Найти тему
О набожности

Успех и ислам

Оглавление

Введение

Каждый человек ищет счастья, комфорта и благополучия, стремится к ощущению радости и покоя в душе. У каждого из нас понятие счастья свое, и мы ощущаем его, когда достигаем желаемого и осуществляем поставленные цели. Мы называем это успехом или достижением, вкладывая для этого много усилий, времени и ресурсов. Вероятно, все согласятся с тем, что достижение желаемого приносит нам только самые радостных эмоции и удовольствие. Особенно ценим это в те в моменты, когда мы крайне нуждаемся в этом – после долгой и утомительной работы, приложенных серьезных усилий и преодоления сложностей на пути к достижению цели. Тогда вкус победы ощущается особенно ярко.

Успех ассоциируется у нас с всесторонним благополучием, достатком и общественным признанием. Это приятное состояние, к которому мы стремимся инстинктивно. Достижение желаемого приносит огромное удовлетворение и незабываемые впечатления. Успешные люди наслаждаются этим, преодолевая преграды на пути к достижениям своих целей и черпая из них силу и энергию, которые освещает путь к новым успехам и победам.

Такие люди ведут жизнь, которая по милости Всевышнего приносит позитивные результаты. Они умеют извлекать пользу из жизни и способны приносить пользу окружающим. Сиянием своих успехов и блеском амбиций они остаются яркими источниками вдохновения для творчества и созидания нового.

Как бы изменилась наша жизнь, если бы не существовало понятия успеха и людей, достигших значимых результатов? Без них мир лишился бы света, который появляется после темных ночей, и ощущения облегчения, которое приходит после преодоления трудных жизненных моментов.

Каждый может

Каждому человеку Аллах даровал все необходимое для достижения желаемого и процветания в жизни. Мы можем реализовать это, занимаясь важными и значимыми делами, которые имеют смысл для других людей. Этот успех не только приносит пользу нам самим, но также способствует нашему личностному росту. Однако, чтобы достичь этого, нам необходимо разобраться в себе, найти наши сильные стороны и правильно использовать свои ресурсы и энергию.

Часто мы совершаем ошибку, внушая себе, что не можем добиться успеха и совершить что-то значительное, меняя окружающий мир в лучшую сторону. В том случае если мы не можем выявить свои умения и способности, то следует заниматься различными видами деятельности, которые нам по душе, пока не обнаружим свой ключевой талант. Нужно помнить, что успех достигается во множестве областей. Различия в способностях, склонностях, талантах и умственных способностях открывают человечеству новые горизонты для достижения желаемого. Благодаря этому, жизнь становится лучше, и каждый человек извлекает выгоду от взаимодействия с другими.

Успех бывает как в религиозных, так и светских науках, он бывает в гуманитарных или технических профессиях, в улучшении жизни окружающих людей, в заботе о семье, а также во многих других областях. Он не ограничен определенной сферой, не смотря на то, что степень успеха может варьироваться у разных людей.

Путь к победе может быть долгим, и чем величественнее цель, тем больше усилий требуется для ее достижения. Желающим достичь успеха следует идти к нему осознанно, постепенными шагами, определяя цель, к которой он стремится, будучи уверенным в себе, планируя свой путь к желаемому, прилагая все свои усилия и ресурсы, чтобы достичь своих задач и осуществить свое предназначение.

Тауфик – Божье благословение

Успех – это результат человеческих усилий, Божьего благословения и стойкой веры. Верующий мусульманин обращается к Аллаху, просит укрепить его, даровать силы и помочь достичь желаемого. Такое отношение является формой поклонения, которая приближает человека к Творцу. Независимо от нашего таланта и интеллекта, мы все равно нуждаемся в помощи и благословении Аллаха.

В Коране сказано:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«Люди, вы во всем нуждаетесь в Боге. Он бесконечно Богат (ни в чем не нуждается) и восхваляем» (Фатыр, 15).

Тот, кто отрицает и пренебрегает возможностями и силой, которыми наделяет нас Аллах, обречен на неудачи.

Мусульманин должен просить помощи у Аллаха на пути к своему успеху и часто взывать к Нему. Ведь Аллах любит тех своих рабов, которые настойчивы в своей мольбе. Пророк Мухаммад ﷺ своим примером показал, как важно обращаться к Аллаху в любых ситуациях жизни, чтобы добиться полного успеха в своих делах. Он ﷺ взывал к Аллаху в призыве людей к Исламу, в их праведности и следованию прямому пути, он ﷺ вызвал к Аллаху, чтобы умножить свои знания и усовершенствовать свой нрав, в донесении Божьего слова, и он вызвал к Аллаху как за отдельных людей, так и за все человечество.

Одним из ду’а, которое Пророк Мухаммад ﷺ произносил, моля Аллаха об успехе и благополучном исходе, звучало так:

‏رَبِّ أَعِنِّي وَلا تُعِنْ عَلَيَّ، وَانْصُرْ نِي وَلا تَنْصُرْعَلَيَّ، وَامْكُرْ لِي وَلاتَمْكُرْعَلَيَّ، وَاهْدِنِي وَيَسِّرِالْهُدَاى إِلَيَّ، وَنْصُرْنِي عَلَى مَنْ بَغَى عَلَيَّ، رَبِّ اجْعَلْنِي لَكَ شَكَّارًا، لَكَ ذَكَّارًا، لَكَ رَهَّابًا، لَكَ مِطْوَاعًا، إِلَيْكَ مُخْبِتًا أَوَاهًا مُنِيبًا، رَبِّ تَقَبَّلْ تَوْبَتِي، وَاغْسِلْ حَوْبَتِي، وَأَجِبْ دَعْوَتِي، وَ ثَبِّتْ حُجَّتِي، وَاهْدِ قَلْبِي، وَ سَدِّدْ لِسَانِي، وَاسْلُلْ سَخِيمَةَ قَلْبِي.

«Господь мой, поддержи меня и не оказывай (другим) поддержку против меня, помоги мне и не оказывай (другим) помощь против меня, сделай так, чтобы воздаяние, (которое Ты уготовил мне,) стало для меня благом, а не обратилось против меня, направь меня по правильному пути, облегчи мое следование этому пути и помоги мне против тех, кто притеснял меня! Господь мой, сделай меня много благодарным Тебе, много поминающим Тебя, боящимся Тебя, покорным Тебе, стесняющимся Тебя, плачущим и кающимся. Господь мой, прими покаяние мое, отчисти меня от грехов моих, и ответь на мою мольбу и укрепи мои доводы, укажи правильный путь моему сердцу, направь на верный путь мой язык, и отчисти сердце мое от злобы».

Препятствия на пути к успеху

Путь к успеху не выстлан красными коврами и не усеян цветами, а скорее полон множества препятствий и сложностей. Одно из них – недостаток решимости. Люди теряют мотивацию, когда сталкиваются со сложностями и испытывают утомление после первых усилий. Однако для мудрого человека эта усталость кажется мелочью по сравнению с вознаграждением, которое ожидает в конце пути. И это качество сильных духом людей.

Среди препятствий также можно выделить неправильное использование возможностей и отсутствие создания причин для достижения желаемого успеха. Ведь успех требует настойчивости, активности и усилий. Жизнь основана на поиске причин. Те, кто создает основание для успеха, достигают его, в то время как те, кто отказывается от этих него, сталкиваются с разочарованием и неудачей.

Аллах сказал в Коране о поиске пропитания:

…فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ ۖ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ

«Передвигайтесь же по земле (посещайте самые разные уголки Земли) и ешьте из Его удела. И к Нему (будет) воскрешение». ( Аль-Мульк, 15).

قَالَ رَجُلٌ: «يَا رَسُولَ اللَّهِ أَعْقِلُهَا وَأَتَوَكَّلُ أَوْ أُطْلِقُهَا وَأَتَوَكَّلُ ؟» قَالَ: «اعْقِلْهَا وَتَوَكَّل»

«Однажды один человек сказал (Пророку ﷺ): “О Посланник Аллаха, мне привязать (верблюда) и уповать (на Аллаха), или же отвязать и уповать?” (Пророк ﷺ) ответил: “Привяжи и уповай!”»

Успех избранных или абсолютный успех

Наши земные достижения могут положительно влиять на наше положение в вечности, при наличии веры. До этого речь шла о мирских свершениях, которые может достигнуть любой человек, независимо от его убеждений и праведности. Однако существует и другой вид успеха, окруженный божественным вниманием и вечным счастьем. Только те, кто добился успеха на этом возвышенном пути, могут претендовать на настоящую победу.

В Коране Аллах описывает несколько признаков этого успеха:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ (1) الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ (2) وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ (3) وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ (4) وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ (5) إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ (6) فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاءَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ (7) وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ (8) وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ (9) أُولَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ (10) الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ (11)

«Нет сомнений, преуспеют верующие! [Ожидает радостная весть и всесторонний успех тех из них] кто (1) набожен, совершая молитву-намаз; кто (2) отворачивается от всего бесполезного (игнорирует его, безразличен к нему); кто (3) знает, что такое духовное очищение[1] [умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке]; кто (4) не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями], и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]. Кто же стремится к чему-то большему (то есть к тому, что помимо этого, к греховному) [по последнему четвертому пункту], они — преступившие границу [дозволенного].

[Ожидает радостная весть и всесторонний успех тех из них] кто (5) обязателен во всем вверенном ему на некий срок и соблюдает договоренности, а также тех, кто (6) заботится о своих молитвах-намазах [выполняет своевременно, ощущая в них потребность и получая духовное упоение, а не оставляет «на потом» или на пенсионный период].

Они [мужчины и женщины, в чьей жизни обосновались и гармонично в нее вписались упомянутые характеристики] — наследники, а унаследуют Фирдавс и пребудут там вечно.» (Аль-Муминун, 1-11).

Полный успех достигается теми, кто, покоряя одну вершину за другой и обретая богатство, влияние и счастье, следует при этом повелениям и запретам Аллаха. Как сказано в Коране:

الَّذِينَ آمَنُوا وَهَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ أَعْظَمُ دَرَجَةً عِندَ اللَّهِ ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ

«Кто уверовал, [ради защиты веры и чести] покинул [Мекку], не жалел ни сил, ни средств на Божьем пути, те имеют значительно более величественные степени пред Богом. Они — победители» (Ат-Тауба, 20).

Переселение Сухейба ар-Руми

Настоящий успех — это когда стремление к благополучной жизни оказывает положительное влияние на нашу земную жизнь. Примером этого является решение Сухайба сопровождать Пророка ﷺ и Абу Бакра в их переселении в Медину.

Когда курайшитам стало известно, что Сухайб твёрдо решил совершить это, они стали чинить ему все возможные препятствия, чтобы помешать. К нему были приставлены воины, которые буквально следили за каждым его движением, чтобы Сухайб не смог вырваться и увезти с собой все золото и серебро, которое он заработал, занимаясь торговлей.

В одну из холодных ночей Сухайб часто выбегал во двор, как будто по нужде. Всякий раз, едва успев вернуться в дом, он выбегал на улицу снова. Наблюдатели не придали этому особого значения. В один из этих выходов, направившись в сторону Медины, Сухайб пустился в бегство. Вскоре воины, приставленные к нему, поняли, что Сухайб сбежал. Они тут же оседлали своих быстроногих скакунов и во весь опор бросились за ним в погоню, пока не настигли его. Почувствовав приближение погони, Сухайб занял позицию на возвышенности, достал стрелу из колчана, натянул тетиву лука и крикнул:

– О курайшиты! Клянусь Аллаhом ﷻ вы знаете, что я самый меткий и искусный стрелок из лука! Вы доберётесь до меня не раньше, чем каждой из имеющихся у меня стрел я убью одного человека. После этого я буду драться с вами своим мечом, пока я смогу его держать в руке.

Один из преследователей сказал:

– Мы не позволим тебе уйти с деньгами. Ты пришёл в Мекку нищим бедняком, а затем разбогател и добился того, что имеешь.

Сухайб спросил:

– А если я оставлю вам мои деньги, вы позволите мне продолжать путь?

– Да! – ответили они.

Сухайб рассказал им, где хранит свои деньги в Мекке. Вернувшись туда, преследователи забрали деньги Сухайба, а затем отпустили его.

Сухайб же отправился в Медину, он нисколько не сожалел о деньгах, которые потратил в расцвете молодости.

Когда он достиг деревни Куба (на окраине Медины), его заметил Посланник Аллаhа ﷺ. Обрадовавшись благополучному прибытию Сухайба, Пророк ﷺ воскликнул:

– Торговля была выгодной, о Абу Яхьа! Торговля была выгодной! Он трижды повторил эти слова.

Лицо Сухайба осветилось радостью, и он сказал:

– Клянусь Всевышним, никто не мог обогнать меня на пути к тебе, о Посланник Аллаhа ﷺ. Весть об этом тебе послал не кто иной, как ангел Джибриль.

Это было подтверждено ниспосланным откровением от Господа миров (смысл комментария к 207-му аяту суры «Аль-Бакара»): «Среди людей есть те, кто жертвует собой (и имуществом), стремясь к довольству Аллаhа ﷻ. И Аллаh ﷻ снисходителен к (Своим) рабам».

О чем нужно задуматься?

Истинный успех — это день, когда человек покинет этот мир с величайшим свидетельством: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и посланник». Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة»

«У кого последними словами будут: «Нет бога, кроме Аллаха», тот войдет в Рай».

Истинный успех – это тот день, когда мусульманин придет в Судный день с полными намазами без упущений. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ الصَّلاةُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَة قَالَ الرَّبُّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ ؟ فَيُكَمِّلُ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ»

«Первым делом, о котором будет спрошен раб Аллаха в Судный день, станет молитва. Если он совершал ее должным образом, то он преуспеет, а если нет, тогда он окажется в убытке. Если же в ней были какие-то упущения, Всевышний Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные молитвы, которыми можно было бы восполнить то, что он упустил в обязательных». Затем то же будет проделано со всеми остальными его делами»

Истинный успех - это, когда человек в День Воскресения возьмет свою книгу в правую руку и объявит о своем успехе всем людям. Аллах сказал в Коране:

فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَءُوا كِتَابِيَهْ إِنِّي ظَنَنتُ أَنِّي مُلَاقٍ حِسَابِيَهْ فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ

Кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] справа (в правую руку), тот воскликнет [от радости]: «[Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна]! Поистине, я думал, что мне придется отвечать [за грехи, но Господь простил мне их]!»

Ему уготована та жизнь, которой будет доволен. [Он окажется] в высоких садах [райской обители]. Сорванные [с райских деревьев] плоды будут [невероятно] близки [и доступны, на любой вкус].

[Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вами] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]» (Аль-Хакка, 19-24).

Весь успех включает в себя тот день, когда человек войдет в Рай и будет удален от Ада. Всевышний сказал:

...فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ ۗ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ

«Кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил [такой исход событий — лучший результат, величайшая награда, это успех и спасение, причем навечно].

Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления (самообольщения, тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы, миллиарды то, что не стоит и гроша]» (Аль-Имран, 185)..

Заключение

Однако успех мусульманина в своей религии и в будущей жизни вовсе не означает проявление лени и оправдывание своих неуспехов в земной жизни. Скорее наоборот, стремление мусульманина к успеху в этом мире является необходимостью и может иногда достигать уровня обязательного долга (фарза).

Однако под вышесказанным подразумевается не отдавать приоритет значимости земной жизни над вечной из-за озабоченности мимолетным жизненным успехом.

Как прекрасно для мусульман добиться успеха в своей религии, в земной жизни и вечности. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ читая дуа, произносил:

«اللهم أصلح لي ديني الذي هو عصمة أمري، وأصلح لي دنياي التي فيها معاشي، وأصلح لي آخرتي التي فيها معادي، واجعل الحياة زيادة لي في كل خير، واجعل الموت راحة لي من كل شر»

«О Аллах, сделай мое следование религии правильным (здоровым), которая является защитой моего дела; исправь для меня земную жизнь, которую я проживаю; исправь для меня мою вечную жизнь, которую я встречу, сделай жизнь приумножением мне во всякой благости, и смерть сделай мне облегчением от всякого зла».