В конце 19 века на Дону появилась необычная общность людей. Эти люди очень быстро пустили корни на плодородной донской земле и стали частью местного социума. Они построили красивые деревни и завели преуспевающие хозяйства, открыли производства и наладили торговлю. Любое дело у трудолюбивых пришельцев спорилось. Те, кто бывал в их поселениях, говорили, что «хуторки их замечательны по благоустройству, а хозяева аккуратны, соразмерны в поступках и предусмотрительны во всем».
Жили пришельцы обособленно. Многие из них не знали русского языка. Каждый хутор являлся общиной, внутри которой действовали свои законы. Поведение и быт поселян строго регулировались советом общины. Если нужно было решить какие-то важные дела в отношениях с казаками, все вопросы выносились на обсуждение общины, и только потом дело выходило в свет.
При этом поселенцы сразу отметились как люди, которые многое могут дать местным. Они принесли с собой разные диковинки, технологии, технические приспособления. Историки сообщали:
Колонисты подарили крестьянам новые познания о севообороте и пропашных культурах, уход за скотом, рытье колодцев, черепичные крыши, брички и т.п.».
Среди них было много образованных и талантливых людей. Например, интересна биография вот этой девушки.
Она родилась в станице Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский), и по прошествии лет стала одной из наиболее известных исполнительниц классической музыки в мире (!). Чуть позже к ней вернемся. Многие поселенцы стали известными на Дону промышленниками, торговцами и учителями. Кем же они были - загадочные, аккуратные, "предусмотрительные во всем", богатые, почти сказочные переселенцы? О ком речь?
Пацифисты в землях Войска Донского
Речь о немцах. Их появление на Дону было связано с отменой здесь запрета на поселение и покупку жилья для иногородних. По этой причине тысячи колонистов, которые до того жили в Крыму и Малороссии, снялись с мест и заселились в конце 19 века на Дон, Кубань и Терек.
На Дону немцы, давно ушедшие из Европы, проколесившие большие расстояния, обладающие специфической верой, образовали особую общность людей, которая получила название "донские немцы".
По вероисповеданию донские немцы были меннонитами. Меннониты – ответвление в протестантизме, одной из особенностей которого является нежелание адептов брать в руки оружие. Это, по сути, и стало причиной их скитаний: чуть где начиналась война, меннониты покидали это место. Те же, кто так или иначе был сопричастен войне, находили свое служение в альтернативной службе.
Самым немецким на Дону стал комплекс поселений в Донецком округе. Их центром был г. Миллерово. Здесь обосновались крупные немецкие промышленники. В Миллерово они построили чугунолитейный и механический заводы, маслобойные цеха, мощные мельницы, крупнейший в регионе элеватор.
Много немцев поселилось в ст. Каменской (сегодня Каменск-Шахтинский), она стала резиденцией представительных немецких родов. Одним из известных промышленных объектов в городе во владении немцев была так называемая «немецкая мельница».
Каменские немцы дали Дону много известных людей. Одной из них была упомянутая скрипачка, Цецилия Ганзен. В начале 20 века она окончила Петербургскую консерваторию по классу скрипки, вышла замуж за мега-популярного в те времена пианиста Б. Захарова, с которым с успехом концертировала по стране. А после Октябрьской революции Цецилия уехала на Запад, где сделала головокружительную карьеру.
В Америке она стала, как сегодня говорят, иконой стиля. Ее белое платье и изящная скрипка, красота, талант, экспрессивная манера исполнения - образ, раздутый рекламщиками, привел к тому, что ей устраивали овации даже до того, как она выходила на сцену играть музыку. В 1930-е годы имя Цецилии Ганзен гремело по всей Америке. Ей дали прозвище "Венера скрипки" . В 20 веке она стала одной из самых известных исполнительниц классической музыки. Умерла Цецилия в Лондоне, в 1989 году. В одной из ближайших публикаций мы более подробно расскажем о ней.
Практичные немцы оказались на шаг впереди местных.
В сельском хозяйстве они завели правила, резко отличавшие их от казачьих и крестьянских общин. Главным была неделимость земли. Вся земля считалась собственностью колонии. Община устанавливала порядок ее использования, определяла севооборот, нанимала общественных пастухов. Все землевладение было товарищеско-общинным.
Такая форма землепользования, как отмечали современники, была для тех лет наиболее эффективной. Она позволяла правильно распределять наделы, не беспокоиться по поводу постоянного передела земли. Доходы от своих хозяйств, в которые теперь хотелось вкладывать силы и средства, немцы получали больше, чем соседи.
Колонисты оказались превосходными строителями, их деревеньки сделали уголки Дона, где жили немцы, похожими на сельскую Европу. Кирпичные дома, крытые черепицей, симметрично располагались вдоль единственной улицы. Перед домом был заведен обязательный палисадник с цветником и несколькими плодовыми деревьями. Длинный дом объединял под одной крышей жилое помещение и хозяйственные постройки. В тыльной части усадьбы находился аккуратный, деревце к деревцу, сад, а за ним скирды соломы и сена.
У поселений была единая планировка. Здесь не было вычурных зданий, или наоборот, слишком убогих построек. Философия меннонитов была такая: если хочешь построить шикарный особняк, и у тебя есть для этого средства, помоги другим построить такие же особняки. Поэтому у них не было разительно отличающихся друг от друга строений. Во всем в меннонитской деревне создавалось впечатление единообразия и аккуратности.
Сердцем поселения была школа или молитвенный дом, все производственные помещения находились за пределами населенного пункта. Историки писали:
Осев на земле, немцы, прежде всего, строят школу и при ней столб с колокольчиком, - и это вместо монопольки (то есть винной лавки – прим. автора). В этой школе 99% немецкой силы.
В 20 веке представители немецких общин жили на Дону уже во всех крупных городах и станицах. А самих немецких поселений насчитывалось более ста. Многие из немцев пользовались большим уважением, известны случаи, когда они становились даже почетными казаками. Например, такой факт находится в жизни отца Цецилии Ганзен, Генриха, казака, приписанного к станице Каменской. Но далее в жизни донских немцев произошло кое-что интересное….
Что именно - читайте в продолжении на нашем канале. Спасибо, что вы с нами! Впереди еще много интересного!