"Читатель любит детективные романы. Приятно читать книгу, заранее зная, чем она кончится. Вообще, лестно чувствовать себя умнее автора…Итак, стояла темная ночь. Накрапывал дождь. Тускло светили редкие фонари - зачем освещать город, когда все равно темно? По обе стороны улицы молча высились дома-близнецы с черными провалами окон. Оставалось загадкой, как счастливые новоселы находят свой дом, тем более ничью. Но одинокий прохожий с портфелем в руках шагал уверенно. Было совершенно очевидно, что он знал, куда и на что идет! Около ворот одного из домов прохожий остановился и огляделся по сторонам. Глаза его, как водится, горели лихорадочным блеском. Он прижался к стене, стараясь остаться незамеченным. Это ему удалось. Он вошел во двор. Огромная тень скользнула по белой плоскости дома. Неизвестный подкрался к стоящему в самой глубине двора типовому гаражу и снова огляделся. Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление...
Первым делом, злоумышленник достал из портфеля бутылку с подсолнечным маслом и, аккуратно открыв пробку, полил им замок и петли ворот гаража. Потом он надел перчатки и, вынув из того же портфеля отмычку, вскрыл замок. Подсолнечное масло было высшего сорта, и ворота гаража распахнулись бесшумно. Неизвестный перевел дух…В это время на шестом этаже беспокойно ворочался в постели Филипп Картузов - неправдоподобно толстый человек. Ему снилось, что у него угоняют машину. Это был тот редкий случаи, когда сон в руку! Услышав звук заведенного мотора, Филипп проснулся и, вскочив с кровати, побежал к раскрытому окну. Из его собственного гаража выезжала его собственная "Волга"!
- Угоняют машину! - беспомощно закричал Филипп. Как был, в одних трусах, он скатался вниз по лестнице и выбежал под дождь, машина приветливо подмигнула своему бывшему хозяину красным огоньком и скрылась..."
Так начинается повесть "Угнали машину!", которая явилась первым опытом литературного сотрудничества сценариста и драматурга Эмиля Брагинского и кинорежиссера Эльдара Рязанова, и в свою очередь, стала основой одной из самых популярных кинокомедий в истории советского кино-"Берегись автомобиля!", снятой в 1966 году на киностудии "Мосфильм".
И повесть,и сценарий фильма созданы на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина — однако в реальности такого персонажа не существовало…
Работу над фильмом "Берегись автомобиля" запускали дважды: в 1963 и 1965 году. Сам Рязанов вспоминал, что партийным работникам очень не нравилась тема фильма. Идея картины проходила на уровне Госкино сложно, можно сказать, вообще не проходила. Проблема заключалась в том, что Деточкин вершил справедливость в обход государства и партии — и даже нарушая уголовный кодекс. А такого героя чиновники одобрить не могли и поэтому, пришлось перерабатывать сценарий около четырех раз. Однако основной мотив фильма режиссер отказывался менять, потому что он был на все сто процентов актуален для Советского Союза 1960-х годов, когда
существовала негласная, но распространенная практика: состоятельные люди давали большие взятки, чтобы вне очереди получить квартиру, дачу или машину. И уж конечно, Рязанов никак не соглашался на то, чтобы его герой, который испытывал все то же, что и простые советские граждане, просто приходил в ОБХСС и сдавал мошенников в руки милиции. Именно на такой концовке настаивали чиновники из Госкино.
"Если бы фильм не закрыли, мы бы никогда не додумались писать прозу. А тогда нам стало жаль потерять сюжет, и один из нас сказал: "Не попробовать ли нам написать о Деточкине повесть?" — вспоминает Рязанов... Когда повесть опубликовали в журнале «Молодая гвардия», и в 1965 году она вышла отдельным изданием, критики сразу стали писать на нее рецензии — притом положительные. И в 1965 году Рязанов и Брагинский снова пришли на "Мосфильм" и в Госкино с предложением экранизировать сильно переработанную по сравнению с первым сценарием и весьма успешную повесть. Получив одобрение, будущий фильм решили назвать «Берегись автомобиля».
По признанию Эльдара Рязанова, самым трудным было "изобрести" главного героя. Опирались на классическую традицию:Дон-Кихот, князь Мышкин, персонаж Ч.Чаплина...Фамилия Деточкин, конечно, не случайна. "Этот человек – большой чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова искренни, сдерживающие центры еще не мешают его чистым порывам", – объяснял режиссер. Сценарий писался в расчете на участие Ю. Никулина, но тот экстренно отправился на полгода в Южную Африку, на гастроли цирка... Рязанов пробовал на главную роль многих весьма известных артистов Л. Быкова, В. Ланового, М. Державина, А. Белявского и Л. Куравлёва...
"Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов о Куралёве, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов..."
И вот именно тогда у Рязанова мелькнула мысль попробовать на главную роль Иннокентия Смоктуновского,"актера и обыкновенного, и странного сразу".
"Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь. Но сейчас я не могу сниматься, я занят", – ответил на предложение Иннокентий Михайлович. В то время он играл Ленина сразу в двух картинах, работал в театре и был уставшим физически и морально. Рязанов не отступил, провел пробы с выездом в Ленинград и понял, что Смоктуновский – правильный выбор. Драматическому актеру было страшновато шагнуть в комедию, но режиссер настоял на своём,
и добился письменного обязательства приступить к съемкам. Это стало еще одним шагом к созданию картины.
"Участие в главной роли Иннокентия Смоктуновского потребовало особенно тщательного подбора актерского состава фильма. Речь шла именно о том, чтобы создать актерский ансамбль, единый по манере, стилю и мастерству", – вспоминал Э.Рязанов...
Наконец сложился и второй ряд актеров: Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Георгий Жжёнов, Любовь Добржанская, Готлиб Ронинсон, Ольга Аросева, Татьяна Гаврилова.
На роль Димы Семицветова Рязанов с самого начала утвердил Андрея Миронова, хотя по итогу сам актер остался не очень доволен этой ролью.
А вот в Олеге Ефремове, режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо, с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра как бы не всерьёз, подчёркивая лёгкую снисходительность по отношению к своему персонажу...
Для съёмок Ольге Аросевой пришлось пойти учиться водить троллейбус и самой рулить на съёмках. Настоящих пассажиров актрисе не доверили — она возила массовку. Эта роль была настолько яркой, что актриса потом рассказывала, что десятилетиями отвечает на один и тот же вопрос журналистов про вождение троллейбуса, и показывает документ об окончании курсов в «Мосгортрансе», но зато теперь у неё есть запасная профессия на всякий случай. Кстати, у актрисы были и обычные водительские права, но ездить она не любила.
Полюбились зрителям и персонажи Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Комедийные актеры, известные своей любовью к импровизации, веселили всю съемочную группу, изобретая на ходу искрометные диалоги. Критикам, к слову, «работник торговли» Миронова настолько понравился, что они даже на всякий случай попросили цензуру быть «помягче» с этим персонажем. Ну, а цитаты Папанова быстро «вошли в народ» — настолько тесно в них сплелись народные юмор и мудрость.
Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В «Берегись автомобиля» он разговаривает своим голосом[
Рязанов настаивал на том, чтобы снимать как можно больше сцен на натуре. Это означало, что актерам предстояло на самом деле водить в кадре. Сам Рязанов был заядлым автомобилистом, поэтому для него это никаких трудностей не представляло. А вот Андрею Миронову и Олегу Ефремову пришлось заниматься с инструкторами. Последний вспоминал, как надеялся, что во время съемок и заработает на автомобиль, и научится его водить.
Для съемок фильма почти не возводили «вымышленных» декораций – каждый закоулок, показанный в фильме, можно идентифицировать с реальными московскими площадями и улочками. При этом, несмотря на то, что закадровый голос в начале фильма утверждает, что «невозможно сказать, в каком городе произошли эти события», сам Деточкин в одной из сцен рассказывает, что после продажи последней угнанной машины он вернулся в Москву. Стало быть, события фильма разворачиваются все-таки в столице.
Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), а Люба закрывает двери троллейбуса прямо у него перед носом и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).
Вместе с Деточкиным мы попадаем в дом 2-А, на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» , на которой тот ездит на работу, в комиссионный магазин, у Сретенских Ворот, на пересечении Большой Лубянки (тогда улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.
Самодеятельный театр, в котором главные герои репетировали, а затем сыграли спектакль, снимали в двух городах: интерьеры — в Москве, в зрительном зале ДК завода "Каучук", а вход в здание ДК — в Одессе, на перекрёстке улиц Екатерининской и Жуковского, где размещается телефонная станция...
Выход Ефремова со Смоктуновским после возлияния и душевной беседы снимали возле знаменитого пивбара "Ладья", он же "Яма" на углу Большой Дмитровки (Пушкинской улицы) и Столешникова переулка.
Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали на МКАДе.
А на улицах столицы так же развернулась настоящая погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении, в финале погони сворачивая в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), где у троллейбуса слетают "рога".
Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде прямо из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского -"Здравствуй Люба, я вернулся", которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта сцена вошла в окончательный монтаж и картина дополнилась трогательным и человечным финалом.
Деточкин — это очень нетипичный для советского кино герой. Он совершает, по сути, преступление, но при этом остается в глазах зрителя человеком положительным. Это парадокс, который отличает "Берегись автомобиля" от многих других фильмов комедийного жанра...
Комедия «Берегись автомобиля», это первая совместная работа Э.Рязанова и композитора А.Петрова. Сам Рязанов считал главную мелодию кинофильма одним из лучших вальсов, написанных в СССР — наравне с вальсом Хачатуряна к "Маскараду", вальсом Свиридова к «Метели» и вальсом Дога к картине "Мой ласковый и нежный зверь". В дальнейшем А. Петров написал музыку к фильмам "Старики-разбойники", "Гараж", "Служебный роман" и другим кинокартинам Рязанова.
25 мая 1966 года фильм вышел во всесоюзный прокат, и его посмотрели почти 30 000 000 зрителей...
В августе 2014 года начался процесс колоризации фильма, режиссёром которой стал сам Эльдар Рязанов,и главный редактор киновидеообъединения "Крупный план" Александр Айзенберг. По его словам, работа над цветной версией фильма, который был снят в 1966 году, длилась более 2,5 лет. Работа над проектом, состояла из трех главных этапов: сначала киновидеообъединение совместно с Госфильмофондом РФ занималось реставрацией негатива, а также компьютерными реставрационными работами, что было чрезвычайно трудоемкой работой. Режиссёр Эльдар Рязанов и художник-постановщик Павел Липатов занимались самым главным - установочными цветовыми решениями: как должны выглядеть костюмы и прочая атрибутика, троллейбусы, улицы.
"Это было довольно сложно. Все, что попадет в кадр, должно было обрести некий цвет", - рассказывал Айзенберг. - Естественно, это требовало проработки в мельчайших деталях, на это ушло изрядное количество времени. Липатов изготавливал эскизы, рисовал и отправлял их Рязанову".После чего, по словам главного редактора, эскизы отправлялись "Формуле цвета", которые отсылали "Крупному плану" уже готовые части картины.
"К великому сожалению, когда была изготовлена предфинальная версия, Эльдара Александровича уже не стало - это был конец 2015 года", - сказал Айзенберг. Финальным этапом, цветокоррекцией, занимался колорист, оператор Алексей Лебешев. Итоговый проект был отправлен на Первый канал, который приурочил премьеру цветной версии, к 90-летию Э. Рязанова, 18 ноября 2017 года.
Итак,как сказал в фильме голос за кадром, принадлежащий Юрию Яковлеву:
"Эта невероятная история, которая неизвестно где происходила, и происходила ли вообще, подходит к концу..."
Но фильм, несмотря на более чем полувековой возраст и сегодня смотрится свежо и интересно,и сегодня мы смеёмся и грустим вместе с героями и повторяем их замечательные фразы...
Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится...
Эта рука действует в хлопчатобумажных перчатках фабрики номер восемь.
У меня на заднем крыле гвоздем процарапано неприличное слово...
Ну, как ваш дядя из Душанбе? Дядя? Плох...В прошлый раз была тетя из Молдавии...
Если бы люди не умирали, то мы бы не смогли страховать на случай смерти...
Обидно будет, если такое имущество сгорит безвозмездно...
Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия...
Но замочек я уже достал. Японский, к нему ключа не подберешь.
Да, трудно подобрать... и отмычкой его не возьмешь. Здесь нужен автоген, а автогеном резать... это такая возня...
Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. И каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать, и не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины...
Корчной выиграл ... я болела за Таля. Он отстал на пол-очка...
Развитие народного самодеятельного искусства идет вперед семимильными шагами. Веяния времени коснулись, наконец, и нас, коллективов самодеятельности. Нас стали укрупнять, создавая народные театры, можно сказать, из клубных команд формируют сборные...
Я узнал вас... А это не я!
Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка...
Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
Ну, тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной, я опаздываю на поезд.
Каждый игрок должен знать роль назубок и не надо бестолково гонять по сцене. Играть надо головой!
Что раньше забывали жулики на месте преступления?
Кепки, окурки, а теперь вот... Шекспир! Да вы не пугайтесь, тут нет пятен крови!
Товарищи! Прошу всех на второй тайм!
Это нога...У того у кого надо нога!
Ну, что ж, звоните...Когда? Когда у вас угонят машину...
Мы будем прямо-таки нещадно бороться с лицами, живущих допустим на нетрудовые доходы!
Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача - на мое, ничего у тебя нет. Ты голодранец!
А что ты вообще имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу, просто-напросто, за это с тобой сделать?
Все-таки надо тебе дать коленом!..
Здравствуйте. Вы знаете, у нас заедает правый поворот. А при переключении скорости такой звук...Послушаем...Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином...Понюхаем...
Да... со старым аккумулятором это не жизнь...
А ну, взяли в разгончик! В разгончик, в разгончик!..
А чего это ты от меня удирал? Привычка... Ты догоняешь, я удираю...
И у меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю...
Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть, даже, он талантливее меня...
Почему у вас деньги одними рублями? Это что-то подозрительно. Нехорошо!
Меня застукали... Я погиб... ко мне приходил следователь! Тебя посодют, а ты не воруй! Семен Васильевич...Вы же у меня в доме! Твой дом - тюрма!
Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками... А за взятки не то, что зятя - родную дочь сотру в порошок!
Положь птичку!
Жениться...нужно на сироте!
А волчий капкан?... А больная нога?... А сигареты "Друг"?... Прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет "Друг"...не бы-ло!
Откуда ты такой взялся? Мама такая хорошая, про паровоз поет...
Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли, и воблы подадут...
А воблу только что поймали?
Побудем еще немного, если можно. Вряд ли меня будут кормить в тюрьме так, как здесь...
Да, дорогой зритель, Деточкин не брал себе денег. Он хоть и вор, но бескорыстный, честный человек...
Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть! На конституцию!
Он, конечно, виноват, но он... не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи: он хороший человек...
Свободу Юрию Деточкину!
Здравствуй, Люба. Я вернулся!..
Вот и всё на сегодня,дорогие друзья...Приятного просмотра и...до новых встреч...
https://yandex.ru/video/preview/3574260174526723947