Ох как же я люблю читать хвалебные отзывы о лучшей в мире советской школе. И учили там прекрасно, и педагоги там были самые лучшие, и кормили только отборной едой с колхозов.
Хочется рассмеяться, ей богу.
Математика и физика с химией – согласна, в Союзе их преподавали замечательно.
Но с гуманитарными дисциплинами творилась истинная нелепость. Идеология там сквозила изо всех щелей. Русская литература особенно подверглась этому влиянию, мне было больно наблюдать, как у детей отбивают охоту читать произведения 19 века по причине их однобокой трактовки. И навязчивости, поскольку читать русскую классику с желанием и радостью в наших классах могли единицы.
По конкретике – «Войну и мир» с живым интересом читали те мои сверстники, которые увлекались всемирной историей и это был их один из любимых предметов.
В целом система советской школы страдала чрезмерной энциклопедичностью. В любого ученика, независимо от его наклонностей и способностей старались впихнуть огромное количество знаний по многим отраслям науки. Буквально впихнуть, другого слова я так подобрать не могу.
Считаете это благом? Только откуда у нас столько людей с травмированной психикой, заряжавших воду в 90-е годы? Среди моих знакомых их было не так много. Я знала только одного чудика, которые купился на обещания какого-то шарлатана. Фамилию уже не помню.
Но меня терзают смутные сомнения, что советский подход к образованию был идеальным. При воспоминании о нашей школе учебный процесс отходит примерно на четвертый или пятый план. На первом там трудовые будни в пользу школы. В первую очередь поднимание стульев, дежурство на переменах и полноценная уборка класса, из-за ошибок в которой нас могли отчитать похлеще, чем за ругательство в адрес кукурузных подвигов Хрущева.
Деревянные стулья с металлическими ручками было поднять сродни подвигу, и этим должны были заниматься не только мальчики. Мозолей на руках я себе набила знатно, когда водружала эти стулья на парту.
Мальчики помогали, но у них вагон других обязанностей был – помыть окна, потаскать вёдра ипрочий труд во благо социалистического общества, который был благодарно оценён их потомками в 90-е годы.
Я помню эти конспектирования политтрудов и классные часы, на которых родителям говорили, какую поделку сделать и что они обязаны выполнить во благо школы.
За пределами школьного фасада тоже хватало полезных дел, которые однозначно помогали школьникам стать отличниками.
Субботники и походы на картошку отложились в памяти надолго. Поиски макулатуры и металлолома замечательно развивали познания в географии родного края.
Пожалуй, один плюс я все-таки могу выделить. Тогда не существовало такого большого количества программ, как сейчас. Если посмотреть, как и чему учат в школах сейчас в России, то окажется, что в каждой есть своя программа, отличная даже от соседней школы. Про гимназии, спецшколы, которых развелось немерено, даже можно и не упоминать. При СССР их практически не существовало.
Ещё мне нравилось, что учитель был тогда уважаемым человеком. На него не имели права накричать, обзываться, а сейчас эту важнейшую профессию превратили в невесть что.
Но и тогда не всё так гладко: много лицемерия существовало и в те времена, на всяких пионерских собраниях говорили о товариществе, а на деле ненавидели друг друга. Многое делалось для галочки.
Про учителей вскоре расскажу отдельно, подписывайтесь. Именно Учителя с большой буквы спасали от мысли, что в школу ты ходишь ради стульев и агитационных собраний. Мне очень жаль, что этих педагогов в советских образовательных заведениях работало меньшинство.
Напоследок завершу воспоминанием одной моей подруги, с которой мы не разлей вода более 30 лет:
Ещё такое было. Учитель химии Алла Ивановна. Она постоянно орала не своим голосом, называла всех дураками и деб… И наш класс устроил протест. Все вышли из класса по очереди называния уродами. Нас построили и директор устроил нам выволочку. Но правда открылась. Далее, хоть и с тройками, но без "дураков и деб…в" доучились.
И это я многие вещи не упоминаю, сглаживаю углы. Были вещи и неприятнее. Но из той школы я бы хотела вернуть только уважительное отношение к учителям и педагогике в целом.