Многие автовладельцы, пострадавшие при ДТП, сталкивались с тем, что получить страховку на ремонт машины не так просто, как кажется.
В этой статье подробно рассмотрим как действовать и добиться выплаты если страховая отказывается в, отказывает в выплате, выдаче направления на ремонт, либо заплатила гораздо меньше чем нужно для ремонта машины.
Ранее я подробно рассказывал, как нужно действовать при оформлении ДТП и каких ошибок избежать при подаче документов. Подробно об этом можно прочитать по ссылке здесь.
На принятие решения о выдаче направления на ремонт, либо выплаты страховки, страховой компании отводится 20 календарных дней за исключением праздничных дней (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО)
Не выполнение страховой компанией установленных Законом об ОСАГО требований является существенным нарушением по отношению к застрахованному и влекут материальную ответственность в виде неустойки и штрафа в пользу заявителя.
В случае если Вы оказались в ситуации, когда страховая в течении 20 дней не выдает направление на ремонт, не выплачивает деньги или выплатила очень мало, необходимо обратиться в страховую компанию с требованиями о выплате либо выдаче направления на ремонт (претензией).
Порядок подачи претензии в страховую компанию предусмотрен статьей 16.1 Закона об ОСАГО.
В претензии необходимо указать следующее:
- Наименование и адрес страховой компании;
- ФИО и адрес собственника, его контактные данные;
- сведения о полисе ОСАГО;
- обстоятельства ДТП;
- дата обращения в страховую компанию;
- результат оценки причиненного ущерба независимым экспертом (Заказ – наряд о стоимости ремонта);
- требование к страховой компании;
- банковские реквизиты для перечисления суммы возмещения;
- перечень приложений;
- дата и подпись.
К претензии должны быть приобщены подтверждающие документы, такие, как квитанции об оплате ремонта или отчет оценщика, подтверждение о том, что ранее было направлено заявление, иные доказательства.
На рассмотрение претензии законодательством отводится страховой компанией 15 рабочих дней, если оно подано в электронной форме и 30 рабочих дней в случае отправки почтой или подачи лично (абзац третий пункта 1 статьи 16.1 Закона ОСАГО)
Образец оформления претензии можно посмотреть здесь.
Рекомендуется перед подачей претензии в страховую, обратиться в экспертную компанию для проведения оценки стоимости ремонта. Это необходимо, чтобы указать в претензии конкретную сумму стоимости ремонта Вашего автомобиля.
Экспертную организацию нужно выбирать тщательно, так как специалист, который будет составлять отчет о стоимости ремонта, должен быть включен в Государственный реестр экспертов – техников.
Перед проведением оценки необходимо уведомлять страховую компанию, чтобы предоставить возможность присутствовать на осмотре. В случае если страховая компания не будет заблаговременно уведомлена, то результаты проведенной экспертизы могут быть легко опровергнуты в суде.
Вместо отчета специалиста (эксперта) можно использовать заказ – наряд о стоимости ремонта, который может подготовить практически любой автосервис. Заказ – наряд должен содержать полный перечень запчастей и наименовании работ, с указанием их стоимости и заверен печатью организации.
Если по истечении 30 дней после подачи претензии страховая компания так и не произвела выплату (выплатила не в полном объеме) либо не выдала направление на ремонт, то в таком случае необходимо обращаться за разрешением возникшего спора к Финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг.
Срок рассмотрения обращения Финансовым уполномоченным составляет:
- 15 рабочих дней (если заявление от имени собственника)
- 30 рабочих дней (если заявление от имени представителя)
Здесь важно отметить, что почти всегда Финансовый уполномоченный приостанавливает рассмотрение обращение по причине того, что назначается дополнительная экспертиза по расчету стоимости ремонта. Примерный срок рассмотрения колеблется в диапазоне 35 – 40 дней.
Обращение к Финансовому уполномоченному можно подать через личный кабинет на Госуслугах либо почтой.
К сожалению, зачастую решение Финансового уполномоченного не решает проблему собственника автомобиля. Связано это прежде всего с тем, что при рассмотрении обращения не запрашиваются дополнительные документы из ГИБДД, не привлекаются к рассмотрению дела все участники ДТП (виновник, очевидцы и т.п.), не в полной мере выясняются обстоятельства ДТП, не привлекаются для дачи пояснений эксперты и специалисты.
Вкратце порядок действия для взыскания стоимости ремонта и понесенных расходов выглядит так:
- Потерпевший в ДТП подает заявление в страховую.
- По результату заявления выясняется, что страховщик выплатил мало, либо вы вовсе получили отказ в выплате или выдаче направления на ремонт.
- Подача заявление в страховую компанию претензии.
- Если страховщик не рассматривает заявление или отказывает Вы обращаетесь Финансовому уполномоченному
- Финансовый уполномоченный выносит решение: удовлетворить ваши требования или отказать.
- Подача иска в суд если вы не согласны с решением Финуполномоченого.
В случае если решением Финансового уполномоченного Ваши требования не удовлетворены, необходимо обращаться с исковым заявлением в суд о взыскании страхового возмещения.
Помимо стоимости ремонта в судебном порядке можно взыскать все понесенные расходы (юридические услуги, оформление доверенности, эвакуатор, расходы на экспертизу, отправку писем и т.д.) Как упоминалось ранее за нарушении своих обязательств со страховой компанией подлежит взысканию неустойка в размере 1% от стоимости ремонта и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. Размер неустойки и штрафа может исчисляться десятками тысяч рублей, а в отдельных случаях сотнями тысяч рублей.
К подготовке искового заявление нужно подходить тщательно, правильно указывать требования и составить расчет неустойки.
Исковое заявление, составленное с нарушениями норм Гражданского процессуального кодекса, может быть отклонено судом, а неграмотно выстроенная позиция в суде приведет к скромным результатам либо вовсе к отказу в удовлетворении заявленных требований.