Найти тему
Интересные тесты

Виниловые пластинки: исторический экскурс к истокам

История грампластинки

Мы все их называли просто — пластинки или винил. И воспринимали это как данность, ведь никто даже и не задумывался, как непрост был путь создания такой простой на первый взгляд вещи. Поставил пластиковый диск на проигрыватель (вертушку), опустил иглу, и вот полон дом увлекательной музыки.

Image by chevanon on Freepik
Image by chevanon on Freepik

Но в новое время придумали CD-диски, вот они и начали быстро вытеснять винил, а за пару лет и вовсе о нем забыли. Но ненадолго. Ведь музыка эта была и остается самой качественной в сравнении с современными цифровыми носителями. Так что и сейчас проигрыватели грампластинок усовершенствуют, а любители используют их разных качествах. Плохо только то, что качество воспроизводимых треков может оставаться при строгом условии — сохранении физических свойств материала пластинки. Малейшее повреждение, и она уходит в негодность. Это был бич меломанов того времени: шумы, трески, перескакивания с дорожки на дорожку и прочее. С компакт-дисками в этом отношении стало проще. А сейчас их заменили флешки. Да и музыки на флеш-накопитель влезет уйма — порядка несколько сот таких пластинок, «втиснутых» в коробочку размером с палец. Вот до чего дошла техника, а вернее ее изобретали. Интересно посмотреть, с чего всё начиналось.

Исторический экскурс

Кому впервые пришла в голову идея сохранить звук механическим способом, и чтобы его можно было прослушать после, история умалчивает. Это было дело рук не одного человека, а последовательность событий. Теперь мы знаем, что первую звукозапись удалось сделать в 1860 году. Она сохранилась в парижском архиве. Это была французская народная песня, а точнее ее отрывок продолжительностью 10 секунд, которую записал Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль на изобретенное им устройство, которое он назвал «фоноавтограф». Тот носитель звука далеко не был похож даже на первую граммофонную пластинку; это был закопченный бумажный лист, на котором фоноавтографом процарапывались канавки — звуковые дорожки. Внешне фоноавтограф похож на первый патефон с трубой, только без крутящейся пластинки.

Image by rawpixel.com on Freepik
Image by rawpixel.com on Freepik

Но далее появилась даже не пластинка, а барабан. Француз Шарль Кро в 1877 г. разобрался в принципах записи звука на цилиндрический валик и его дальнейшего воспроизведения. Он сделал научное обоснование. Вскоре, в том же году, американец Томас Эдисон сконструировал первый фонограф и запатентовал свое изобретение. Несколько десятков лет это был единственный в мире прибор, который извлекал записанный звук. В основном люди слушали таким образом музыку. Запись делали на оловянную фольгу или бумажную ленту с нанесенным слоем воска. Звук записывал и извлекал резец (игла). Это звукосниматель в первой интерпретации, который также связывался с мембраной.

Первые иглы были бамбуковые. На поверхности фольги ими вычерчивали винтовые канавки с переменной глубиной. Бумажные ленты с воском не получили признания и распространения. На фольге качество звука было несравненно лучше, а записи можно было еще и копировать.

Первый граммофонный диск

Записывать звук на дисковый носитель впервые предложил Эмиль Берлинер — инженер из США, немец по происхождению. Он изобрел граммофон, а еще и первый микрофон. Идея появилась в процессе экспериментов с прибором Шарля Кро. Вместо валика он приспособил цинковую пластину в виде диска. По сути, это была металлическая матрица для тиражирования копий. Граммофонные пластинки прессовали именно с нее. С одной матрицы получалось порядка 500 штук. Это было немало, а себестоимость обходилась недорого. Потому и цена одного диска была вполне доступной для широких масс.

У Эдисона был фонограф, а Берлинер звук записывал уже на рекордер. В этом было отличие двух параллельных движений в этой области. На одном устройстве звук записывался, а воспроизводился на другом — граммофоне. Патент на него был выдан в 1887 году. Далее пошли усовершенствования. Берлинер нашел способ записи звука в канавке с постоянной глубиной. Качество значительно улучшилось, а время годности пластинок увеличилось. Но звук все же оставался механическим.

Электрический звук

Механические звуковые колебания стало возможным преобразовать в электрические только в первые годы XX века. Мембрану заменили микрофоном, который и осуществлял эти преобразования. Звук усиливали электронные усилители. Так появился первый звукосниматель.

Поначалу недостатков было чрезмерно много. Конструкторы усердно работали по всем направлениям:

  • искали способы увеличить малую амплитуду колебаний, чтобы усилить звук;
  • старались делать глубину царапин линейно пропорциональной давлению иглы, чтобы избавиться от искажений на повышенной громкости;
  • экспериментировали с материалами игл, пластин и прочих элементов;
  • применяли разные способы гравирования.

Берлинеру пришла в голову идея продавливать канавки в пластине не в глубину, а вдоль поверхности. Он понял, чтобы это сделать проще, нужен материал прочный и в то же время легко царапающийся. Лучше, чем что-либо еще, стал металлический тонкий диск со слоем копоти. Что и предложил в свое время Леон Скотт. Только Берлинер это дело усовершенствовал — колебания на иглу стали передаваться движущимся в плоскости диском, а не цилиндрическим валом. К тому же создавать копии с вала было довольно сложно. Слой копоти на пластине легко процарапывался иглой, но и в то же время был относительно устойчив к истиранию при касании руками. Копии стали делать из более износостойких материалов, их стало больше. Качество воспроизведения не было зависимым от эластичности диафрагмы в отличие от других устройств.

Берлинер сделал записывающие диски прозрачными, а копоть заменил полужидкими чернилами. Бороздки стали более отчетливыми. Такое новшество не только положительно сказывалось на качестве звукозаписи, но и позволяло тиражировать копии способом фото-гравирования. Производство грампластинок стало серийным.

Image by wirestock on Freepik
Image by wirestock on Freepik

Революция в звукозаписи

Первые граммофонные пластинки называли 7-дюймовыми. Это стандарт 1890-х годов. На них была большая ширина дорожек, и такая же большая частота вращения. Длительность звучания одной стороны не превышала двух минут. Сначала пластинки были односторонними, а с 1903 года они стали двусторонними. Это заслуга компании «Одеон». Разработчики также позаботились о продлении проигрывания. Второй стандарт был уже 12 дюймов. Время воспроизведения одной пластинки увеличилось до 5 минут. По большей части музыкальные композиции состояли из произведений классиков.

Image By vecstock
Image By vecstock

Третий стандарт 1940 года — 10 дюймов. Диски из шеллака. В сравнении с прежними 12-дюймовыми, у этих пластинок канавки были уже другого плана, а соответственно и ширина звуковых дорожек уже. Таким образом носители звука стали компактнее, а время звуковоспроизведения дольше. Частота вращения оставалась прежней — 78 оборотов в минуту. Канавки были в виде витков спирали Архимеда в правую сторону, диск вращался по часовой стрелке.

Четвертый стандарт. Это 185-миллиметровые долгоиграющие пластинки (7"). В СССР в 60-х годах Апрелевский завод грампластинок сделал этот формат своим стандартом. На самом деле форматов тогда существовало три — 7; 10 и 12 дюймов. Соответственно — «миньон», «гранд» и «гигант». Пластинки стали делать из поливинилхлорида. Это уже известный всем «винил» — материал долговечный, но требовал довольно бережного отношения.

Интересно! Запись делали с двух сторон, но другой стороной часто пренебрегали по причине порчи качества звука из-за частого поворачивания пластинок. А игла требовала замены после проигрывания каждой стороны. Поэтому в целях продления жизни любимых музыкальных произведений их на второй стороне просто дублировали.

Image by Freepik
Image by Freepik

Звукосниматели с железными иглами были тяжелыми — около 100 граммов. Вот тут произошла революция в звуковоспроизведении. Она заключается в применении новых материалов для игл и расширении звукового диапазона до пределов от 50 до 10 тыс. Герц. Иглы стали делать даже алмазными. Качество вышло на новый уровень.

Но в 60-х годах проблема оставалась с продолжительностью воспроизведения. Слово «долгоиграющая» было условным, относительным. Концерт одного исполнителя невозможно было вместить на одной пластинке. Такие концерты продавали на нескольких виниловых дисках в комплекте в общих коробках, обычно в картонных, но иногда и в кожаных. Эти комплекты назывались «альбомы» — record albums.

Image by Freepik
Image by Freepik

Самыми известными производителями виниловых грампластинок были: американская фирма грамзаписи Columbia и советский производитель пластинок — Апрелевский завод в Московской области. К слову, его основал немецкий промышленник Готлиб Генрих Карл Молль. В 20-е годы прошлого столетия известна была Фабрика граммофонных пластинок Готлиба Моля. Апрелевский завод грампластинок стал главным производителем в СССР. В 1961 году здесь впервые стали выпускать стереофонические пластинки.

В одночасье производителей было много, а следовательно, возникла и конкуренция. С целью конкурентоспособности изобретатели искали способы в плане материалов и качества. В результате американцы создали новый материал для грампластинок — винилат. Теперь стало возможным расширить диапазон частот в пределах 48 Гц – 16 кГц, снизить шумы, улучшить тембр, повысить динамический диапазон до 58 дБ. Качество аналогового звука стало непревзойденным.

Дань уважения

В 2007 году винил возродился. В тот год был учрежден праздник — День музыкального магазина. Множество торговых точек продажи пластинок организовывают концерты, предлагают ценителям классики эксклюзивные музыкальные альбомы. Интерес к «виниловой культуре» и сейчас набирает обороты.

Image by macrovector on Freepik
Image by macrovector on Freepik

Виниловые грампластинки в мире промышленно выпускались до средины 90-х. В последующие годы их продолжали производить частные предприятия в заказном порядке для определенных целей. Сегодня же рост популярности виниловых дисков объясняется распространением стриминговых каналов в интернете. Меломаны истосковались по былым ощущениям от прослушивания качественной музыки, от тактильного формата винила. А еще на пластинках привлекательны искажения, что придает музыкальным композициям живости; легкое фоновое шуршание винила создает особую атмосферу у слушателей, что не свойственно цифровым релизам. Аналоговое звучание не идет в сравнение ни с какими другими форматами, и его очень ценят современные меломаны.