Найти в Дзене
Сокол-корабль

Как люди утратили бессмертие из-за змей? Эпос о Гильгамеше.

Змеи в мировой культуре и фольклоре предстают перед нами как неоднозначный образ. Они сочетают в себе добро, зло, хаос... Змеи считаются символом вечной жизни и обновления не просто так и ответ вполне очевиден –
они сбрасывают свою кожу. Люди замечали это с древних времен и в своих легендах наделяли самих змей бессмертием.
Змея считается олицетворением древних и подземных сил, воды и даже небесного огня. Змея, свернувшаяся кольцом, во многих культурах является символом бесконечности, круга жизни, бесконечного обновления. Один из старейших известных нам символов, чье происхождение установить доподлинно до сих пор невозможно – Уроборос. Змей, свернувшийся в кольцо бесконечно поедающий сам себя и бесконечно растущий за счет этого. Одно из главных его значений – первородный хаос, начальная точка многих мировых мифологий.
В разных уголках мира люди поклонялись змеям, как благостным божествам, которые несут дожди на посевы, указывают путь к тайным знаниям. Однако не меньше было мест,

Змеи в мировой культуре и фольклоре предстают перед нами как неоднозначный образ. Они сочетают в себе добро, зло, хаос... Змеи считаются символом вечной жизни и обновления не просто так и ответ вполне очевиден –
они сбрасывают свою кожу. Люди замечали это с древних времен и в своих легендах наделяли самих змей бессмертием.

Змея считается олицетворением древних и подземных сил, воды и даже небесного огня. Змея, свернувшаяся кольцом, во многих культурах является символом бесконечности, круга жизни, бесконечного обновления. Один из старейших известных нам символов, чье происхождение установить доподлинно до сих пор невозможно –
Уроборос.

Изображение уробороса в алхимическом трактате. 1478 год
Изображение уробороса в алхимическом трактате. 1478 год

Змей, свернувшийся в кольцо бесконечно поедающий сам себя и бесконечно растущий за счет этого. Одно из главных его значений – первородный хаос, начальная точка многих мировых мифологий.

В разных уголках мира люди поклонялись змеям, как благостным божествам, которые несут дожди на посевы, указывают путь к тайным знаниям. Однако не меньше было мест, где змей считали воплощением зла, изображали их в виде похитителей, слуг злых потусторонних сил.

Устные предания разных народов не поддаются какой-то четкой хронологической датировке. Однако до нас дошли глиняные таблички с древними легендами о героях и богах, что на
целую тысячу лет старше знаменитой Одиссеи Гомера. И что же может рассказать нам о змеях древнейшее дошедшее до нас литературное произведение созданное людьми – Эпос о Гильгамеше?

Змеи украли у людей бессмертие.

Царь Гильгамеш в представлении японских аниматоров. Кадр из мультипликационного сериала "Судьба, ночь схватки".
Царь Гильгамеш в представлении японских аниматоров. Кадр из мультипликационного сериала "Судьба, ночь схватки".

В 11, заключительной таблице Эпоса о Гильгамеше, главный герой этого произведения – собственно сам царь Гильгамеш добывает из глубокого колодца в самом центре подземного царства мертвых волшебный цветок.

Для тех, кто не знаком с этим эпосом очень коротко перескажу сюжет – жестокий к своему народу царь Гильгамеш встречает дикаря
Энкиду.

Энкиду – дикого человека, Боги создали равным по силе этому царю, чтобы хоть немного его присмирить. Однако вместо того, чтобы уничтожить друг-друга Гильгамеш и Энкиду становятся друзьями и совершают несколько славных подвигов. Но вскоре по воле Богов Энкиду погибает и Гильгамеш становится одержим идеей добыть цветок бессмертия – чтобы больше никогда ему не пришлось испытать горечь разлуки.

Царь Гильгамеш отправляется по пути Солнца, вслед за ним, туда, куда оно уходит каждый день на закате – в подземный, потусторонний мир. Владыка подземного мира
Уршанаби рассказывает, что он и сам был человеком, но достиг бессмертия совершив славный подвиг. Он был избран, чтобы спасти людей после великого потопа, который устроили боги в ходе бесконечного противостояния Аннунаков и Игигов (это два рода божеств древних шумеров, аккадцев и других народов междуречья, земные и небесные божества соответственно). За свои подвиги и Гильгамеша ждет обожествление, но ему нужно бессмертие для всех людей и владыка Уршанаби указывает царю путь к нему.

Но заполучив цветок бессмертия царь Гильгамеш не смог его сохранить:

Увидал Гильгамеш водоем, чьи холодны воды,
Спустился в него, окунулся в воду.
Змея цветочный учуяла запах,
Из норы поднялась, цветок утащила,
Назад возвращаясь, сбросила кожу.

Искушение Евы.
Искушение Евы.

И вот, бессмертие, которое Гильгамеш хотел подарить людям, получили змеи. Змея сбросила кожу – обновилась, начала новую жизнь. Этот миф, как и миф о всемирном потопе, скорее всего, перешел в Ветхозаветные легенды именно из Эпоса о Гильгамеше. Ведь и люди, жившие в Эдемском саду, были бессмертны, но поддавшись хитрости змея, потеряли своё бессмертие.

Гильгамеш горько плачет:

«Для кого же кровью истекает сердце?
Себе самому не принес я блага,
Доставил благо льву земляному!»


Однако жизнь продолжается, подобно бесконечному движению Уробороса по кругу. И эпос О Гильгамеше заканчивается тем, чем он и начинался. Восхищением красотой Урука овчарни – города, в котором правит герой первого дошедшего до нас эпоса, созданного людьми.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.