Найти в Дзене
Истории медицины

История болезни Фридриха III и ее слияние на историю. "Германия, которой не существовало" Часть 1е

Оглавление

Болезни великих #1.

Болезнь Фридриха III и её влияние на историю. "Германия, которой не существовало". Часть 1

" Господа, хрипота мешает мне вам что-либо спеть".

Так обращался к членам президиума рейхстага, присутствующие на приёме в Берлинском дворце, 8 марта 1887 года наследник престола кронпринц Фридрих Вильгельм Николаус Карл Прусский, сын Вильгельма I - короля Пруссии и первого германского кайзера.

Фридрих III.
Фридрих III.

Германская империя была провозглашена всего 16 годами ранее в Версале, в разгар войны, которую вела Пруссия и другие германские государства против Франции. На политической арене империя была ещё новичком, но другие великие державы косились на неё с подозрением, в особенности Франция со своим желанием отомстить. Буквально в одно мгновение в Европе вырос гигант: Германский империя демонстрировала быстрый демографический и экономический рост, а также стремилась стать ведущей индустриальной державой. Прусская армия благодаря трём быстрым и победоносным войнам - в 1864 году против Дании, в 1866 году против Австрии, в 1870-1871 годах против Франции - считалась не имеющей себе равных. Политика новой империи не внушало доверия двум великим демократическим державам - Французской республике и конституционно - монархической Англии: хоть и во главе государства в Германии стояла прусская династия Гогенцоллернов, но главной фигурой немецкой политики был консерватор, юнкер Отто фон Бисмарк, который в роли рейхсканцлера в 1880-х годах вёл борьбу с " врагами Рейха", которыми в первую очередь, по его мнению, были социал - демократы и католики.

Отто фон Бисмарк.
Отто фон Бисмарк.

Для политики империи и её многих политически активных граждан, которые были заинтересованы в расширении демократических прав, человек, чья хрипота была быстро забыта, был лучом надежды. Для них Фридрих Вильгельм был "либеральной надеждой Германии". Во всех кругах считалось самой собой разумеющимся, что после эпохи Бисмарка, Фридрих Вильгельм войдёт на престол и задаст новый курс политики, отказавшись от ограничений и авторитаризма. Картина Антона фон Вернера " Кронпринц Фридрих III на придворном балу 1878 года", написанная спустя годы, очень явно передаёт ожидания оппозиционных кругов. В этой картине художник написал как кронпринц и ведущие либеральные политики образуют группу, стоящую в стороне от шума и суеты для обсуждения.

-3

Кронпринц был сторонником британской системы жёсткого парламентаризма с системой сдержек и противовесов. Его симпатия к государственному устройству Англии возникло не только из-за знакомства с британскими устоями во время многочисленных визитов, но и по личным причинам. Его жена, кронпринцесса Виктория, приехала из Англии и была дочерью английской королевы. Фридрих Вильгельм познакомился со своей будущей женой во время своего визита и женился на ней, когда ей было 17 лет. В отличие от других дочерей европейской знати, принцесса была не аполитична.Её отец, принц Альберт Саксен-Кобург-Готский, позаботился о том, чтобы его дети получили первоклассное образование вне зависимости от пола. Он мог часам во время долгих разговоров разъяснять достоинства своей родины - Великобритании. Незадолго до свадьбы Альберт убеждал свою дочь и будущего зятя, что будущее политики Германии состоит исключительно в конституционной монархии по британской модели и признании и соблюдении демократических прав.

Принц Альберт Саксен-Кобург-Готский.
Принц Альберт Саксен-Кобург-Готский.
Кронпринцесса Виктория Саксен-Кобург-Готская.
Кронпринцесса Виктория Саксен-Кобург-Готская.

После приезда в Берлин Викторию ждал очень холодный и даже враждебный приём, ведь при дворе было много реакционных политиков, таких как Бисмарк, который был её врагом на протяжении всей жизни. Для всех из знати она навсегда осталась "иностранкой", " англичанкой" - даже для своего старшего сына, будущего кайзера Вильгельма II, который в будущем приведёт Германскую империю к гибели. Виктория имела только одну нерушимую опору - её мужа. Фридрих Вильгельм был настолько предан жене и её взглядам, что стало поводом для глупых издевательств при дворе. Но для многих парламентариев, таких как представитель либералов доктор Рудольф Вирхов, эта привязанность к английской патриотке была основанием для надежды. Примечательным аспектом в трагедии этой истории стало то, что именно Вирхов, одна из величайших личностей золотой эры медицинского прогресса, предстал жалкой фигурой драмы о Фридрихе III.

Доктор Рудольф Вирхов.
Доктор Рудольф Вирхов.

Однако охрипший человек, на которого возлагались ожидания и надежды многих людей, уже не был героем трёх войн. Высокий с густой бородой и голубыми глазами, для многих он был идеалом мужественного правителя той эпохи, но всё ещё густая борода была уже с сединой, а на лице кронпринца члены президиума в тот весенний день могли заметить усталость, даже фрустрацию. Той весной кронпринцу исполнилось 56 лет, и он получил напоминание о долголетии: его теща, королева Виктория, в скором времени собиралась отметить свой золотой юбилей восхождения на престол, - и что гораздо хуже для Фридриха Вильгельма, - его отец, кайзер Вильгельм I, должен был через несколько дней отпраздновать своё 90- летие.

Император Германии Вильгельм I
Император Германии Вильгельм I

Внешне крепкое здоровье отца начало казался Фридриху Вильгельму горькой иронией судьбы, так как собственное здоровье уже несколько месяцев подводило его. Годом ранее, в 1886 году, он перенёс корь. После этого придворным начало казаться, что кронпринц утратил свою былую силу. В январе 1887 года он начал страдать от хронической хрипоты. Кронпринц и его окружение консультировались с профессором Карлом Герхардтом из клиники Шарите. Глава медицинской клиники заподозрил у кронпринца что - то серьёзное: " Должно быть, недуг начался с симптомов простуды и первое время напоминал катаральную охриплость. Однако в течении следующих нескольких месяцев и другие катаральные проявления не наблюдалось; только сухая охриплость, причём различные лекарства и ингаляции, которые эффективно помогали при катарального воспаления, оказались совершенно бесполезны". Кронпринц же оказался заядлым курильщиком трубок и сигар - а канцерогенное действие ядов, содержащиеся в табачных изделиях, были открыты только в XX веке.

6 марта, за два дня до того, как профессора Герхардта приняли в президиум рейхстага, он впервые провёл кронпринцу ларингоскопию, которая была в ту пору инновационным методом. Герхардт описал полученные результаты так: " На краю левой голосовой связки между голосовым отростком и серединой голосовой связки, ближе к первому заметен бледный несколько неровный выступ, внешне напоминающий язычок или лоскут. Длина его около 4 мм, высота - 2 мм. Был поставлен диагноз : утолщение левой голосовой связки". В течение следующих нескольких недель врачи предпринимали попытки удаления предполагаемого полипа с помощью проволочной петли, а затем с помощью её аналога, который можно было раскалить. Всё эти попытки лечения стали тяжёлым испытанием для пациента, несмотря на то что уже были первые виды местной анестезии кокаином - этот метод был открыт тремя годами ранее офтальмологом Карлом Коллером из Вены. В клиническом отчёте Герхардта и его коллег описывается не только разочарование из-за упрямства болезни кронпринца, но так же прослеживается надежда : " Вечером 14 -го числа (марта 1887 года) впервые была использована раскалённая платиновая проволока. 16 числа опухоль была прожженных на всём протяжении, особенно посередине. На этот раз процедура была болезненной. С 18 по 26 число лечение было приостановлено из за празднования Дня рождения Его Величества кайзера Вильгельма. Теперь, 26,27, 29 марта и вплоть до 7 апреля, каждый день применялась раскалённая проволока для разрушения нового образования, все, что выступало, сжигались, а 7 числа край голосовой связки был сглажен плоской горелкой.

После изнуряющего лечения Фридрих Вильгельм с женой отправились на курорт Бад - Эмс, где кронпринцу продолжили лечение, предположительно противовоспалительными ингаляциями. Но когда он вернулся в столицу в середине мая, выяснилось, что об исцелении не может быть и речи : опухоль не только снова выросла, но и покраснела и не выглядела доброкачественной. 18 мая на консилиуме врачей с участием профессора Эрнста фон Бергманна, одного из лучших хирургов того времени, обсуждалась возможная природа заболевания. Обсуждений было много и много из перечисленных заболеваний, таких как туберкулёз и сифилис, были исключены из за отсутствия симптомов. Так впервые в истории было произнесено слово "рак".

Доктор Эрнст фон Бергманн.
Доктор Эрнст фон Бергманн.

Одним из средств, обсуждаемых с кронпринцем, была радикальная операция - рассечение гортани и удаление опухоли. Хоть и шансы на успех оценивались как очень высокие, но нельзя было утверждать наверняка, что после такого оперативного вмешательства будущий кайзер сохранит голос. Не исключалось и то, что возможно полное удаление гортани - опасное для жизни вмешательство, которое заканчивалось успешно очень редко. В качестве подготовки и учёта всех рисков Бергманн начал проводить операции на трупах. Было принято решение пригласить ведущего специалиста из только развивающейся области медицины - лорингологии, науки о заболеваниях гортани. Это решение было восторженно принято со стороны кронпринцессы Виктории, так как этим учёным был соотечественником наследной принцессы - английский врач Морелл Маккензи. Англичанин, который написал хорошо известное в Германии пособие по болезням гортани, среди британских врачей пользовался спорной репутацией: некоторые его коллеги считали его повышенный интерес к финансовой составляющей медицинской практики, а также чрезмерное самодовольство оскорбительным для врача.