Новой, там, где трасса проспекта встречалась с дорогой Лигово – Пулково, и на пересечении с Красносельским шоссе (нынешний проспект Маршала Жукова).

Тем временем, уже приближалась пора появления магистрали-дублёра. Планирование новой городской застройки на территории к югу от реки Красненькой, которое велось во второй половине 1950-х годов, предполагало устройство этой магистрали в не очень отдалённом будущем. Это было отражено при разработке проекта детальной планировки (ПДП) нового городского района Дачное, которой занималась группа во главе с архитекторами Александром Жуком (будущим создателем комплекса аэропорта «Пулково» и БКЗ «Октябрьский») и Александром Наумовым.

На эскизе застройки ПДП Дачного, подготовленном в 1958 году, можно увидеть сетку улиц, в немалой степени совпадающую с ныне существующей.

План детальной планировки Дачного (1958)
План детальной планировки Дачного (1958)

Среди этих улиц есть и магистраль на месте Ждановской улицы (той самой бывшей дачнинской ул. Лешко-Поппеля, которая после революции называлась уже ул. Лештополя - прим. ред.), проходившей в Дачном примерно на месте северной, нечётной стороны нынешнего проспекта Ветеранов, а также небольшой Предпарковой улицы у места, где сейчас начинается улица Танкиста Хрустицкого (до 1965 года начиналась она у проспекта Стачек и называлась Припарковой). При этом идёт этот запланированный на эскизе проспект как раз от перекрёстка с современной улицей Подводника Кузьмина (в то время – Оборонной).

Из объектов, показанных на эскизе применительно к будущей застройке можно отметить «Дом Пионера и Школьника», который предполагалось построить в начале проспекта, с его северной стороны. Эта сторона вплоть до улицы III Интернационала (Дачного проспекта) должна была превратиться в парковую местность со стадионом в центре.

Срединная дорога

16 марта 1959 года Ленгорисполком, утвердил единым решением (№ 14-8-п) несколько ПДП будущих жилых районов, в частности – и по району Дачное. Интерес для нас здесь представляет пункт 11 приложения № 5, которое было посвящено как раз Дачному:

«В качестве основных магистралей транспортного значения проектируются:
а) центральная дуговая магистраль шириной от 44 до 80 м;
б) Срединная дорога – 56 и 40 м;
в) ул. III Интернационала – 23 м;
г) Трамвайный пр. – 25 м;
д) Южная дорога – 25 м.»

Как видно из приведённого фрагмента, среди прочих улиц, например, улицы III Интернационала или Трамвайного проспекта, в документе присутствует и наименование «Срединная дорога». Она и должна была быть проложена, можно сказать, посередине между проспектом Стачек с одной стороны и Балтийской железнодорожной линией с другой.

Улица Зины Портновой и пр. Ветеранов в 1966 г.
Улица Зины Портновой и пр. Ветеранов в 1966 г.

Прежде всего, это касалось современной улицы Зины Портновой – но, по всей видимости, и не только, поскольку в ПДП Дачного упоминаются и объекты западнее таковой: например, та же улица III Интернационала. Так появляется наименование для проектной магистрали из будущих проспекта Ветеранов и улицы Зины Портновой – Срединная дорога. Вскоре дорога превратилась в Срединную улицу: это название встречается в документах уже в 1960 году.

Уже перед самым началом жилищного строительства в Дачном, в том же 1959 году, был подготовлен эскиз Генерального плана города.

Фрагмент эскиза Генерального плана (1959)
Фрагмент эскиза Генерального плана (1959)

На этом эскизе трасса будущего проспекта Ветеранов за исключением участка в Сосновой Поляне, идущего севернее того, что было проложено в действительности, более-менее соответствует тому, что реально возникло. Правда, предлагавшееся соотношение застроенной территории и зелёных зон вновь отличалось от того, что мы имеем сегодня.

Как и на эскизе плана Дачного, речь шла о зелёной зоне по северной стороне в начале проспекта; как и на прежних планах, планировалось использование территории бывшего Шереметевского парка – правда, на сей раз именно парка, а не всей поймы Дачной.

Проспект Ветеранов, прорубленный в совр. парке Александрино (1968)
Проспект Ветеранов, прорубленный в совр. парке Александрино (1968)

На территории между этим «прото-проспектом Ветеранов» и «прото-проспектом Народного Ополчения» («Южная дорога» в ПДП) от Припарковой улицы (напомним, это сейчас улица Танкиста Хрустицкого) до будущей «прото-улицы Солдата Корзуна» должен был расположиться большой парк, тогда как северная сторона проспекта западнее Шереметевского парка шла под застройку. Опять-таки зелёные зоны предусматривались в поймах рек Новой, Дудергофки и Ивановки.

Также виден и будущий парк Сосновая Поляна, причем по обе стороны магистрали. Что интересно, именно в Сосновой Поляне по этому плану и должна была появиться раньше всего новая застройка вдоль проспекта, застройка же вдоль других участков была запланирована на другое время.

И действительно, уже в шестидесятые вдоль тогдашнего Монетного переулка в Сосновой Поляне стали строиться новые дома, имевшие сначала адрес по переулку, а затем переадресованные по проспекту Ветеранов.

Дом 158 по пр. Ветеранов имел при строительстве адрес Монетный пер., 26. Фото Яндекс.Карты.
Дом 158 по пр. Ветеранов имел при строительстве адрес Монетный пер., 26. Фото Яндекс.Карты.

Был также задуман ряд перекрестков в виде площадей, в частности, снова – с шоссе, шедшим в Красное Село. Надо сказать, что идея площади на перекрёстке современных проспектов Ветеранов и Маршала Жукова предлагалась ещё и в семидесятые годы, но так и не была реализована. Сама же трасса уходила на плане за Сосновую Поляну на земли совхоза «Предпортовый», что стало реальностью уже в нашем столетии.

Таковы были планы 1930-х – 1950-х годов по прокладке магистрали – дублёра исторической Петергофской дороги. Как видно из сказанного выше, в разные периоды планирования будущих кварталов юго-западных районов Ленинграда предлагались разные варианты расположения застройки и зелёных зон, площадей по трассе проспекта-дублёра (в реальности же появилась лишь безымянная площадь на перекрёстке проспекта Ветеранов и улицы III Интернационала).

В. Шустров. Проспект Ветеранов (1985)
В. Шустров. Проспект Ветеранов (1985)

Менялась и точка расположения начала этой магистрали, которое в ряде планов задумывалось не как простой перекрёсток, а, опять-таки, как площадь. В то же время, примерный район начала проспекта – восточнее современного Дачного проспекта – оставался тем же. Да и сам дублер в планах 1930-х и 1948 года имел сразу несколько длительных параллельных улиц – дополнительных дублёров Петергофской дороги разной длины.

Тем не менее, примерное расположение будущего проспекта в разных вариантах и его трассировка позволяют говорить об определённой преемственности этих планов, воплощением которых и стала прокладка проспекта Ветеранов.

При подготовке использованы материалы ЦГА СПб, ЦГАНТД СПб, сайтов aroundspb.ru, kupsilla.ru, ligovo-spb.ru, retromap.ru.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL