Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Как появилась еврозона, и почему не все страны ЕС стремятся вступить в нее

1 января прошло ровно 25 лет с момента начала безналичных расчетов между некоторыми государствами Евросоюза в евро. Это название было придумано, как и жесткие условия для начала его использования, в 1995 году Европейским валютным институтом, предшественником Европейского Центробанка. Единая европейская валюта была введена в соответствии с требованиями Маастрихтских соглашений о создании Европейского Союза 1992 года.

Первоначально в валютный союз вошли только Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Франция, Ирландия, Испания, Португалия, Люксембург, Нидерланды и Финляндия. Затем к валютному союзу в его безналичном виде в разное время присоединились Греция, Словения, Словакия, Польша, Хорватия, Литва, Латвия, Эстония и Мальта. Великобритания и Дания, также подписавшие Маастрихтские соглашения, сделали это с оговоркой, что они в зону евро входить не будут, а продолжат использовать свои национальные валюты. В момент введения безналичного евро замораживался курс национальной валюты по отношению к единой европейской.

Рождение наличного евро случилось 1 января 2002 года. На тот момент в обращение были выпущены 7,4 миллиарда банкнот и более 38 миллиардов монет различного достоинства. Печатание и чеканка денег начались еще в 1998 году, т.е. еще до введения безналичного евро. Польша, которая вошла в зону безналичного евро, до сих пор использует злотый в качестве наличной национальной валюты, как и еще 6 государств Евросоюза.

Почему так произошло, расскажем ниже, а сейчас немного истории о единых валютах в Европе.

-2

История Европы помнит, что на ее территории, особенно в XIII — XVII веках, в обращении находились деньги самых различных государств. В их обменных курсах знали толк небезызвестные голландские менялы, а рабочие столы на ярмарках и биржах, называемые «банками», в будущем дали название всем кредитно-финансовым учреждениям мира. В те времена ценили не страну происхождения денег, а содержание в них золота или серебра. Желанной для всех монетой в разные времена был французский золотой экю, впервые отчеканенный королем Франции Людовиком IХ Святым в 1266 году, пражский грош, дукат, который в разное время чеканился в Германии, Венгрии, Великом Княжестве Литовском, Польше и Республике Соединенных провинций. Но ни одна их этих почитаемых монет в будущем «единой европейской валютой» так и не стала. Постепенного в их составе снижалась доля драгметалла и в обращение вводились медные и бумажные деньги взамен золотых и серебряных с постепенным изьятием из обращения последних. Экю Людовика Святого можно считать только предшественником единой европейской валюты из-за своего названия. Фонетически оно созвучного с безналичной валютой Европейского экономического сообщества, «рожденной» 13 марта 1979 года и сокращенно названной «экю» от «европейской валютной единицы» (European currency unit).

До этого первой серьезной попыткой унификации мировой денежной системы стало создание Латинского монетного союза 23 декабря 1865 года. Тогда Бельгия, Швейцария, Италия и Франция подписали соглашение о чеканке своих монет, в одинаковых номиналах которых будет содержаться фиксированный вес золота или серебра установленной пробы. Эту дату с натяжкой стоило бы считать днем рождения прообраза евро, несмотря на то, что каждая из стран-участниц союза чеканили свою собственную монету под своим названием. Изначально содержание золота к серебру в монетах одинаковых номиналов было установлено как 1 к 15,5. Когда серебро подешевело, это соотношение установили как 1 к 20.

Затем постепенно к Латинскому монетному союзу присоединились Греция, Австро-Венгрия, Болгария, Испания, Венесуэла, Румыния, Испания, Сербия и Сан-Марино. Официально Латинский монетный союз прекратил свое существование в начале 1927 года, но фактически с началом Первой мировой войны существовал формально. Решающую роль в его судьбе сыграла не столько война, сколько падение цен на серебро и массовое использование бумажных денег, а также, в наибольшей степени, преднамеренное снижение пробы драгметалла в монете и ее веса.

-3

Следующая попытка создать что-то наподобие современной еврозоны и Европейского Союза относится к 1929 году и принадлежит министру иностранных дел Германии Густаву Штреземану. Он широко пропагандировал опыт распавшегося Латинского союза и стремился к послаблению для Германии ограничений, наложенных Версальско-Вашингтонской системой международных отношений. Европа тогда была далеко не единой, к тому же грянула «великая депрессия», и идея Штреземана так и не нашла поддержки.

С образованием в 1957 году Европейского экономического сообщества между государствами-участниками было заключено соглашение об ограничении колебания курсов своих валют по отношению друг к другу на уровне не более ± 0,75%. Но после того, как США отказались от золотого стандарта своего доллара, внутри ЕЭС заданный уровень колебаний сохранить не удалось, и некоторые страны начали выходить из соглашения.

Затем в 1979 году в ЕЭС ввели  экю, который использовался для безналичных расчетов вплоть до введения безналичного евро с 1 января 1999-го.  С начала 2002 года евро начал применяться и для наличных расчетов, только не все государства, использующие ранее для расчетов безналичный евро, отказались от своих наличных национальных валют. Польша, Венгрия, Чехия, Швеция, Румыния, Дания и Болгария не спешат менять свои злотые, форинты, кроны, леи и левы на евро.

В Польше и Чехии переход на евровалюту постоянно откладывается, потому что граждане этих государств не одобряют эту идею. Они боятся традиционного для валютного перехода роста цен, что они наблюдали на примере государств Балтии. Венгрию, которая выполнила не все условия для вхождения в еврозону, пока туда не приглашают, а Румыния имеет шансы туда вступить уже в начавшемся году, если изъявит такое желание.

Дания изначально отказалась вводить евро, а в Швеции по этому поводу должен обязательно пройти референдум, который так и не назначен.

75% болгарских избирателей проголосовали против введения евро, так что вопрос об этом отложен на достаточно большой срок.

Второй реальной причиной, по которой семь государств ЕС не желают связываться с единой валютой, состоит в том, что после вступления в еврозону государство фактически потеряет свой финансовый суверенитет, т.е. контроль над собственной финансовой системой, передав эту жизненно важную функцию Европейскому Центробанку. Государство еврозоны не может само проводить эмиссию денежной массы и регулировать процентную ставку, чтобы повлиять на уровень инфляции и состояние собственной экономики. Это на данный момент остается ключевым сдерживающим фактором от опрометчивого вступления в еврозону.

Автор: Александр Черный