Так уж сложилась внешнеполитическая ситуевина в нашей стране, что "национальное достояние" вынуждено было обратить свой взор на русскую глубинку. Коснулось это и Новгородской области, в коей мне довелось жить и работать. В самые отдаленные уголки региона потянулись желтые нитки газопроводов.
А так как любое строительство по закону включает в себя историко-культурную экспертизу, то по трассам будущей укладки труб отправилась наша скромная психиатрическая археологическая экспедиция в поисках мест обитания людей из прошлого.
В одной публикации, естественно не получится рассказать обо всем. По мере времени и творческого вдохновения, которых так не хватало в течении полевого сезона, буду выкладывать отдельные рассказы об интересных местах, заброшенных и живых деревнях, памятниках архитектуры и археологии, путевые и бытовые заметки. Пока же считайте это анонсом нового сезона публикаций ПодСюборной археологии и кратким отчётом о том, что я сделал в прошлом году.
Майское Ильменское Поозерье
Начался сезон еще в апреле, когда только только сошел снег, были и мои любимые Боровичи, и бескрайнее синее море Ильменя, и не менее любимые Пестово.
Но главное путешествие стартовало все таки после майских праздников. С самого обжитого, самого зажиточного, самого ухоженного района Новгородской области - Ильменского Поозерья. Местности к югу от Великого Новгорода, зажатой между северо-западным берегом оз. Ильмень и рекой Веряжей.
Освоение Ильменского Поозерья человеком началось еще в каменном веке. К эпохе раннего металла и раннего железного века относятся находки материалов II тыс. до н. э. – первой половины I тыс. н. э. на ряде памятников более позднего времени. Раннесредневековому времени (вторая половина I тыс. н. э.) относятся около 25 поселенческих памятников и пять пунктов, где сохранились остатки погребальных насыпей – сопок (либо упоминания об их существовании в недавнем прошлом). Особая роль Поозерья определялась в средневековый период еще и транспортным значением: река Веряжа использовалась как важная часть Балтийско-Днепровского водного пути в обход участка бурного оз. Ильмень. По территории Поозерья проходила сухопутная дорога на Русу (совр. Старая Русса) и Псков. Большинство раннесредневековых поселений, ввиду благоприятной для ведения земледельческого хозяйства ландшафтной приуроченности, продолжили существование на протяжении всей средневековой эпохи. Уже в XV–XVI вв. природа Поозерья была сильно изменена человеком, о чем свидетельствует густота поселений (на этой территории в средневековье располагалось несколько десятков поселений, несколько погостских центров, не менее пяти приходских церквей, вплотную вокруг неё располагались восемь монастырей) и большой размер высева и покоса. Помимо полевого земледелия и рыболовства (в прибрежных деревнях) широкое распространение получили огородничество и садоводство. Самым ранним описанием земель в Поозерье было письмо И. М. Волынского 1490/91 г. Вторым описанием, предпринятым в конце XV в., было письмо М. И. Валуева 1497/98 г.
Июньская глушь Демянска и Марёва
Резким контрастом освоенному Поозерью выступает местность, что лежит между Демянском и Марёвом. Глухие леса, заросшие борщевиком поля, заброшенные деревни, повсюду разбросанные следы ужасов той войны и среди всего этого отдельные оазисы живых населенных мест.
Территория, на которой на которой проводилась археологическая разведка, в период позднего средневековья относилась к двум погостам Деревской пятины – Деманскому и Молвятицкому погостам, а также к волости Морева. Древнейшее описание погостов и волости сохранилось в книге Деревской пятины "второго письма" с описанием оброчных, поместных, церковных и своеземческих земель письма Прокофья Зиновьевича Скурата и Петра Волка Борисова 1495–1496 гг. Территория заселялась человеком весьма неравномерно. Прежде всего были заселены и освоены берега рек. Древнейшие известные памятники датируются второй половиной I тыс. н. э. Основной этап заселения пришёлся на позднее средневековье – эпоху писцовых книг.
Ужасы июльского Поозерья и Боровичей
В июле продолжили сносить свои ботинки по дорогам Ильменского Поозерья. Чем ближе к городу, тем более заселенными становились места, и как ни парадоксально, тем более заброшенными становились поля (уже порезанные на участки и ждущие счастливых обладателей нового индивидуального жилого строительства
А следом путь лежал на Мсту, в столицу борщевика - окрестности города Боровичи. Встретить незанятое борщевиком поле - здесь большая удача, которую можно отмечать бурным празднованием.
Самые ранние археологические памятники в бассейне р. Мсты относятся к эпохе мезолита и неолита. Обилие спокойных, богатых рыбой рек и озер, а также большие запасы кремня для изготовления орудий создали благоприятные условия для жизни в этом районе многочисленных племен в эпоху каменного века, памятники которых обнаружены на многих озерах и на берегах р. Мсты. В период Средневековья р. Мста была одним из элементов речного пути из Балтийского моря на Волгу и Днепр. В бассейне Мсты зафиксированы археологические памятники, относящиеся к культуре псковско-новгородских длинных курганов, культуре сопок, а также древнерусскому периоду. Река Мста упоминается в летописном сообщении о походе княгини Ольги в Новгородскую землю и установке погостов на р. Мсте в 947 г.
Августовские старорусские закаты и валдайские кладбища
В августе началась череда мелких газопроводовов в разных уголках нашей необъятной области. Успели побывать и в рыбацком Взваде и в фанерном Парфине, встречали закат над Ильменем и мерили глубину Лычковских болот, собирали грибы на Валдае и дивились чуду инженерной мысли под Демянском.
А уже в конце августа, на традиционной новгородской археологической пятнице случился рассказ с предварительными результатами наших забегов
Сентябрьский рай Валдайских и Окуловский озёр
Удивительно теплый сентябрь подарил целую вереницу чудесных дней на живописных берегах Валдайских и Окуловских озер. Исследования рядом с дачей В. В. Путина, конечно, наложили свой отпечаток. Приходилось, как в старые добрые времена полностью положиться только на свое умение читать бумажные карты, так как новомодный GPS в тех краях не работал от слова совсем. Но как же там красиво. Зеленые склоны отрогов Валдайской возвышенности бесспорно могут поспорить по красоте с альпийскими лугами (если бы конечно, местные жители не заваливали их горами мусора и сомнительного вида постройками)
Октябрьское уныние Новгородского района
В октябре погода резко испортилась, все чаще лили дожди, но сидеть в ожидании погожего денька не было никакой возможности. И потому мы шли шли и шли. Благо теперь все было довольно близко от дома. Иногда максимально близко от дома. Но хотя проектируемый газопровод из Нового Кунино в Спас-Нередицы и проходит буквально по окраине моей деревеньки заглянуть сюда на огонек он почему-то не планирует. Ну и ладно, не очень то и хотелось. Продолжим топить электричеством.
Ноябрьская Старая Русса. Как? Опять?
В ноябре все дороги ведут в Старую Руссу. Вот и на этот раз завершать полевой сезон, уже под первым снегом выпало в сем славном городе. Сил что-либо рассказывать уже нет, так что вот вам последняя порция фотокарточек и раскланиваюсь на этом. Впереди, надеюсь, ждет длительный обстоятельный рассказ о каждом путешествии, с подробной исторической справкой и всеми делами, но это будет когда-нибудь потом
ПыСы: с дрожью в руках отправляю на публикацию, все посты, что делал в течении сезона имеют не более ста показов, хотя старые статьи крутятся весьма и весьма активно. Но когда-то же надо вернуться к ведению блога. Посмотрим, как у меня нынче с большими форматами и есть вообще смысл продолжать сюда писать