Найти в Дзене

В этой статье собрана информация, из разных источников, о жизненном пути Гарта Маклейна.

Оглавление
Не ищите «следы древних», ищите то, что искали они. Мацуо Басё.

Конечно, Гарт Маклейн не древний). Однако его путь довольно-таки интересен и достоин внимания. Есть чему поучится.

Интервью с Гартом на канале The Йога.

Тонкая грань между смелостью и осторожностью

23 мая 1996 года Гарт лежал на больничной койке в медицинском центре UCLA, практически не в состоянии ходить. То, что казалось защемленным нервом, быстро переросло в потерю чувств с головы до ног. Однако его ум оставался острым, как гвоздь. Гарт помнит все о том дне. 3 часа дня — когда он услышал диагноз рассеянный склероз. Он почувствовал, что его жизнь изменилась в одно мгновение. “Что мне теперь делать?” Гарт снова спросил. Потом почувствовал облегчение от того что диагноз не так ужасен, после чего снова испугался, встревожился и почувствовал себя одиноким.

До этого момента Гарт жил активной жизнью: переехал из канадских прерий в Нью-Йорк, чтобы учиться актерскому мастерству у легендарного Сэнди Мейснера, а затем в Голливуд в 90-х годах, чтобы продолжить карьеру в кино и телевидении. Он был фанатом тренировок и учеником боевых искусств. Изучал айкидо под руководством Харуо Мацуоки Сенсея, что впоследствии позволило работать со Стивеном Сигалом.

Но это было раньше. Теперь все было не в порядке; он даже не мог балансировать на велосипеде. Врач Гарта предложил йогу и плавание — плавание сохранит его тело прохладным (MS не обязательно хорошо справляется с жарой), а йога поможет справиться со стрессом. Гарт жаждал упражнений высокой интенсивности, но, учитывая его диагноз, он решил попробовать йогу.

“Я был благословлен, потому что в тот вечер некоторые друзья, которые навещали меня в больнице, рекомендовали йогу Айенгара”, — вспоминает Гарт. “Традиция Айенгара использует вспомогательные материалы для правильного положения тела, что позволяет ему реализовать свой потенциал”, — объясняет он. На следующей неделе он отправился в Институт йоги Айенгара в Лос-Анджелесе (IYILA).

В течение двух недель практики под руководством покойного учителя Айенгара Карин О’Бэннон. Гарт помнит, как онемение в его теле медленно уступало место жужжащему чувству. “Мне казалось, что мой пейджер уходит в мою икру и в спину”, — говорит он. “Это было щемящее, а затем жужжащее ощущение… как будто там что-то пробуждалось ”. Взволнованный, он смело решил проверить, как его тело выдержит высокую нагрузку. Во время интенсивной тренировки он чувствовал себя хорошо, но к концу дня снова не чувствовал своего тела и вернулся в больницу. Это был урок, ожидающий своего часа – он понял, что ему нужно развивать терпение и уважение к своему телу, чтобы исцелиться. Он вернулся в Институт йоги Айенгара, начал ежедневную практику и постепенно возвращал чувствительность. Далее он продолжал в том же духе.

Через пару лет своей практики, испытав облегчение от воздействия йоги, Гарт начал чувствовать вдохновение от своего путешествия с рассеянным склерозом. Он хотел отблагодарить сообщество йоги и поделиться своим опытом с другими. Хоть он никогда не бросал актерское мастерство, он решил стать учителем йоги. “Я хотел помочь другим справиться с кошмаром РС”, — говорит Гарт. Он поступил на трехлетнюю программу подготовки учителей в Ассоциацию йоги Айенгара Южной Калифорнии (IYASC) и получил сертификат в 2001 году.

Самое большое удовольствие от преподавания Гарт получает от своих учеников. «Мне нравится видеть, когда это получается», — говорит он. «Они понимают. Они понимают, как йога может изменить их жизнь в положительную сторону. Мне нравится видеть, когда это происходит…». В качестве аналогии он объясняет: «Иногда я использую образ серебра. Оно уже является совершенным, прекрасным элементом. Но если мы не полируем серебро, оно тускнеет. Если мы продолжаем полировать нашу практику, сталкиваемся ли мы с трудностями или нет, мы продолжаем открывать этот свет внутри. Мы сверкаем и сияем».

Одним из самых ярких моментов в его путешествии по йоге стала первая поездка в Индию, где он встретился с БКС Айенгаром. «Я был взволнован, надеялся и немного опасался встречи с этой легендарной иконой йоги», — вспоминает Гарт. «Я рассказал ему о том, с чем я имел дело, и о том, как практика йоги оказала такое глубокое положительное влияние на течение РС под руководством учителей, у которых я учился в Лос-Анджелесе». Айенгар посмотрел ему прямо в глаза и сказал: «Каждый день вы должны проходить эту тонкую грань между смелостью и осторожностью».

Б.К.С. Айенгар.«Каждый день вы должны проходить эту тонкую грань между смелостью и осторожностью»

«Я следую этим словам по сей день» — говорит Гарт.

Гарт встал рядом со своей болезнью и пошел с ней по миру, он делится своими знаниями и опытом по всему миру. Проводит регулярные семинары и терапевтические мастер-классы для людей, живущих с РС, и их учителей. Работает с людьми, страдающими такими заболеваниями, как болезнь Паркинсона, эпилепсия и мышечная дистрофия. Так же помогает восстанавливаться после несчастного случая или людям испытывающим трудности в передвижении. Помимо работы с людьми с различными диагнозами, он преподает семинары, в том числе практику среднего уровня. Кроме того, он ведет регулярные занятия в YogaWorks Westwood и Tarzana, а также в Институте йоги Айенгара в Лос-Анджелесе. В 2011 году Гарт и несколько преподавателей йоги Айенгара основали Iyengar Yoga Therapeutics — некоммерческую организацию, призванную помочь людям справиться с болезнями и состояниями с помощью практики йоги Айенгара. Кроме того, они принимают участие в исследованиях, посвященных терапевтическим преимуществам йоги.

Благодаря своей практике и неустанному стремлению Гарт справился с РС и находится в состоянии ремиссии с 2001 года (у него все еще сохраняется остаточная потеря чувствительности в правой ноге и стопе после эпизода в 2001 году). С 2003 года он даже не принимает лекарств, но при условии, что его врач будет ежегодно контролировать очаги поражения в его мозге с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии). Последнее сканирование показало, что очаги поражения на левой стороне мозга уменьшились как по количеству, так и по размеру. Сейчас Гарт является старшим преподавателем йоги Айенгара и так комментирует свою практику: «В силу необходимости я сначала изучал асаны и встал на ноги с помощью йоги, используя стойки. И по сей день я постоянно вдохновляюсь практикой в окружающей меня среде и призываю других делать то же самое, будь то на коврике, на улице или в сердце Лос-Анджелеса!».

Сегодня Гарт не только может балансировать на велосипеде, но и снова занимается велоспортом. Он путешествует по миру, занимается йогой и в настоящее время работает над пьесой о своем путешествии с РС под названием «В поисках молнии». Его жизнь и преподавание демонстрируют, что на самом деле значит жить в балансе между смелостью и осторожностью.

Информацию о предстоящих семинарах можно найти на сайте Гарта Маклина yogarth.com или в Твиттере @yogarth.

Перевел гугл, а отредактировал Николай Володарский.
Источник:
Garth McLean: Walking the fine line between courage and caution — LA Yoga Magazine — Ayurveda & Health

Гарт Маклейн: исследования, преобразования, эволюция. 14 мая 2019 г.

Гарт Маклин из Лос-Анджелеса — старший преподаватель йоги Айенгара и сертифицированный йогатерапевт Международной ассоциации йогатерапевтов. Он ежегодно учится в семье Айенгара в Пуне, Индия, и проводит интенсивы по йоге на местном и глобальном уровнях. Гарт также предлагает семинары о положительном влиянии йоги на рассеянный склероз и другие неврологические заболевания.

Слово «эволюция» подразумевает отправную точку, из которой процесс или серия опытов служат основой для формирования роста. По мере того, как мы исследуем и испытываем, мы задействуем память как часть нашего эволюционного процесса сознания и биологической трансформации.

В комментарии Гуруджи к нирватарка самапаттиYS I.43) память определяется как отраженное знание прошлых мыслей и переживаний. Он объясняет, что благодаря самодисциплине, осознанности, пониманию того, что делаем и упорству в йогических практиках мы можем прийти к состоянию ясного ума. Возникают новые утонченные переживания.

Новые возможности

Впервые я услышал слова «йога Айенгара» через несколько часов после того, как мне поставили диагноз «рассеянный склероз» (РС), и я начал практиковать вскоре после того, как меня выписали из больницы. Открылась дверь к возможностям. Практика давала надежду справиться с тревогой неопределенного будущего с неизлечимой болезнью, в дополнение к очищению(стхула) тела и ума. Размышляя о влиянии практики на мое физическое и душевное состояние, я вспоминаю, как подумал, что если есть еще хоть один человек в мире, которому я мог бы помочь справиться с проблемами рассеянного склероза, то это мой долг. Вскоре после этого я встал на путь становления учителем. Будучи недавно сертифицированным преподавателем йоги Айенгара (CIYT), я сказал Учителю, что когда я вижу других людей, которые борются с РС или другими серьезными проблемами, я сопереживаю им. «Что в этом хорошего?» — ответил он. «Тебе должно приложить к этому руку». Вспомнив, какое воздействие оказали на меня его слова, я мгновенно понял, что надо делать.

В то время как я приобрел опыт преподавания в общественных классах в Лос-Анджелесе, мое открытие продолжало углубляться в учебе и практике. По мере того, как моя ежедневная практика усиливалась, я стал больше узнавать о йогических аспектах человеческого состояния, моем рассеянном склерозе и своей природе. Тело и то, что меняется, природа (пракрити), и более вечный аспект Я, или то, что остается постоянным и неизменным (пуруша). Это вызвало у меня сильный отклик.

Это озарение, наряду с пробами и ошибками в практике и советами Гуруджи, — все это помогло оточить навык и определить, как мне учить других людей — людей с РС и людей без него.

Вскоре я узнал знакомые универсальные истины среди студентов. Как люди, мы, похоже, разделяем фундаментальное желание улучшить качество нашей жизни. У нас также есть врожденная потребность общаться с другими людьми. Степень этого поиска и открытия, конечно, варьируется в зависимости от ученика и его истории — будь то мотивация к изучению йоги для здоровья, для борьбы со стрессом, для выполнения определенной асаны, для сохранения спокойствия посреди невзгод и хаоса, для обретения смелости, чтобы встретить и преодолеть свои страхи, или для управления физическим проявлением симптомов, сходных с определенным заболеванием. Все они, по-видимому, уходят корнями в свободу. Независимо от этого, сострадательное человеческое прикосновение и слова ободрения могут внести существенную разницу в реализацию человека.

«Как люди, мы, похоже, разделяем фундаментальное желание улучшить качество нашей жизни. У нас также есть врожденная потребность в общении с другими людьми».

В 2009 году, с благословения Гуруджи, я впервые преподавал за границей, когда принял приглашение преподавать и делиться своим опытом на съезде учителей Французской ассоциации йоги Айенгара. Я был воодушевлен.

С тех пор меня приглашали и продолжают приглашать на коррекционные и общие семинары в различные точки мира, в основном в те регионы, где часто встречается РС (Северная Европа, Великобритания, Скандинавия, Южная Австралия, Южная Америка). По мере роста интереса я начал замечать, что занятия посещают люди самых разных возрастов, с разной степенью способностей, неврологическими проблемами и двигательными расстройствами — от РС до болезни Паркинсона, ALS, мышечной дистрофии, болезни Шарко-Мари-Тута (CMT), прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии (PML), церебрального паралича, болезни Мачадо-Джозефа (MJD) и др. Учителя также были заинтересованы в том, чтобы узнать, как помочь своим ученикам.

Независимо от состояния или мотивации, каждый студент приходил с надеждой и желанием учиться, действовать и улучшать качество своей жизни или жизни окружающих. Двойственность страха и скептицизма обычно таится рядом.

Чтобы не давать ложных надежд и двигаться вперед, мне как преподавателю приходится быть откровенно реалистичным, говоря студентам, что практика йоги не сможет вылечить эти серьезные заболевания. Однако, если мы, практикующие, сможем отбросить страх и сомнения достаточно надолго, чтобы открыть дверь к возможностям, мы сможем начать изучать стратегии того, как йога может облегчить многие симптомы и развеять наши опасения. И хотя мы не сможем вылечить неизлечимое заболевание, мы можем замедлить прогрессирование, вернуть некоторую функциональность и предложить облегчение, которое, возможно, изменит наше будущее.

Чувствительность, наблюдательность и восприимчивость

Чтобы правильно обслуживать людей с меняющимися состояниями — особенно при первой встрече с учеником — очень важно сначала как можно быстрее и эффективнее получить представление о физических возможностях и опыте ученика. Это не всегда легко. Помимо общения с учеником (учениками), мы, как учителя, должны использовать чуткость, наблюдательность и восприимчивость, чтобы руководствоваться нашим подходом к проведению каждого занятия. Я часто обращаюсь к концепции parakāya pravesa (способность входить в тело другого человека), о которой Патанджали упоминает в Сутре III.39, и призываю других учителей обратить внимание на нее, чтобы помочь оценить состояние ученика.

Хотя мне еще предстоит развить навык реального вхождения в тело другого человека, я пытаюсь представить, через что он может пройти. Затем я использую свои знания, опыт и практику. С помощью проницательного ума и памяти я работаю над тем, чтобы безопасно представить и адаптировать асаны и пранаяму, которые оказались полезными в управлении моим собственным течением РС или дали глубокие положительные результаты для постоянных студентов в Лос-Анджелесе и за рубежом.

Изначально я чувствовал ответственность за то, чтобы поделиться всем тем, что помогло мне, чтобы помочь другим на их пути. Как учитель я могу иметь представление о том, что может помочь конкретному ученику в тот или иной день. Но я также должен быть рассудительным, чтобы не перегружать учеников, чтобы они могли применить полученные знания и в конечном итоге помочь себе справиться с проблемами, которые ставит перед ними жизнь. По моим наблюдениям, этот принцип справедлив и для преподавания в обычных классах.

Например, по моему опыту, перевернутые позы оказывают глубокое влияние на здоровье мозга. Поэтому, как учитель, я хотел бы поделиться этим со своими учениками, особенно с теми, у кого РС. Потому что опытным и интеллектуальным путем я понимаю, что перевернутые позы помогают сбалансировать иммунную систему, что является жизненно важным аспектом управления РС. Даже если у человека нет РС, сбалансированная иммунная система очень важна.

Однако если ученик слаб, неустойчив телом и не может использовать свои органы действия (ноги и руки), или если ученик страдает от головокружения, важно признать уровень способностей и понимания этого студента. Как учителя, мы должны соответствующим образом адаптировать позы, чтобы ученики могли безопасно практиковать перевернутые позы как часть своей ежедневной практики, и чтобы они оказывали долгосрочный положительный эффект.

С годами я понял, что меньше — значит больше. У многих учеников множество проблем; могут быть проблемы с коленом или поясницей в результате дисбаланса походки или других дисфункций, связанных с заболеванием, которое они пытаются устранить. Я обнаружил, что наиболее эффективным является разумное сведение того, что необходимо, к нескольким асанам и предложение того, что может быть толково реализовано за ограниченное время. Я стараюсь предложить меньшее количество асан, адаптированных к индивидуальным особенностям с минимальным использованием реквизита, и сосредоточиться на том, что ученики могут делать с большей готовностью. Такой подход помогает избавиться от большого количества страхов и дает тем, кто испытывает значительные трудности, инструменты для того, чтобы принять практику и изменить свою жизнь. Студенты, не имеющие физических ограничений или проблем, также получают пользу и находят в этом ценность — это помогает обрести большее чувство уверенности и создает новые возможности для изучения и развития. С обретением уверенности мы можем естественным образом опираться на фундамент ощутимого роста, чтобы выйти за пределы того, что раньше считалось невозможным. Эта техника оказалась чрезвычайно полезной в более сложных случаях.

«Если мы как практикующие сможем отбросить страх и сомнения достаточно надолго, чтобы открыть дверь к возможностям, мы сможем начать изучать стратегии того, как йога может облегчить многие симптомы и развеять наши опасения».

Например, один ученик с болезнью Паркинсона часто становится физически неподвижным (брадикинезия) при столкновении с новыми или незнакомыми ситуациями и никогда не думал, что сможет балансировать на одной ноге. Благодаря освоению практики и минимальному использованию реквизита, теперь он регулярно практикует Вирабхадрасану III, чтобы помочь развить большую стабильность, улучшить свой шаг и встретить неизвестное с вновь обретенной уверенностью.

У меня также есть ученица с рассеянным склерозом, которая впала в депрессию и стала изолированной после потери подвижности и силы в обеих ногах. Благодаря последовательной практике Уткатасаны с опорой на кухонную стойку, за которую можно держаться впереди, и сиденьем сзади, чтобы она могла сесть, если устанет, она вновь обрела силу, способность и уверенность, чтобы вставать и опускаться с пола. Изучение выполнения скручиваний на стуле или  Бхарадваджасаны сидя помогло некоторым ученикам восстановить артикуляцию и свободу движений, чтобы выполнить простую человеческую функцию похода в ванную без посторонней помощи, что во многих отношениях гораздо практичнее и полезнее, чем возможность выполнить Натараджасану. (Хотя возможность выполнять Натараджасану — это довольно круто!)

Сообщество и вовлеченность

Совместное участие в борьбе и победах друг друга также помогает сформировать у учеников чувство общности и вовлеченности и рассеивает чувство изоляции и депрессии. Студент с РС из Москвы, который продолжил практику после недавнего семинара, сообщил: «Во время занятий мы наполняемся теплом души каждого из нас — лучшим антидепрессантом».

Мне повезло, что я продолжаю преподавать во многих местах по всему миру. Несмотря на то, что мы очень похожи, как люди, в каждом месте есть свой набор переменных. Подход, необходимый для занятий со студентами в Париже на этой неделе, может радикально отличаться от того, который будет в Бразилии на следующей неделе. То, что работает сегодня, может не сработать в следующий раз.

Чтобы быть действительно полезным, мне нужно видеть, понимать каждого ученика лично и «продолжать учиться», как часто советовал Гуруджи. Смирение, гибкость и находчивость необходимы при общении со всеми учащимися, особенно с теми, у кого есть такие непредсказуемые состояния, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и другие хронические заболевания. Как учитель, я должен уметь думать на ходу, быть готовым и желать изменить подход в любой момент. По мере накопления опыта и знаний, формируется фундамент, которые помогает формировать более эффективные решения. Единственное, что остается неизменным на протяжении всего процесса, — это человеческое сострадание.

По мере того, как мы прогрессируем в быстро меняющемся мире, развивающихся технологиях, онлайн-обучении, социальных сетях и увеличивающемся искусственном интеллекте, мне напоминают, что, чтобы выжить в нашей ускоренной эволюции, я должен продолжать изучение, адаптацию, уточнение, переосмысление, переделку и оттачивание моего понимания учения Гуруджи. От Лос-Анджелеса до Лондона, от Сиднея до Сан-Паулу я был свидетелем того, как многие ученики, как и я, преодолевали страх перед неопределенным будущим и принимали личную трагедию. Воспоминания об утонченном человеческом прикосновении учителя часто являются воротами к более глубокому исследованию, трансформации сознания и, возможно, окончательной эволюции тела и ума в направлении кайвальи (kaivalya). В нашем все более цифровом мире человеческое прикосновение  это то, что невозможно «загрузить».

В нашем все более цифровом мире человеческое прикосновение  это то, что невозможно «загрузить».

Перевел гугл, а отредактировал Николай Володарский.
Источник:
Garth McClean Article: Exploration, Transformation. Evolution. — Iyengar Yoga UK