Все хотят родители воспитать успешных детей, а что означает быть успешным?
А значит, успешность — это возможность ставить себе цели и достигать их.
Ей может соответствовать разный статус и разная степень социального признания. У всех людей различные интересы, желания, потребности, поэтому нельзя говорить о какой-то универсальной успешности. Можно сказать, что успешность — это умение человека реализовывать те потенциальные способности, которыми наделила его природа. Иногда это называют самореализацией или самоактуализацией. Тогда с психологической точки зрения уверенность в себе – важная составляющая успешности.
А теперь обсудим, как и при каких условиях формируется уверенность у детей разного возраста.
Младенчество.Важной составляющей уверенности в себя является ощущение собственной ценности. Если оно отсутствует, человек будет болезненно зависеть от оценки других. Чувство собственной ценности начинает складываться именно в младенчестве. Главные факторы его образования — воздействие окружающих взрослых (мамы, папы)
Ранний возраст.Здесь уже меняется вектор от себя во вне .Можно сказать, что если в младенчестве ребенок был направлен на изучение окружающего мира, то теперь — на его преобразование. Но изменять окружающее, что-либо создавая, он еще не умеет. Поэтому он разрушает все, что ему доступно. В этом суть его преобразования мира. Через это ребенок приобретает уверенность в себе.У некоторых родителей встает вопрос: а почему многие дети в раннем возрасте так любят бросать предметы, рвать их? Так они протестуют против воли взрослых? Отнюдь нет. Как мы уже говорили, таким образом они пробуют воздействовать на окру- жающий мир. Ведь если выбросить или порвать предмет, ре- зультат своей активности ребенок сразу заметит. А это для него это более сильный побудительный стимул, чем сдерживающее знание о предстоящих наказаниях родителей. Поэтому они разрезают, рвут, разбивают, выбрасывают все, что возможно. Поэтому полный запрет родителей на проявление агрессии, строгие наказания блокируют развитие уверенности в себе у ребенка.
Дошкольный возраст.В это время складывается ядро уверенности в себе — само- отношение. Обсудим необходимые для этого условия. Первое условие — это знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой оценки его взрослым. Понятно, что ребенок формулирует их на своем языке и в соответствии с собственными интересами.Второе условие — опыт побед. Интересно, что дети интуитивно сами находят его источники.Третье условие — это наличие у ребенка права на ошибку. Поэтому, как ни важен для него опыт побед, он всегда должен сопровождаться проигрышем.Четвертое условие — возможность дать ребенку почувствовать свою полезность семье. Можно назвать высшим «родительским пилотажем» предоставление ребенку возможности быть полезным своим близким. Как это соотносится с уверенностью в себе? Принося пользу, ребенок ощущает, что от его действий что-то зависит, что он может влиять на окружающую среду. Ценность его в собственных глазах увеличивается.
Младший школьный возраст.В этот жизненный период складывается представление ребенка о своих реальных возможностях, о том, могут ли они быть успешными среди своих сверстников, — то есть учебная уверенность.
Давайте разберемся почему именной так.Первого сентября нас за ручку красивых одетых с цветами, приводят на линейку, далее всех заводят в красиво украшенный класс.А дальше начинается школьный период, где тебя учат, проверяют, оценивают. Родители забывают о чувствах ребенка , о переживаниях , о размышлениях. Там он впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельностью. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста и класса нормам чтения, письма, счета. Поэтому он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». У них повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей.Но главное — необходимо поднимать ценность ошибок и их обучающее воздействие. Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их править» и т.п. И приучать ребенка анализировать причину ошибок, формулировать опыт, который он от них получил.
Хорошо, если родители поделятся с учителем своими тревогами о наличии социальных страхов у ребенка, обратят его внимание на проблемную область, попросят помочь. Но, наверное, труднее всего родителям будет справиться с собственным стремлением опекать детей, ведь они кажутся такими хрупкими, беззащитными. А детям, напротив, показана самостоятельность, которую они могут проявить по своему возрасту.
Но очень важно помнить , мы родители или окрыляем и вдохновляем своих детей на победы и поддерживаем в случаи не удачи или же обрубаем крылья не давая возможности даже и совершить шаг в ту или иную сторону !!! Всем добра !