На площади было немало людей, а к нему спешили представители знати, которые хотели засвидетельствовать своё почтение. Но вдруг в толпе мелькнуло лицо, которое заставило Перикла забыть обо всём. Что было особенного в этой женщине, он не мог бы сказать. Но уже в тот момент он хотел только одного – скорее узнать её имя. Это была знаменитая гетера Аспазия, причём тогда ни она сама, ни известный политик Перикл не подозревали, что их судьбы сплетутся воедино. Как же встретились люди из разных миров? И принесли ли эти чувства им счастье?
Девушка из провинции
Аспазия (в некоторых источниках её называют Аспасией) появилась на свет в крупном греческом городе Милете около 470 года до нашей эры. Не исключено, что изначально девочку звали совсем иначе, а вот своё знаменитое имя гетера получила в подростковом возрасте. Аспазия значило «ласковая», что, как вы понимаете, было весьма распространённым вариантом имени для девушки, украшавшей досуг мужчин.
О раннем периоде жизни Аспазии известно совсем мало. Не исключено, что она принадлежала к знатной семье, поскольку есть предположение, что её сестра стала супругой видного политического деятеля. Быть может, родители Аспазии также принадлежали к знати, однако в связи с политическими потрясениями в стране вынуждены были покинуть родной город. В любом случае, Аспазия в молодом возрасте оказалась в Афинах.
Именно там, в крупнейшем древнегреческом центре, шумном городе философов и учёных, Аспазия впервые встретилась с Периклом. Есть предположение, что этот влиятельный политик впервые увидел женщину на площади, куда та приехала с сестрой и её мужем. Один только внешний облик очаровательной и милой Аспазии покорил Перикла. Потребовав, чтобы ему представили молодую особу, он уже в первые минуты общения с ней понял: она не только красива, но и очень умна. Впрочем, многие гетеры должны были обладать двумя этими достоинствами.
Блистательная гетера
Неизвестно, когда Аспазия начала изучать искусство гетер. Вероятно, это был её собственный выбор. Натура утончённая и возвышенная, интересующаяся науками и творчеством, она не желала превращать свою жизнь в рутинное однообразие, каким часто становился быт древнегреческих женщин.
При этом своим вниманием Аспазия одаривала лишь самых влиятельных и приятных ей мужчин. Для остальных же она была недосягаемой мечтой, о которой оставалось лишь грезить и осознавать недоступность этой красавицы. Такие принципы Аспазия могла унаследовать от своей наставницы. Так, к примеру, Плутарх писал:
«Она, идя по стопам одной старинной ионянки, некоей Фаргелии, заводила связи с мужчинами только самого высокого ранга».
Но Периклу повезло. Он был человеком интересным, знатным и могущественным. Сам политик вскоре понял, что безумно влюбился в красавицу. Но сумела ли пара построить собственное счастье? И как их союз преобразил Афины?
Для любви нет преград
Прежде хладнокровный и сдержанный Перикл не узнавал самого себя. Он безумно влюбился в красавицу-гетеру и теперь ради неё был готов на всё. Он хотел, чтобы Аспазия жила в его доме, а потому расторг свой брак с супругой, которую выдал замуж за другого. Теперь же, глядя, как много влиятельных людей, философов и поэтов приходит к его возлюбленной, он отчаянно ревновал её. И при этом восхищался.
Как отмечали современники, Аспазия если не превратилась в официальную супругу своего избранника, то стала его верной спутницей, отдающей предпочтение Периклу перед другими мужчинами. Благодаря покровительству Перикла, а также своему уму и очарованию, Аспазия создала в Афинах светский салон, частыми гостями которого становились вельможи и известные деятели искусств. Плутарх писал об этом:
«Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, и ученики его приводили к ней своих жен, чтобы послушать ее рассуждения… Многие в Афинах искали её общества ради её ораторского таланта».
Перед судом
Конечно, Перикл ревновал свою возлюбленную, но неизменно восхищался её талантами, понимая, что такая женщина никого не может оставить равнодушным. Благодаря совместным усилиям Перикл и Аспазия превратили Афины в культурный центр, место, куда устремлялись ведущие умы их эпохи. Любовь политика и гетеры преобразила не только их самих, но и великий греческий город.
Однако в 430-х годах до нашей эры многие соратники Перикла подверглись нападкам противников политика. Не избежала печальной участи и Аспазия, которую обвинили в «непристойности» и содержании притона. Женщину привлекли к суду, что стало тяжелейшим ударом для её «супруга».
Современники вспоминали, что, защищая Аспазию, Перикл «пролил слёз намного больше», нежели отстаивая свои интересы. Усилия были вознаграждены, и политику удалось восстановить доброе имя своей возлюбленной.
До самой смерти Перикла Аспазия оставалась рядом с ним. Вскоре после кончины своего неофициального мужа женщина вышла замуж. Новым супругом Аспазии стал Лисикл, известный торговец скотом. Вряд ли к нему она испытывала такие же сильные чувства, как к Периклу, однако женщина нуждалась в новом покровителе – рассчитывать на помощь родственников покойного «супруга» она не могла.
При жизни Аспазии её нередко называли продажной падшей женщиной, продающей свою любовь за деньги. Но после смерти гетеры, спустя несколько веков, образ её был переосмыслен. Она умела по-настоящему любить, причём любовь эта преобразила не только её избранника, но и столь любимый им город Афины.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))