Человек привыкает ко всему - к хорошему и плохому. К грохоту пушек мы тоже привыкаем - тем быстрее, чем дальше эти пушки от нашего окна. Так устроена нормальная психика. Однако, рано или поздно реальность прорывается через любую адаптацию и ставит перед нами вопрос о ценности и смысле потерь. О том, какое сущностное значение эти потери имеют для тебя или для меня. О том, какой экзистенциальный вызов они бросают тебе или мне. О том, что Белгород гораздо ближе, чем кажется.
Есть простая истина: все потери, все жертвы имеют значение - любая потеря сокрушительна, а ее ценность универсальна. Люди по-разному говорят об этой истине, но суть одна: гибель живого существа - это гибель целой Вселенной.
Однако, эта интуитивная истина плохо помещается в наш фактический ресурс. Мы легко "приватизируем" жертвы и потери - переживаем их сокрушающую ценность на своей "половине".
Порой, эта "половина" весьма причудливо определяется сочетанием тождеств и отрицаний - сегодняшний день хорошо это показывает. Но, чем дальше от нас потеря, тем более плоско она чувствуется. И речь здесь не столько о географии, сколько об идентичности - кто для тебя "свой", а кто "чужой". Как следствие, чем дальше потеря, тем более обусловлена её ценность - вот и получается, что релокант где-нибудь в Закавказье или в Прибалтике будет остро переживать потерю в Киеве, но легко обесценит рядом условий такую же или бо́льшую потерю в Белгороде. Или в Газе. И это закономерно - человеку не по силам вместить весь мир. Наша вселенная не может вместить вселенную другого. Только Бог подлинно вмещает и переживает потерю любого Своего ребёнка, независимо от лозунгов и знамен.
Да, потери и жертвы имеют значение. Мы чувствуем это значение здесь и сейчас, хоть и не в силах охватить его полноту. Но, в чем их смысл? Почему Автор Книги Жизни вовлекает нас в такие истории?
Я не вижу здесь простого логического ответа. Нет, всегда можно объяснить конкретную смерть и прикрутить к ней какой-то сиюминутный смысл. И таких примеров сегодня тоже очень много. Но, этот смысл несравним с той Вселенной, что гаснет в каждой потере - мы это чувствуем. Логики здесь недостаточно, поэтому я верю, что подлинный и окончательный смысл всех потерь и жертв откроется только в разрешении сюжета Книги Жизни - только тогда сокрушающая ценность каждой потери обретет свой смысл и место.
Мы не знаем и не можем узнать, почему Бог пишет нашу историю именно так - это Его воля, которая предстаёт перед нами как Провидение (или, если угодно, судьба).
Мы не знаем и не можем узнать, почему Он выбирает именно эти краски. Нам не дано заглянуть в конец Книги, чтобы достоверно узнать финал - нам дано верить, что Книга закончится хорошо, все нити сюжета сплетутся в одно и каждая потеря, каждая жертва будут исцелены и найдут своё место под новым небом на новой земле. А пока... А пока будем благодарны за дарованное мгновение и поддержим того, кто рядом.