Всеволод Л.
Сейчас одним из главнейших обвинений руководителям ГУЛАГа выдвигают то, что работа была некачественной, но еще приписки. Но так ли они были виноваты, что в документах у них было много туфты?
Я не знаю, как обстояло дело на других стройках, возводимых заключёнными, но на железной дороге №№ 501-503 брака и приписок в работе было много. Впрочем, не всё по вине зэков. И что-то мне подсказывает, что на других стройках положение было таким же.
Управляющий Ямало-Ненецким отделением Промбанка СССР Н.И. Питиримов неоднократно писал об этом. Через его руки проходило много документов. При непредвзятом анализе специалистам открывалась совсем неприглядная картина.
«Большое количество фактов… свидетельствует, что строительство… допускает бесхозяйственность в расходовании государственных средств и материально-людских ресурсов… Хранение строительных материалов должным образом не организовано… Стоимость поломанных и утраченных деталей списывается на стоимость строительства… Допускается большой перерасход рабочей силы… Трудоёмкие земляные работы выполняются исключительно ручным способом при полном отсутствии совковых лопат…
На многих участках отсутствуют самые примитивные подъемные механизмы. Те, что имеются, простаивают 56% рабочего времени. Имеют место большие хищения продовольствия и вещевого довольствия…»
Цифры действительно впечатляющие, только в 1949 г. из-за приписок и банальной бесхозяйственности на 501-й стройке «непроизводительные затраты» были около 90 миллионов рублей. Современный исследователь истории этой железной дороги, Вадим Гриценко подсчитал – если суммировать все приписки по снегоуборке, то только снега оказалось выпало более трёх метров.
Приписками занимались все: маленькие и большие начальники, и, конечно же – заключенные. Всем нужен был план, а еще лучше его перевыполнение. Вот ещё одно воспоминание инженера А. Побожия, руководителя Надымской железнодорожной экспедиции. Как-то Пётр Татаринцев, начальник Северной проектно-изыскательской экспедиции спросил его как идут дела:
«Вроде все хорошо. Партии работают с подъемом, прошли уже больше половины трассы
- Вроде, говоришь… А план не выполняете, - перебил он.
- Как же так? - возразил я. – На всех участках работы идут точно по утвержденному вами графику и отставаний нет…
- Не выполняют, Петр Константинович, - ответил плановик, разворачивая ведомость, испещренную цифрами.
- А вот он возражает, - кивнул на меня начальник.
- Сейчас доложу. Было запланировано, если взять в целом второй квартал, четыре миллиона рублей, а они израсходовали меньше трех. Так что план выполнили всего на 62%.
- Но ведь это хорошо! – обрадовался я, не понимая еще, в чем дело. – И работу выполнили, и деньги сэкономили.
- Ничего хорошего тут нет, - решительно заявил плановик. – Сколько запланировано Главком, столько и тратьте, а еще лучше истратить немного больше… для перевыполнения плана, - уже менее уверенно заключил он и, как бы оправдываясь, добавил: - Ведь мы же по фактическим затратам работаем».
Вскрылась еще одна проблема, что управленцы систематически нарушали сметы на свое содержание. В общем, ничего тут особенно нового не было, нет и не будет.
Людей волей-неволей заставляли делать приписки, иначе неприятностей было не избежать. Ну тут ничего не сделаешь – плановая экономика с различными перегибами долгое время рулила в стране.
Такое положение дел было почти до самого конца строительства этой трансполярной магистрали. Только в начале 50-х годах план начал верстаться на год, и то, это уже мало помогало. И так было по всей стране. Людей волей-неволей заставляли делать приписки, иначе неприятностей было не избежать. Ну тут ничего не сделаешь – плановая экономика с различными перегибами долгое время рулила в стране.
Автору на умные книги https://yoomoney.ru/to/410018926235150
Каналы, на которые стоит подписаться!
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой