В этом году я решила перечитать любимые классические произведения, чтобы в более осознанном возрасте их понять и переосмыслить. Начать решила с Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Мне попалось удивительное издание, в котором курсивом показаны моменты, которые вырезались в момент, когда это произведение впервые публиковалось в журнале "Москва" №11 за 1966 и №1 за 1967 года. Вычистка текста была ужасающая. Люди, ответственные за публикацию романа вычеркивали не только отдельные слова и фразы, но и выбрасывали целые эпизоды, занимающие несколько страниц, например, как сон Никанора Ивановича. Я хорошо помню, как в детстве книга на одном и том же моменте не пускала. И как не мучайся - ничего не получалось. Осилить мне её удалось раза с третьего. А в этом году она шла с необычайной легкостью, как будто я получила сверху дозволение.
Мне бы очень хотелось в начале рассказать историю самого мастера - Михаила Булгакова, чтобы у вас появилось понимание того, почему он о себе говорил:
"Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, а самое главное — изображение страшных черт моего народа»
И почему же при жизни его пьесы были запрещены к постановке, а повести и романы впервые были напечатаны лишь в 1960-х.
Надеюсь, что вы готовы, потому что мы начинаем.
Михаил Булгаков
Первый ребенок в интеллигентной семье Афанасия Булгакова, профессора Киевской духовной академии, владевшего греческим, немецким, французским, английским языками, и Варвары Булгаковой, учительницы гимназии, посвятившей себя в последствии детям: Михаилу, Вере, Надежде, Варваре, Николаю, Ивану и Елене.
В 1901 году Михал был зачислен в престижную мужскую гимназию, в которой вместе с ним учился Константин Паустовский. Паустовский в своей книге «Книга скитаний» вспоминал Булгакова:
«Он был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора. Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение»
В 1909 году, после окончания гимназии, Михаил поступил на медицинский факультет киевского университета. Выбор был очевиден, ведь братья его мамы работали врачами в Варшаве и получали очень большие деньги.
В 1916 году Михаил сдал экзамены и получил «степень лекаря с отличием» и пошел на фронт добровольцем красного креста. В этот период были написаны рассказы: «Звездная пыль», «Полотенце с петухом», «стальное горло», которые в 1917 вошли в цикл «Записки юного врача».
Диплом врача грозил очередной мобилизацией в 1918-1920 годах, и Михаилу пришлось сменить специализацию на писателя.
В 1921 году Булгаков переехал в Москву и устроился в газету «Гудок», в которой творили Ильф и Петров, Бабель, а теперь и Михаил Булгаков. С апреля 1922 года к ним присоединился и Михаил Булгаков. Там он напишет юмористические рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни», где высмеивал мещан, приспособленцев и лгунов.
С 1923 в свободное время от «Гудка» он писал «Белую гвардию». Летом 1923 в журнале «Недра» вышла «Дьяволиада», описывающая главного героя, которого свела с ума советская бюрократия. В этом же году Булгаков ступает в Всероссийский союз писателей.
В 1924 году в журналах «Недра» и «Красная панорама» выходит повесть «Роковые яйца». И в этом же году в журнале «Россия» были опубликованы первые части «Белой гвардии», но свет так и не увидел окончание романа в связи с банкротством журнала.
В 1925 году МХАТ и театра им. Вахтангова предложили ему переписать «Белую гвардию» в пьесу и поставить её на сцене. Выбор Булгакова пал на МХАТ и за лето была создана черновая версия драмы «Дни Турбиных». Для театра Вахтангова он написал «Зойкину квартиру».
Осень 1926 была громкая на премьеры: 5 октября «Дни Турбиных» в МХАТе и 28 октября «Зойкина квартира» в театре Вахтангова. Театры переживали аншлаг за аншлагом.
Дальше события происходили куда менее приятные. В мае к Булгакову явились «добрые люди» с обыском и изъяли повесть «Собачье сердце», которую лишь через три года Максим Горький смог вернуть законному владельцу. При жизни эта повесть ни разу не была напечатана.
В 1929 были сняты все пьесы Булгакова из репертуара театров. Писатель остался без какого-либо дохода. В июне 1929 года Булгаков написал письмо Иосифу Сталину с просьбой разрешить выезд из СССР, но ему было отказано. И он подал заявление о выходе из Всероссийского Союза писателей.
В этом же году Булгаков написал пьесу "Кабала Святош", которую изначально Главрепертком пропустил, но потом они изменили своё решение в виду того, что, по их мнению, Булгаков в своём произведении проводит аналогию с самим собой. Мне кажется, что трудно было не заметить сходства в с Мольером, бесправным писателем, который существует при тирании монарха и беспросветной диктатуре пролетариата, где все только и мечтают навредить. В этот же день, по возвращению домой, Булгаков сжег рукописи романа "Театр" и наброски "Романа о дьяволе". (вероятнее всего, правильно сделал, потому что хорошей жизни ему было бы не видать)
В апреле 1930 года Сталин сжалился на Михаилом Булгаковым и позволил ему работать в МХАТе ассистентом режиссера. Если честно, его эта должность не очень-то радовала, но зато появился заработок. Для него эта работа являлась концом писательской карьеры, ведь теперь он всего лишь навсего сочинял инсценировки.
В 1933 году он снова взялся за "Роман о дьяволе", который в конечном итоге будет известен нам, как "Мастер и Маргарита". Во время работы над этим величайшим произведением он делал много выписок из богословских трудов, которые в отдельной тетрадке он поделил на три части: "О дьяволе", "Иисус Христос" и "О Боге". За пять лет роман был готов, но вносить правки Булгаков будет до самой своей смерти. В феврале 1940 года он продиктовал последние правки. Меньше, чем через месяц его не стало.
Так получилось, что именно "Мастер и Маргарита" стала моей первой книгой в 2024 году. Она читалась совершенно по-другому, нежели пять и десять лет назад. Складывалось ощущение, что читаю её впервые. Вероятнее всего, я до неё доросла, и она решила меня впустить и дать узнать всё то, что было скрыто. Хочу указать вам на несколько моментов, которые для себя отметила.
Первый фрагмент, который я вам процитирую был вырезан во время публикации в журнале "Москва". И, если честно, понимаю почему.
Люди, как люди... Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота... В общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их...
Сложно отрицать тот факт, что это слишком жизненно. И если в книге милосердие иногда стучится в сердца людей, то сейчас это редкость.
Второй фрагмент, который меня, как гурмана, очень рассмешил.
-Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
-Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая.
Мне кажется, что тут не добавить, не убавить.
Третий фрагмент, и на сегодня последний.
Слушай и наслаждайся тем, что не дано тебе было в жизни - покоем [тишиной]. Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать ты меня уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Мне кажется, это касается каждого из нас. Никто в жизни не знает покоя, ведь это было бы невозможно, и, вероятнее всего, скучно. Но нам всем это необходимо. Я искренне надеюсь, что каждый из нас, в конце жизни сможет узнать и насладиться этой тишиной.
Спасибо, что дочитали до конца. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое о Михаиле Булгакове. Какое ваше любимое произведение?
У меня на очереди стоят "Белая гвардия" и "Театральный роман".