Дорогие читатели, рады приветствовать вас на нашем канале! Сегодня мы расскажем вам о Некрасовской линии московского метро.
Приятного чтения!
Некрасовская линия обозначена числом 15 и розовым цветом на схеме Московского метро. Связывает районы Некрасовка, Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский в административных округах ЮВАО и ВАО, является дублёром юго-восточного участка Таганско-Краснопресненской линии.
Длина линии составляет 19,6 км, на линии находится 8 станций. Конечными являются Нижегородская и Некрасовка.
Ветку обслуживает электродепо "Руднёво", находящиеся неподалёку от станции Лухмановская.
Что касается подвижного состава, то на линии курсируют только поезда типа 81-765.4/766.4/767.4 «Москва-2019».
История
Первые задумки о строительстве линии метро в Некрасовку появились ещё в 1985 году, тогда началась разработка системы скоростных хорд. Согласно одному из планов 1989 г. одна из хорд должна была соединить подмосковные города Химки и Люберцы. Участок от Люберец должен был проходить под Волгоградским проспектом, а за МКАД под Новорязанским. Линия планировалась в числе первоочередных хорд, наравне с Митино-Бутовской, и должна была быть построена к 2010 г. В связи с общем кризисом метростроения дальнейшие перспективы линии были крайне туманны, и на рубеже веков линия не рассматривалась даже в планах.
Новые планы о строительстве метро в сторону Люберец и Некрасовки появились только в 2000-е годы. Главной задачей сооружения новой линии была разгрузка Таганско-Краснопресненской линии, и в частности станции Выхино. Проект линии тогда был пересмотрен: от Волгоградского проспекта линию предполагалось трассировать к проектируемой станции ТКЛ Пронская (Лермонтовский проспект) и далее по южной границе нового района. Также было запроектировано строительство электродепо в промзоне Руднёво.
В 2009 г. было предложено продлить Калининскую линию от строящейся станции Новокосино до станций Кожухово и Руднёво (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии).
Однако от этого проекта быстро отказались и в программу развития транспортной системы на 2012–2016 гг., принятую при новом мэре С.С. Собянине, Кожуховская линия была включена как отдельная.
Изначально планировался другой вариант трассировки Некрасовской линии — она должна была идти параллельно Волгоградскому проспекту, именно поэтому на старых планах развития метрополитена (до 2009 года) значилась станция Самаркандский бульвар, которая должна была располагаться на пересечении Самаркандского бульвара и Волгоградского проспекта в районе 138 квартала Выхина. Однако в 2012 году в качестве меры удешевления метро было решено строить Некрасовскую линию мелким заложением, изменив планировавшуюся ранее трассировку. Линия была перенесена с Волгоградского на Рязанский проспект.
Первоначально линия должна была носить название «Кожуховская» — по бывшей деревне Кожухово, а ныне одноимённому микрорайону составе района Косино-Ухтомский ВАО, через который она проходит. Однако в Московском метрополитене на тот момент уже существовала станция Кожуховская Люблинско-Дмитровской линии, названная по другой бывшей деревне Кожухово в Южнопортовом районе ЮАО Москвы. Чтобы в дальнейшем избежать путаницы, было решено провести голосование на портале «Активный гражданин» о переименовании линии. Предлагалось оставить старое название или сменить его на «Некрасовская» — по району ЮВАО Некрасовка, куда и должна была пойти линия. По результатам голосования за переименование высказались 70,35 % участников.
13 сентября 2012 года Градостроительно-земельная комиссия города Москвы одобрила проект планировки участка Некрасовской линии от станции «Нижегородская» до станции «Некрасовка.
Строящаяся Некрасовская линия должна была стать рекордной по охвату населения, сильно улучшить сложившуюся транспортную ситуацию и заметно разгрузит южный участок загруженной Таганско-Краснопресненской линии.
При строительстве Некрасовской линии применялся первый в истории московского метростроения 10-метровый тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-956 «Лилия», он построил двухпутный тоннель от станции Юго-Восточная до Окской, именно поэтому все станции на этом участке (Юго-Восточная, Окская и Стахановская) построены с береговыми платформами. Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, опыт применения десятиметровых щитов в Москве успешно зарекомендовал себя: «В условиях плотной городской застройки она экономит время и ресурсы».
В конце 2017 – в начале 2018 года заявлялось о том, что первый участок линии с четырьмя станциями от Некрасовки до Косино будет запущен отдельно, но ввиду отсутствия технической возможности для такого пуска, по словам М. Ш. Хуснуллина, всю линию планировалось открыть для пассажиров одновременно. Но уже в январе 2019 года линию снова решили сдавать двумя участками: первый участок Косино — Некрасовка — к лету 2019 года, а второй, от Косино до Нижегородской — в конце 2019 года.
В январе 2019 на трассе строительства линии происходили провалы грунта.
До конца 2019 года были завершены строительные работы на втором участке линии от станции Косино с промежуточными Юго-Восточной, Окской и Стахановской до станции Нижегородская, а также участка Большой кольцевой линии от Нижегородской до Лефортово, который временно вошёл в состав линии.
Технический пуск первого участка Некрасовка — Косино состоялся 31 августа 2018 года, а его открытие — 3 июня 2019 года. Открытая тогда станция Некрасовская стала самой восточной станцией Московского метрополитена.
2 января 2020 года был проведён технический пуск второго участка Косино — Лефортово, включающего участок Большой кольцевой линии. Его открытие было запланировано на конец марта 2020 года.
Второй участок Некрасовской линии со станциями Юго-Восточная (стала самой восточной станцией Московского метрополитена в пределах МКАД), Окская, Стахановская и Нижегородская был открыт 27 марта 2020 года, а участок от Лефортово до Нижегородской в составе Некрасовской линии — 31 декабря 2020 года. Вся линия была построена под землёй со станциями мелкого заложения.
С 2020 по 2023 год на линии эксплуатировались поезда модели 81-765/766/767 «Москва».
С 17 по 19 февраля 2023 года участок Некрасовской линии от Электрозаводской до Нижегородской был временно закрыт для подключения его к Большой кольцевой линии. 20 февраля 2023 года участок возобновил свою работу с последующим переходом в состав Большой кольцевой линии.
Ранее ставилась задача продления Некрасовской линии от станции Лефортово до Рубцовской (Электрозаводской), а «в идеальном варианте» — до станции Нижняя Масловка (Савёловская), однако позже эти участки были исключены из Некрасовской линии и переданы в состав Большой кольцевой.
Теперь в перспективе Некрасовскую линию планируется объединить со строящейся Троицкой линией. Открытие первого участка Троицкой линии запланировано на 2024 год, а открытие всей линии на 2025-2026 годы. Когда и как будут объединены линии пока сложно сказать. Институт Генплана Москвы предлагает продлить линию от станции ЗИЛ вдоль МЦК до станции Нижегородская.
Интересные факты
1. Впервые в истории московского метро открытие новой линии начали с участка, расположенного за МКАД
2. Некрасовская линия стала второй линией в Московском метрополитене после Филёвской и третьей после Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена в России, на которой к управлению электропоездом допущены женщины
3. Расположенная в Косино-Ухтомском районе ВАО станция Улица Дмитриевского названа в честь Бориса Николаевича Дмитриевского — командира танковой роты, старшего лейтенанта. Он родился в 1922 году — последним среди всех исторических деятелей, чьи имена прослеживаются в названиях станций Московского метро
4. Находящаяся на Некрасовской линии (совмещённая с БКЛ) станция Нижегородская обладает самой широкой платформой в столичном метро — 58 м и самой широкой одноуровневой станцией России. Также, Нижегородская — единственная четырёхпутная и пятипролётная станция Московского метро. Также, Нижегородская является единственной кросс-платформенной станцией, построенной без перегородок и переходов
Станция Нижегородская является пересадочной между двумя кольцевыми линиями: Большой Кольцевой и Московским центральным кольцом. Этот факт послужил поводом к установке рядом со станцией скульптуры "Московские кольца"
5. Некрасовская линия метро — одна из радиальных линий полностью спроектирована и построена с нуля в современной истории Москвы
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады вашей подписке, лайку и комментарию. Удачи и до новых встреч!