Найти тему

Южный Кавказ – 2024: выборы президентов, война и мир, смены внешнеполитического курса

Южный Кавказ, будучи перекрестком мировых торговых путей и «мягким подбрюшьем» России, как его некогда охарактеризовать сэр Уинстон Спенсер Черчилль, никогда не выпадет из поля зрения Кремля и российского экспертного сообщества в силу своей стратегической значимости для судеб страны. Сегодня все чаще раздаются голоса о том, что Россия скоро будет или вообще уже выдавлена из региона, и ее место занимает то ли Турция, то ли Франция, то ли США. Эти сентенции, если к ним внимательно присмотреться, отражают и выражают желания претендентов на место России в это субрегионе Передней Азии и ими же активно проплачиваются, но это отнюдь не означает, что их чаяния обязательно превратятся в действительность. Именно поэтому так интересно в начале нового календарного года сделать свои прогнозы, чтобы спустя 360 дней посмотреть, как и насколько они были корректными.

Начнем с Азербайджана. Чтобы не возникал вопрос, почему я начинаю именно с этой страны, объясняю: с точки зрения грамматики русского языка при перечислении названий стран региона Южного Кавказа его название должно располагаться раньше Армении и Грузии. Так что ничего личного, только законы правописания, которые надо соблюдать.

На 7 февраля в Азербайджане назначены перевыборы президента Ильхама Алиева. Естественно, официально это действо именуется досрочными – на целых 15 месяцев раньше – президентскими выборами, и даже помимо действующего главы государства на этот пост появилось с десяток претендентов, но в их декоративном статусе, равно как и в переизбрании Ильхама Алиева никто не сомневается. В контексте данного события интересен не вопрос, кто победит, так как ответ на него заранее известен, а вопрос, зачем понадобились эти досрочные перевыборы? Размышлениям на эту тему месяц назад я посвятил отдельную подробную статью (кому интересно, может ее здесь, на канале, прочитать), а поэтому мне остается повторить ранее сделанные выводы.

Досрочные перевыборы необходимы Ильхаму Алиеву для того, чтобы развязать руки совершить действия, которые было бы рискованно предпринимать в условиях нормативного электорального цикла, если бы выборы состоялись в плановом порядке в мае 2025 ода. На 2024 год руководством Азербайджана запланировано два важных политических мероприятия – подписание мирного договора с Арменией и массовое переселение азербайджанцев в Карабах. Однако оба этих дела не являются такими уже легковыполнимыми и вряд ли будут реализованы в этом году. Следовательно, в мае 2025 года в случае неисполнения этих планов доверие к Ильхаму Алиеву у населения будет гораздо ниже, чем сейчас, поэтому перевыборы необходимо проводить именно сегодня.

Баку. Фото из открытых источников.
Баку. Фото из открытых источников.

Подписание мирного договора с Азербайджаном на условиях признания за ним Карабаха с позиций норм конституционного законодательства Армении является государственный преступлением, поэтому маловероятно, что кто-либо из армянских политиков, включая Никола Пашиняна, не проводя референдума или конституционный реформы, решится на этот шаг. Поэтому на данном треке азербайджанской внешней политике нас ждут или бесконечные и бесплодные переговоры между Баку и Ереваном, как это было последнее два десятилетия, или война с последующей капитуляцией Армении этой осенью согласно уже сложившейся в 2020-м и 2023-м традиции, что представляется мне более вероятным.

Массовое переселение азербайджанцев из переполненного, но сытого и благоустроенного Баку в пока деструктивный с экономической точки зрения Карабах с убитой армянами социальной и инженерно-коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом тоже выглядит неправдоподобным. Некоторые известные мне здравомыслящие азербайджанские эксперты вообще считают, что без переноса столицы страны из Баку во вновь возведенный Агдам или в Шушу заселение Карабаха азербайджанцами числом не менее 2-3 миллионов человек в ближайшие 20 лет невозможно в принципе. Кое-кто из них за свои крамольные мысли остался без работы и вообще был вынужден уехать из страны, но сути дела это не меняет.

2024 год будет временем больших вызовов для Ильхама Алиева, его окружения и Азербайджана в целом, и им потребуется предельная концентрация воли и сил, чтобы им противостоять. Не исключаю, что ради реализации своих модернизационных проектов переизбираемому президенту придется пойти на конфликт с собственным народом, поскольку в этом случае будут затронуты частнособственнические интересы не только местных элит, подчинение которых верховной власти в этой стране успешно продолжается, но и широких слоев населения, живущих в относительном достатке только в Баку и пригородах. Опыт освоения целинных земель в СССР в 1960-е гг. доказывает, что кампанейщина в деле заселения Карабаха существенных результатов не даст, а реинтеграция региона на аутсорсинге у турецких кампаний без учета социально-экономических потребностей переселенцев вряд ли даст ожидаемый эффект.

Прогноз для Азербайджана на 2024 год: перевыборы Алиева состоятся, мир с Арменией и массовое заселение Карабаха маловероятны, высока вероятность нового ограниченного по времени военного конфликта с Арменией.

Переходим к Армении. Опять же в алфавитном порядке согласно правилам правописания русского языка.

Армению, как и Азербайджан, ожидают внеочередные выборы, о чем заявил премьер-министр Никол Пашинян в ноябре 2023 года на съезде правящей партии. Причем, поговаривают, что не только парламентские, в победе на которых партии «Гражданский шаг» мало кто сомневается (чаще всего досрочные или внеочередные выборы всегда и везде организуются властями предержащими для сохранения и поддержания собственного статуса), но и президентские. Вполне возможно, что и те, и другие выборы будут совмещены между собой и даже с референдумом для внесения изменений в Конституцию Армении ради подписания мирного договора с Азербайджаном или закрепления в ней новых геополитических приоритетов сближению с Западом, евроинтеграции и вступлению в НАТО (по примеру Украины). Словом, в наступившем году Армению ждут серьезные внутриполитические пертурбации.

Ереван. Фото из открытых источников.
Ереван. Фото из открытых источников.

В их преддверии или на их фоне Кремль, наконец-то, начал проявлять не только умозрительный, но и вполне конкретный практический интерес к внутриполитическим процессам в этой стране и занялся системной работой по формированию пророссийской оппозиции Пашиняну, правительство которого все более дистанцируется от России и возглавляемых ей международных структур типа СНГ, ЕЭАС, ОДКБ и Таможенного Союза. В качестве нового набора внешнеполитических ориентиров для своей страны армянский премьер выбрал Францию, США, Индию и Иран, по крайней мере, в сфере перевооружения и переподготовки армии, но такой винегрет на вкус вряд ли будет удобоваримым. Французское вооружение вряд ли будет коррелировать с российским или индийским, изготавливаемым с учетом использования российских боеприпасов к нему, а увидеть на одном армейском полигоне в Армении одновременно инструкторов из КСИР и КМП ВМС США, чтобы те не перестреляли друг друга, в моем понимании вообще выглядит за гранью здравого смысла. Происходящее в Армении в военно-политической сфере представляется мне бездумным шараханьем из стороны в сторону в преддверии принципиально важных решений, неизбежность принятия которых очевидна, но их содержание туманно.

Сегодня главной головной болью находящихся у власти в Ереване армянских политических элит, отказавшихся от Карабаха де-факто, является отказ от него и де-юре, причем так, что этот шаг не особо сильно противоречил положениям Декларации о независимости Армении и ее Конституции, в которых обладание Карабахом объявляются целью создания и смыслом существования современного армянского государства. Если изменить формулировки текста конституции страны как-то можно, то переписывание Декларации о независимости или отказ он нее будут сравни публичному отказу от национально-государственного суверенитета, что может стать причиной политического краха и даже физической гибели Пашиняна и его ближайшего окружения. Конечно, выходом из ситуации может стать проведение референдума, но подготовка к нему и само голосование может сопровождаться радикализацией общественно-политических противоречий между различными группировками и олигархическими кланами, вплоть до массовых беспорядков и вооруженных мятежей, что для новейшей армянской истории не новость и не такая уж редкость. Словом, 2024 год для Армении будет переполнен внутренней турбулентностью.

При этом не надо забывать, что официальному Еревану придется постоянно лавировать в условиях активного военно-политического давления со стороны Азербайджана и не менее активного дипломатического и экономического давления со стороны России, призванного максимально активизировать внутри Армении политикума и общества в целом к подписания мирного договора с официальным Баку. Инструменты азербайджанского военно-политического шантажа в данном случае хорошо известны – силовое открытие Зангезурского транспортного коридора между Азербайджаном и Нахичеванью и передача под контроль Сюникской области. Самое интересное в данной ситуации то, что и западные партнеры Армении в лице Франции и США, надеясь на вытеснение влияния России из региона Южного Кавказа, также будут подталкивать власти в Ереване к заключению мира с Азербайджаном, видя в этом первый шаг к выводу с территории Армении российской 102-й военной базы ЮВО ВС РФ.

Прогноз на 2024 год для Армении: год выбора внешнеполитической стратегии на среднесрочную перспективу, высокая степень внутриполитической турбулентности с налетом электоральности и парламентаризма, вплоть до массовых беспорядков, высокая степень вероятности нового военного конфликта с Азербайджаном.

И в завершение – Грузия. Говорить об Абхазии и Южной Осетии мы в общем контексте с ней не будем, так как эти два квазигосударственных образования политическом ландшафте южного склона Большого Кавказского хребта погоды не делают, почти незаметны и нуждаются в глубокой санации для интеграции хоть куда-то, поэтому их величинами можно пренебречь.

Пусть не обижаются на меня грузины, но когда президентом страны является гражданка иностранного государства (в данном случае – Франции), это свидетельствует о крайней степени неуважения к себе, своему народу и своей стране. Это свидетельствует о нежелании или неспособности жить без внешнего управления: если посмотреть в исторической ретроспективе, то сначала – персидского, потом – российского, затем – советского, вслед за этим – американского, а сейчас – французского или в целом западноевропейского. Социально-политическая жизнь Грузии насквозь пропитана иностранными инфлюациями, причем не только американскими, европейскими или российскими, но также турецкими, азербайджанскими и казахстанскими, причем от группы последних она сейчас зависима в вопросах своего благополучия более, чем от первых. Грузия – это место пересечения и сосредоточения множества внешних интересов, и это позволяет ей держаться наплаву.

Тбилиси. Фото из открытых источников.
Тбилиси. Фото из открытых источников.

Такое положение дел очень способствует внешне кажущейся неустойчивой, но на практике вполне себе реальной внутриполитической стабильности. Открыто либеральная общественная мораль и практика социальной жизни не позволяет засиживаться в стране откровенным маргиналам и радикалам от политики, вытесняя тех самореализовываться в криминале в Европе или в боевых действиях на Украине против российских войск. Поэтому в современной Грузии имеющие место быть гражданские акции протеста не перерастают в массовые беспорядки с погромами общественных зданий по французскому или германскому образцу, и все заканчивается чуть ли не карнавальными стычками с полицией. Даже когда в большую государственную политику возвращаются публичные тяжеловесы типа Бедзины Иванишвили, как это случилось накануне 2024 года, это мало влияет на изменение концентрации в целом размытых политических процессов внутри страны, уж слишком велико влияние на грузинскую внутреннюю политику разнонаправленных внешних воздействий, взаимно компенсирующих и тем самым нейтрализующих влияние друг друга.

Подобная аморфность и даже амфотерность общего фона общественно-политической жизни в Тбилиси не позволила союзникам и покровителям современной Украины на протяжении двадцати двух месяцев открыть в противовес СВО ВС РФ «второй фронт» против России на Южной Кавказе, хотя те к этому очень стремились, пытаясь в очередной раз репродуцировать печальный опыт 2008 года. Однако сторонникам находящегося в местах лишения свободы Михаила Саакашвили позволили реализовать себя в рядах СВУ, поэтому они мутить воду на историческую родину не поехали, где их не особенно-то и ждали, угрожая повторением судьбы буйного предводителя. Именно поэтому Грузия на целых полтора года стала оазисом для сотен тысяч российских релокантов, поспешивших покинуть родину из-за боязни мобилизации на СВО, получая щедрую мзду от их пребывания в стране (при этом Грузия, в отличие от Армении, которую наполнили российские граждане с армянской кровью или родственниками, дала приют всем без исключений по формальным признакам, существенно повысив доверие к себе). А если принять во внимание, на сколько в условиях СВО ВС РФ на Украине выросли автотранспортные транзитные перевозки через эту страну, легко понять, что отказываться от статуса «уголка мира» на Южном Кавказе в 2024 году Грузия точно не будет. Это случится даже несмотря на то, что все ее внешнеполитические надежды сконцентрированы на вопросе приема в члены ЕС и НАТО, вялотекущие переговоры о чем продолжаются 15 лет, как и в случае с Украиной (правда, с издержками 2008 года, к которым т там уже успели привыкнуть).

В 2024 году в Грузии, равно как в Азербайджане и Армении, должны пройти президентские выборы, но в этой стране – плановые, электоральная борьба в преддверии которых во многом будет определять, останется ли эта страна по-прежнему приверженной курсу стабильности и мира, которому следует сейчас, или выберет путь радикализации своей внешнейи внутренней политике, как это один раз уже случилось при Саакашвили, после чего операция по принуждению к миру по образцу южноосетинской 2008 года, когда российские войска вошли в Тбилиси, но не стали его оккупировать, повторится во второй раз. Так что в этом году в грузинской столице два-три месяца будет не менее жарко, чем в Ереване, но, думаю, что исторический опыт 15-детней давности местными политиками будет учтен, прежние ошибки повторены не будут, и внешнеполитический курс официального Тбилиси не будет ничем отличаться от нынешнего.

Прогноз на 2024 од для Грузии: президентские выборы в стране состоятся со сменой главы государства, политический сезон будет жарким в типично грузинских либеральных традициях, но радикальной смены внешнеполитического курса страны не произойдет.

А нам осталось только дождаться конца декабря 2024 года, чтобы узнать, насколько я был сегодня прав.