302,3K подписчиков

«Польские военные ненадежны, надо вводить войска!»- Польша была в шаге от войны с СССР в 1956: что сделал Хрущёв?

1,7K прочитали

Октябрь-ноябрь 1956 года всем известен Венгерским антисоветским восстанием. Это событие - самое широко освещаемое в 1956-м. Из-за него схожие процессы в Польше, происходившие в то же самое время, остались в тени. А ведь они изменили систему взаимоотношений между Советским Союзом и «братскими странами». И даже в какой-то момент поставили СССР и Польшу на грань военного конфликта.

Изначально, эта страна была для Москвы ещё более проблемным союзником, чем Венгрия. После войны территория Польши, решением Советского Союза, стала больше на одну треть - за счёт переданных ей основной части Восточной Пруссии и Силезии (Восточной Германии). Всё это были территории с хорошо развитыми хозяйством и инфраструктурой. Всех немцев поляки выселили. У Польши появилась протяжённая береговая линия на Балтийском море.

Но большинство поляков всё равно относились к СССР плохо, даже деятели Польской объединённой рабочей партии (ПОРП), военные и сотрудники спецслужб. Просто они скрывали это ради карьеры.

Октябрь-ноябрь 1956 года всем известен Венгерским антисоветским восстанием. Это событие - самое широко освещаемое в 1956-м.

Что не нравилось полякам?

Им не нравились неравноправные отношения между СССР и Польшей. Константин Рокоссовский был назначен министром обороны Польши. Вместе с ним на высшие должности пришли десятки советских офицеров – хоть и этнических поляков, как и Рокоссовский, но всё-таки – граждан СССР.

Предусматривалась передача Польше 15% ($1,5 млрд) причитающихся Советскому Союзу репараций с Германии. Их взимали не деньгами, а товарами и оборудованием. И Польша считала, что её при этом жестоко обделили.

Цену, которую Советы установили на польский уголь, была гораздо ниже реальной рыночной, что вело к упущенной выгоде в огромных размерах.

Польские железные дороги обязывались практически бесплатно снабжать перевозки Красной армии электричеством, водой, топливом, гарантировать медицинскую помошь.

Оплата за перевозки военных составляла 2,34 злотых за 100 км ж/д пути, в то время как обычный тариф для польских граждан составлял 32,4 злотых, т.е. в 11 раз больше, чем для советских военных и членов их семей.

К тому же, президент Польской народной республики Болеслав Берут показал себя убеждённым сталинистом. Он не всегда обоснованно насаждал реформы по советскому образцу (коллективизацию, индустриализацию, ликвидацию частной собственности), развернул репрессии против оппозиции.

Всё это подогревало недовольство.

Что сделал Хрущёв?

ХХ съезд КПСС и «разгромная» речь Хрущёва о культе личности Сталина стали катализатором протестного движения. Присутствовавший на съезде Берут был настолько потрясён, что сразу после него тяжело заболел, и 12 марта 1956 года умер от инфаркта, случившегося на фоне пневмонии.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

В Польше текст «секретного» доклада Хрущёва был отпечатан большим тиражом и сразу распространён по парторганизациям. Партийная верхушка раскололась на две группировки (я сейчас немного упрощу) – «пулавян» (либералов) и «натолинцев» (сталинистов).

Осмелевшие СМИ начали публиковать оппозиционные, в то и откровенно антикоммунистические материалы. 28 июня в Познани начались массовые протесты рабочих, переросшие в вооружённое восстание. Стартовали они, как водится, из-за низких зарплат, а продолжились - уже под политическими лозунгами «Долой коммунистов!», «Да здравствует свободная Польша!», «Требуем свободных выборов под контролем ООН!»

При разгоне восстания погибло 50 бунтовщиков и 8 правоохранителей, многие получили ранения.

Несмотря на выполнение основных социально-экономических требований восставших и амнистирование их всех (кроме троих главных зачинщиков) митинги и демонстрации (просто уже мирные) охватили всю страну.

Компромиссной фигурой для «пулавинцев» и «натолинцев» стал Владислав Гомулка, отсидевший при Беруте сторонник либерализации и «особого польского пути к социализму».

Хрущёв прилетел в Варшаву для участия в избрании нового польского лидера. Там он с неудовольствием отметил, что вовсе не является для поляков «дорогим гостем» и «старшим братом».

Его обычный напор и «нахрап» не произвёл на Гомулку и его сторонников никакого впечатления. Они настояли, чтобы советская делегация не присутствовала на пленуме ПОРП, а маялась в специально отведённом им месте.

Новые польские руководители потребовали убрать Рокоссовского и других советских офицеров обратно в СССР; пересмотреть торгово-экономические соглашения между двумя странами, в пользу Польши.

В СССР понимали: польские военные ненадежны, надо вводить войска! В ответ на выдвижение советских войск к Варшаве, в столицу стали стягивать подразделения Корпуса внутренней безопасности – 40-тысячной жандармерии. Они проявляли решимость защищать новое руководство республики. По иронии судьбы, это были элитные части, созданные СССР для защиты правящего режима от возможных протестов. А теперь они готовы применить оружие против тех, кто их создал!

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Партийный лидер Варшавы Стефан Сташевский призвал парторганизации варшавских заводов формировать рабочие дружины, и их вооружало МВД.

Командующий войсками Варшавского военного округа, советский генерал Франц Андриевский докладывал: столичный гарнизон ненадёжен, офицеры колеблются. То же самое докладывали и советские офицеры, командовавшие польскими воинскими частями.

Группа военачальников польской армии рассматривала меры противодействия Советам, вплоть до ареста делегации КПСС во главе с Хрущёвым - если та вздумает диктовать свои условия.

Рокоссовский честно доложил Хрущёву: польская армия выходит из повиновения. И Хрущёв сдался: он приказал советским и польским частям остановиться, и не входить в Варшаву.

Всего через четыре дня после этих событий началось кровавое Венгерское восстание. Но в Венгрии ситуация была другой. Там военные не поддержали повстанцев. Организованной вооружённой силы, готовой выступить против советских войск, как в Польше, в Венгрии не было. Советским войскам в Будапеште противостояли плохо организованные силы; в Польше же её армия (почти 200 тыс. чел.) могла бы вступить в настоящие боевые действия против советских войск.

Кроме того, вмешался Мао Цзэдун: он выразил решительный протест по поводу вмешательства СССР во внутренние дела Польши.

Хрущёв сдался окончательно. В своих воспоминаниях он отметил:

«Ввод наших войск в Варшаву мог стать непоправимым явлением и породил бы такие сложности, что трудно даже представить себе, куда мы могли зайти».

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Хрущёв и Гомулка. Фото в свободном доступе.
Хрущёв и Гомулка. Фото в свободном доступе.

Советская делегация, несолоно хлебавши, покинула Польшу, не став присутствовать на избрании нового лидера партии и государства. Сталинисты-«натолинцы» лишились своих кресел, и в них уселись либералы. Рокоссовского сняли с поста министра и отправили в СССР. Советские офицеры, служившие в польской армии, также все лишились должностей, и были вынуждены уехать в СССР.

35 тысяч политзаключённых вышли на волю, многих реабилитировали. Вместо них, на нары отправились многие просоветские сотрудники спецслужб. Почти 30 тысяч поляков вернулись домой из советских лагерей и ссылок. Была окончательно свёрнута коллективизация, введена частная собственность. Городу Катовице вернули прежнее (до 1956 г. – Сталиногруд). А в школы вернули уроки Закона Божьего.

Советско-польский кризис 1956 года стал гораздо опаснее для СССР и его лидерства в Восточной Европе, чем Венгерское восстание. В Варшаве Хрущёв – лидер СССР - впервые был вынужден отступить. Он первый раз столкнулся не просто с возражениями со стороны польских руководителей, которых считал своими подчинёнными, а с жёстким противодействием, подкреплённым демонстрацией военной силы.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, правильно ли поступил Хрущёв?