Южный Кавказ, будучи перекрестком мировых торговых путей и «мягким подбрюшьем» России, как его некогда охарактеризовать сэр Уинстон Спенсер Черчилль, никогда не выпадет из поля зрения Кремля и российского экспертного сообщества в силу своей стратегической значимости для судеб страны. Сегодня все чаще раздаются голоса о том, что Россия скоро будет или вообще уже выдавлена из региона, и ее место занимает то ли Турция, то ли Франция, то ли США. Эти сентенции, если к ним внимательно присмотреться, отражают и выражают желания претендентов на место России в это субрегионе Передней Азии и ими же активно проплачиваются, но это отнюдь не означает, что их чаяния обязательно превратятся в действительность. Именно поэтому так интересно в начале нового календарного года сделать свои прогнозы, чтобы спустя 360 дней посмотреть, как и насколько они были корректными.
Начнем с Азербайджана. Чтобы не возникал вопрос, почему я начинаю именно с этой страны, объясняю: с точки зрения грамматики русского языка при перечислении названий стран региона Южного Кавказа его название должно располагаться раньше Армении и Грузии. Так что ничего личного, только законы правописания, которые надо соблюдать.
На 7 февраля в Азербайджане назначены перевыборы президента Ильхама Алиева. Естественно, официально это действо именуется досрочными – на целых 15 месяцев раньше – президентскими выборами, и даже помимо действующего главы государства на этот пост появилось с десяток претендентов, но в их декоративном статусе, равно как и в переизбрании Ильхама Алиева никто не сомневается. В контексте данного события интересен не вопрос, кто победит, так как ответ на него заранее известен, а вопрос, зачем понадобились эти досрочные перевыборы? Размышлениям на эту тему месяц назад я посвятил отдельную подробную статью (кому интересно, может ее здесь, на канале, прочитать), а поэтому мне остается повторить ранее сделанные выводы.
Досрочные перевыборы необходимы Ильхаму Алиеву для того, чтобы развязать руки совершить действия, которые было бы рискованно предпринимать в условиях нормативного электорального цикла, если бы выборы состоялись в плановом порядке в мае 2025 ода. На 2024 год руководством Азербайджана запланировано два важных политических мероприятия – подписание мирного договора с Арменией и массовое переселение азербайджанцев в Карабах. Однако оба этих дела не являются такими уже легковыполнимыми и вряд ли будут реализованы в этом году. Следовательно, в мае 2025 года в случае неисполнения этих планов доверие к Ильхаму Алиеву у населения будет гораздо ниже, чем сейчас, поэтому перевыборы необходимо проводить именно сегодня.
Подписание мирного договора с Азербайджаном на условиях признания за ним Карабаха с позиций норм конституционного законодательства Армении является государственный преступлением, поэтому маловероятно, что кто-либо из армянских политиков, включая Никола Пашиняна, не проводя референдума или конституционный реформы, решится на этот шаг. Поэтому на данном треке азербайджанской внешней политике нас ждут или бесконечные и бесплодные переговоры между Баку и Ереваном, как это было последнее два десятилетия, или война с последующей капитуляцией Армении этой осенью согласно уже сложившейся в 2020-м и 2023-м традиции, что представляется мне более вероятным.
Массовое переселение азербайджанцев из переполненного, но сытого и благоустроенного Баку в пока деструктивный с экономической точки зрения Карабах с убитой армянами социальной и инженерно-коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом тоже выглядит неправдоподобным. Некоторые известные мне здравомыслящие азербайджанские эксперты вообще считают, что без переноса столицы страны из Баку во вновь возведенный Агдам или в Шушу заселение Карабаха азербайджанцами числом не менее 2-3 миллионов человек в ближайшие 20 лет невозможно в принципе. Кое-кто из них за свои крамольные мысли остался без работы и вообще был вынужден уехать из страны, но сути дела это не меняет.
2024 год будет временем больших вызовов для Ильхама Алиева, его окружения и Азербайджана в целом, и им потребуется предельная концентрация воли и сил, чтобы им противостоять. Не исключаю, что ради реализации своих модернизационных проектов переизбираемому президенту придется пойти на конфликт с собственным народом, поскольку в этом случае будут затронуты частнособственнические интересы не только местных элит, подчинение которых верховной власти в этой стране успешно продолжается, но и широких слоев населения, живущих в относительном достатке только в Баку и пригородах. Опыт освоения целинных земель в СССР в 1960-е гг. доказывает, что кампанейщина в деле заселения Карабаха существенных результатов не даст, а реинтеграция региона на аутсорсинге у турецких кампаний без учета социально-экономических потребностей переселенцев вряд ли даст ожидаемый эффект.
Прогноз для Азербайджана на 2024 год: перевыборы Алиева состоятся, мир с Арменией и массовое заселение Карабаха маловероятны, высока вероятность нового ограниченного по времени военного конфликта с Арменией.
Переходим к Армении. Опять же в алфавитном порядке согласно правилам правописания русского языка.
Армению, как и Азербайджан, ожидают внеочередные выборы, о чем заявил премьер-министр Никол Пашинян в ноябре 2023 года на съезде правящей партии. Причем, поговаривают, что не только парламентские, в победе на которых партии «Гражданский шаг» мало кто сомневается (чаще всего досрочные или внеочередные выборы всегда и везде организуются властями предержащими для сохранения и поддержания собственного статуса), но и президентские. Вполне возможно, что и те, и другие выборы будут совмещены между собой и даже с референдумом для внесения изменений в Конституцию Армении ради подписания мирного договора с Азербайджаном или закрепления в ней новых геополитических приоритетов сближению с Западом, евроинтеграции и вступлению в НАТО (по примеру Украины). Словом, в наступившем году Армению ждут серьезные внутриполитические пертурбации.
В их преддверии или на их фоне Кремль, наконец-то, начал проявлять не только умозрительный, но и вполне конкретный практический интерес к внутриполитическим процессам в этой стране и занялся системной работой по формированию пророссийской оппозиции Пашиняну, правительство которого все более дистанцируется от России и возглавляемых ей международных структур типа СНГ, ЕЭАС, ОДКБ и Таможенного Союза. В качестве нового набора внешнеполитических ориентиров для своей страны армянский премьер выбрал Францию, США, Индию и Иран, по крайней мере, в сфере перевооружения и переподготовки армии, но такой винегрет на вкус вряд ли будет удобоваримым. Французское вооружение вряд ли будет коррелировать с российским или индийским, изготавливаемым с учетом использования российских боеприпасов к нему, а увидеть на одном армейском полигоне в Армении одновременно инструкторов из КСИР и КМП ВМС США, чтобы те не перестреляли друг друга, в моем понимании вообще выглядит за гранью здравого смысла. Происходящее в Армении в военно-политической сфере представляется мне бездумным шараханьем из стороны в сторону в преддверии принципиально важных решений, неизбежность принятия которых очевидна, но их содержание туманно.
Сегодня главной головной болью находящихся у власти в Ереване армянских политических элит, отказавшихся от Карабаха де-факто, является отказ от него и де-юре, причем так, что этот шаг не особо сильно противоречил положениям Декларации о независимости Армении и ее Конституции, в которых обладание Карабахом объявляются целью создания и смыслом существования современного армянского государства. Если изменить формулировки текста конституции страны как-то можно, то переписывание Декларации о независимости или отказ он нее будут сравни публичному отказу от национально-государственного суверенитета, что может стать причиной политического краха и даже физической гибели Пашиняна и его ближайшего окружения. Конечно, выходом из ситуации может стать проведение референдума, но подготовка к нему и само голосование может сопровождаться радикализацией общественно-политических противоречий между различными группировками и олигархическими кланами, вплоть до массовых беспорядков и вооруженных мятежей, что для новейшей армянской истории не новость и не такая уж редкость. Словом, 2024 год для Армении будет переполнен внутренней турбулентностью.
При этом не надо забывать, что официальному Еревану придется постоянно лавировать в условиях активного военно-политического давления со стороны Азербайджана и не менее активного дипломатического и экономического давления со стороны России, призванного максимально активизировать внутри Армении политикума и общества в целом к подписания мирного договора с официальным Баку. Инструменты азербайджанского военно-политического шантажа в данном случае хорошо известны – силовое открытие Зангезурского транспортного коридора между Азербайджаном и Нахичеванью и передача под контроль Сюникской области. Самое интересное в данной ситуации то, что и западные партнеры Армении в лице Франции и США, надеясь на вытеснение влияния России из региона Южного Кавказа, также будут подталкивать власти в Ереване к заключению мира с Азербайджаном, видя в этом первый шаг к выводу с территории Армении российской 102-й военной базы ЮВО ВС РФ.
Прогноз на 2024 год для Армении: год выбора внешнеполитической стратегии на среднесрочную перспективу, высокая степень внутриполитической турбулентности с налетом электоральности и парламентаризма, вплоть до массовых беспорядков, высокая степень вероятности нового военного конфликта с Азербайджаном.
И в завершение – Грузия. Говорить об Абхазии и Южной Осетии мы в общем контексте с ней не будем, так как эти два квазигосударственных образования политическом ландшафте южного склона Большого Кавказского хребта погоды не делают, почти незаметны и нуждаются в глубокой санации для интеграции хоть куда-то, поэтому их величинами можно пренебречь.
Пусть не обижаются на меня грузины, но когда президентом страны является гражданка иностранного государства (в данном случае – Франции), это свидетельствует о крайней степени неуважения к себе, своему народу и своей стране. Это свидетельствует о нежелании или неспособности жить без внешнего управления: если посмотреть в исторической ретроспективе, то сначала – персидского, потом – российского, затем – советского, вслед за этим – американского, а сейчас – французского или в целом западноевропейского. Социально-политическая жизнь Грузии насквозь пропитана иностранными инфлюациями, причем не только американскими, европейскими или российскими, но также турецкими, азербайджанскими и казахстанскими, причем от группы последних она сейчас зависима в вопросах своего благополучия более, чем от первых. Грузия – это место пересечения и сосредоточения множества внешних интересов, и это позволяет ей держаться наплаву.
Такое положение дел очень способствует внешне кажущейся неустойчивой, но на практике вполне себе реальной внутриполитической стабильности. Открыто либеральная общественная мораль и практика социальной жизни не позволяет засиживаться в стране откровенным маргиналам и радикалам от политики, вытесняя тех самореализовываться в криминале в Европе или в боевых действиях на Украине против российских войск. Поэтому в современной Грузии имеющие место быть гражданские акции протеста не перерастают в массовые беспорядки с погромами общественных зданий по французскому или германскому образцу, и все заканчивается чуть ли не карнавальными стычками с полицией. Даже когда в большую государственную политику возвращаются публичные тяжеловесы типа Бедзины Иванишвили, как это случилось накануне 2024 года, это мало влияет на изменение концентрации в целом размытых политических процессов внутри страны, уж слишком велико влияние на грузинскую внутреннюю политику разнонаправленных внешних воздействий, взаимно компенсирующих и тем самым нейтрализующих влияние друг друга.
Подобная аморфность и даже амфотерность общего фона общественно-политической жизни в Тбилиси не позволила союзникам и покровителям современной Украины на протяжении двадцати двух месяцев открыть в противовес СВО ВС РФ «второй фронт» против России на Южной Кавказе, хотя те к этому очень стремились, пытаясь в очередной раз репродуцировать печальный опыт 2008 года. Однако сторонникам находящегося в местах лишения свободы Михаила Саакашвили позволили реализовать себя в рядах СВУ, поэтому они мутить воду на историческую родину не поехали, где их не особенно-то и ждали, угрожая повторением судьбы буйного предводителя. Именно поэтому Грузия на целых полтора года стала оазисом для сотен тысяч российских релокантов, поспешивших покинуть родину из-за боязни мобилизации на СВО, получая щедрую мзду от их пребывания в стране (при этом Грузия, в отличие от Армении, которую наполнили российские граждане с армянской кровью или родственниками, дала приют всем без исключений по формальным признакам, существенно повысив доверие к себе). А если принять во внимание, на сколько в условиях СВО ВС РФ на Украине выросли автотранспортные транзитные перевозки через эту страну, легко понять, что отказываться от статуса «уголка мира» на Южном Кавказе в 2024 году Грузия точно не будет. Это случится даже несмотря на то, что все ее внешнеполитические надежды сконцентрированы на вопросе приема в члены ЕС и НАТО, вялотекущие переговоры о чем продолжаются 15 лет, как и в случае с Украиной (правда, с издержками 2008 года, к которым т там уже успели привыкнуть).
В 2024 году в Грузии, равно как в Азербайджане и Армении, должны пройти президентские выборы, но в этой стране – плановые, электоральная борьба в преддверии которых во многом будет определять, останется ли эта страна по-прежнему приверженной курсу стабильности и мира, которому следует сейчас, или выберет путь радикализации своей внешнейи внутренней политике, как это один раз уже случилось при Саакашвили, после чего операция по принуждению к миру по образцу южноосетинской 2008 года, когда российские войска вошли в Тбилиси, но не стали его оккупировать, повторится во второй раз. Так что в этом году в грузинской столице два-три месяца будет не менее жарко, чем в Ереване, но, думаю, что исторический опыт 15-детней давности местными политиками будет учтен, прежние ошибки повторены не будут, и внешнеполитический курс официального Тбилиси не будет ничем отличаться от нынешнего.
Прогноз на 2024 од для Грузии: президентские выборы в стране состоятся со сменой главы государства, политический сезон будет жарким в типично грузинских либеральных традициях, но радикальной смены внешнеполитического курса страны не произойдет.
А нам осталось только дождаться конца декабря 2024 года, чтобы узнать, насколько я был сегодня прав.