Найти тему
Олег Леонкин

Тонус нужно не снижать или повышать, а научать мозг менять его под задачи и удерживать.

В продолжение темы тонуса.

Почему в предыдущей статье я начал раскрывать тему именно с гипертонуса? Первое - говорить о  гипотонусе намного сложнее, второе - именно гипертонус является страшилкой для родителей.

“У вашего ребенка гипертонус и с этим нужно немедленно что-то делать! Это ему мешает!”

Вся гнусность этой фразы заключается в том, что каждое слово является абсолютной правдой, но вот только причины чаще всего не обозначаются, а, как следствие, предлагаются способы решения, которые совершенно не подходят ребенку. Именно поэтому я начал говорить о тонусе и способах, которыми мы можем помочь ребенку/человеку его нормализовать.

Нельзя говорить о тонусе без контекста. Тонус - величина относительная, он всегда связан с деятельностью человека. Адекватность тонуса зависит только от того, насколько он подходит для конкретного вида деятельности. Понимаю, нужны примеры.

Человек, который едет в отпуск, предположительно должен выглядеть счастливым. Это эмоциональный подъем и естественно тонус у человека будет повышен, и это нормально в данном контексте. Если мы предположим, что человек в таком же состоянии находится в своей квартире вечером после длительного рабочего дня, то мы сделаем вывод, что он возбужден и ему нужно срочно помогать с этим возбуждением справиться, если нет других очевидных причин такого состояния. Если продолжить тему со счастливцем, который едет в отпуск и ему нужно пронести по лестнице чемодан, с любовью сложенный супругой, то в данный конкретный момент счастливым его вид не назовешь. Человек будет сильно напряжен, с трудом дышать. Если такое напряжение возникнет у человека дома на диване, то мы будем готовы вызывать скорую. Но ни у одного человека на свете не появится мысль подойти и начать снижать тонус человеку с чемоданом.

Это все к тому, что тонус нужно оценивать в моменте, в контексте и оценивать не напряжение или расслабление, а адекватность тонуса ситуации. Более того, тонус нужно не снижать или повышать, а научать мозг его менять под задачи и удерживать. Вот это на самом деле стоящая задача. Тогда вопросы относительно тонуса покоя можно забыть: “У моего ребенка какой тонус? Повышенный или пониженный?” Не имеет значения, если ребенок умеет его изменять под конкретный вид деятельности. Не важно, держит ли ребенок руки в кулачках, если при приближении предмета он спокойно расправляет кисть и берет игрушку. Какая разница в каком положении ребенок держит кисть в пассивном состоянии, если в активном он легко решает задачу. Вы можете массировать ему кисти до пунцового цвета, расправлять пальчики и к понижению тонуса это не приведет. Я же просто буду чаще давать игрушку, чтобы не возникало возможности держать руку в кулаке. Именно так мозг научится контролировать напряжение данных мышц, а после этого в момент освоения письма мне прилетят бонусы.

Мораль сей басни такова. На каждое тоническое состояние нужно смотреть не изолированно, а в контексте. Пока мы рассмотрели тонус только снаружи, о влиянии внешней среды на тонус и об оценке тонуса не просто как напряжения, а инструмента решения задач. Это сразу снимает массу вопросов.

Нам еще нужно будет поговорить о гипотонусе и способах компенсации, которые возникают у человека внутри. Вот тут более сложный разговор предстоит и именно такие ситуации часто воспринимают, как неадекватные. Не меняется только одно - не нужно повышать или понижать тонус, нужно создавать условия изменчивости, что нарабатывает систему управления.

Может я ошибаюсь, но я не встречал такой постановки вопроса. Сейчас специально изучаю блоги и проведу сравнительный анализ. Это к слову. Себя не похвалишь - никто не похвалит.

Подписывайтесь на мой
телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного