Уходящий год был богат на внешнеполитические события. Произошло расширение БРИКС, была принята новая Концепция внешней политики России, а также прошел саммит «Россия – Африка». Кроме этого, Россия произвела так называемый «разворот на Восток», наладив экономическое и политическое взаимодействие со странами Азии. «ФедералПресс» рассказывает о главных внешнеполитических итогах года.
Новая концепция внешней политики
В марте 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ по утверждению новой редакции внешней политики России. Он назвал этот документ основой практических действий России в среднесрочной и отдаленной перспективе. Министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что концепция предусматривает симметричные и асимметричные меры на недружественные действия против нашей страны. В документе Россия названа оплотом Русского мира и одним из суверенных центров мирового развития, а также указано, что наша страна не враг Запада.
Политолог Марат Баширов в беседе с «ФедералПресс» объяснял, что Москва переосмыслила целеполагание и инструменты внешней политики. Он подчеркивал, Россия не приемлет инструменты коллективного Запада, несмотря на то, что наша страна не враждебна к странам англосаксонского мира.
«Очень много отсылок к международному праву, которое сегодня попирается и разрушается. Это касается того, что все страны равны. <...> Взаимные санкции или ответные действия нашего правительства закреплены в концепции внешней политики», – пояснил политолог.
Эксперты отмечали, что Россия представляет собой государство-цивилизацию, которое является многообразным и самодостаточным. Так, профессор кафедры госполитики МГУ, доктор исторических наук Вардан Багдасарян в ходе круглого стола ЭИСИ подчеркивал, что цивилизационный подход – это альтернатива колониализму и неоколониализму, которые продвигает Запад.
«Существование разных цивилизаций означает равенство цивилизационных сообществ, вне зависимости от их ценностей и идеалов», – сказал он.
Расширение БРИКС
В августе в Йоханнесбурге прошел саммит БРИКС. По итогам мероприятия к организации присоединиться Аргентина, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Эфиопия и ОАЭ. Президент России Владимир Путин еще в 2022 году подчеркивал, что БРИКС позволяет выстраивать многополярный мир, основанный на принципах международного права.
По мнению политолога Павла Данилина, объединение может противостоять санкционному давлению на Россию и другие страны. «Все вместе эти страны обладают большим людским потенциалом и создают мирового ВВП больше, чем те страны, которые привыкли считать себя гегемонами», – отмечал он.
Политолог Федор Лукьянов отмечал, что БРИКС формируется как альтернативное Западу сообщество. Оно является опорой для России в нынешней непростой ситуации.
«Это мощные страны, проводящие самостоятельную политику, которая не диктуется ни чьими интересами, кроме их собственных, а сам факт наличия этого соответствует задачам России», – сказал он в беседе с «ФедералПресс».
Построение справедливого многополярного мира
В октябре Владимир Путин встретился с участниками финального этапа Международной олимпиады по финансовой безопасности. На ней он заметил, что мир постепенно избавляется от финансово-экономической модели, при которой целые регионы могли бы быть загнаны в кабалу и лишены ресурсов.
«Процесс построения именно многополярного миропорядка – более демократичного, более честного, справедливого для большинства человечества – просто неизбежен, исторически необходим», – сказал президент.
О построении многополярного мира Путин говорил еще раньше, в начале года, на заседании клуба «Валдай». Тогда он подчеркивал, что Запад готов переступить через все, чтобы сохранить неоколониальную систему и собирать с человечества дань, ренту гегемона.
Разворот на Восток: получился или нет?
В условиях санкционного давления со стороны Запада и нежелания европейских стран взаимодействовать с Москвой Россия начала так называемый разворот на Восток. По словам Путина, этот процесс начался еще до обострения российско-украинского конфликта.
Москва активно взаимодействует с Пекином. Так, премьер-министр Михаил Мишустин практически под конец года прилетел в Китай, где встретился с лидером КНР Си Цзиньпином. Политики обсуждали вопросы торгового сотрудничества.
В октябре в Китае завершился форум китайской инициативы «Один пояс – один путь», в котором принял участие Путин. Востоковед Алексей Маслов в беседе с PublicO заметил, что Россия в сотрудничестве с Китаем продолжает развивать свои проекты.
«Мы в известной степени сохраняем свою независимость, но при этом поддерживаем отдельно взятые проекты. Мы не становимся частью китайских проектов, а продолжаем развивать свои», – сказал он.
Политолог Илья Гращенков в беседе с «ФедералПресс» высказал мнение, что полного разворота на Восток пока не получилось. «Ощутимо не удалось наладить той плотной дружбы со странами Азии, прежде всего с Китаем, на которую Россия рассчитывала вначале. Этот разворот на Восток в полной мере не состоялся. Получился полуразворот на Восток», – полагает он.
Сотрудничество со странами Африки
Большое внимание Москва уделяет африканскому континенту. В июне уходящего года состоялся саммит «Россия – Африка», который прошел в Санкт-Петербурге. Тогда Путин встретился с 17 президентами и премьер-министрами. По словам российского лидера, Москва вместе с африканскими партнерами будут противодействовать неоколониализму и практикам нелегитимных санкций.
Депутат Госдумы Дмитрий Белик заметил, что у России есть потенциал для борьбы с Западом, что показало это прошедшее мероприятие.
«Африка – это стремительно развивающийся континент, выстраивание нашей страной конструктивных связей с ним уже дает ощутимые результаты. Благодаря позиции нашего президента на высоком уровне будут осуществляться масштабные российско-африканские проекты», – сказал он.
Политолог Евгений Кисляков считает, что африканский вектор будет одним из важнейших для нашей страны.
«В обновленной Концепции внешней политики определено, что «Российская Федерация намерена способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития…» То есть на уровне стратегических документов зафиксировано, что африканскому континенту уделен большой приоритет», – объяснил он.
Какой будет российская внешняя политика в 2024 году?
По мнению Ильи Гращенкова, развитие внешней политики будет зависеть от решения по спецоперации на Украине. Он добавил, что политический истеблишмент во многих странах находится в состоянии турбулентности.
«Будет ли какие-то мирные переговоры или хотя бы подготовка к ним? Но ощутимо, что и Россия, и недружественные страны подустали от этой ситуации. Все хотели бы какой-то разрядки, хотя бы экономической, чтобы снять нагрузку с собственных бюджетов и конечных избирателей», – сказал он в беседе с «ФедералПресс».
Фото: РИА Новости / Фотохост-агентство ТАСС / Вячеслав Прокофьев, РИА Новости / Григорий Сысоев