Благодаря унифицированному модулю планирования и коррекции авиабомбы советской эпохи превратились в крылатые ракеты огромной мощности.
Под крыльями бомбардировщик Су-34 может нести две бомбы по полтонны каждая. После сброса на ФАБах раскрываются небольшие крылья и уносят фугасные авиабомбы в самостоятельный полёт. Эти крылья - унифицированный модуль планирования и коррекции. УМПК может быть установлен на любую бомбу из линейки ФАБов, превращая снаряд в высокоточный боеприпас.
Сейчас Су-34 совершают по 4-5 вылетов ежедневно, о чём сказал министр обороны Сергей Шойгу во время посещения завода-производителя в Новосибирске. А это 8-10 бомб, снабжённых УМПК. Такие боеприпасы всегда бьют точно в цель. Ну, может быть, с небольшим - 3-5 метров - смещением. Но при такой мощности...
Сейчас вылеты Су-34 стали для ВСУ и их западных хозяев настоящим кошмаром. "Теоретически этим бомбам можно противодействовать, но их крайне сложно сбить. Практически невозможно", - заявил в интервью The Washington Post представитель воздушных сил Украины Юрий Игнат. И тут же принялся клянчить у американцев истребители для борьбы с планирующей угрозой. Дело в том, что системы ПВО захватывают цель по тепловому следу, а у бомбы двигателя нет. Она летит к цели за счёт воздушных потоков.
Осенью 2023 года Су-34 продемонстрировал возможность осуществлять сброс сразу четырёх планирующих ФАБ-500. Разработчики обещают увеличить их количество до шести.
Впервые советские бомбы, превращённые в высокоточное оружие, привлекли к себе внимание ещё в Сирии. Западные военные аналитики сильно удивились тому, как наши самолёты умудряются одним сбросом угодить точно в бункер боевиков. Тем более что никаких данных о разработке и тем более производстве в России высокоточных бомб не было - из-под крыльев бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 сбрасывались старые советские авиабомбы.
Точность сбросов объяснялась работой специализированной вычислительной системы СВП-24, установленной на борту самолёта. Благодаря работе этой технологии боеприпас, отделяясь от самолёта на высоте 6000 метров отклонялся от цели всего на 4 метра. Этого было достаточно, поскольку на высоте в 6 километров переносные зенитно-ракетные комплексы боевиков не могли достать российские самолёты.
Но в рамках СВО таких показателей стало недостаточно. Самолёт требовалось поднять выше, а лучше и вовсе увести из зоны поражения противника. Эту задачу позволил решить УМПК. Благодаря этому модулю бомба способна пролететь 30-50 километров вдоль поверхности земли, а у Су-34 нет необходимости входить в воздушное пространство, контролируемое ВСУ.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#геополитика #вооружение #авиабомба #фаб #умпк #россия #су34