Получается, что Людвиг ван Бетховен сочинил всего один концерт для скрипки с оркестром. Но зато какой! Песня! В самом лучшем смысле этого слова.
Вот содержание этой пластинки:
***
Единственный скрипичный концерт Бетховена был создан в пору наивысшего подъема и расцвета творческих сил композитора — в 1806 году, непосредственно вслед за «Героической симфонией» и в один год с сонатой «Appassionata», Четвертым фортепианным концертом и Четвертой симфонией.
Скрипичный концерт посвящен другу Бетховена скрипачу Францу Клементу, который и исполнил это произведение впервые в Вене 23 декабря 1806 года.
Концерт поражает богатством и разнообразием музыкальных образов, драматизмом и мастерством их развития. В музыке удивительно гармонично сочетаются широкая мелодическая распевность, эпический размах и захватывающая динамичность, виртуозность и блеск изложения.
Бетховен неизмеримо углубил и расширил традиционное содержание концертного жанра, приблизив его к симфонии.
Первая часть Концерта для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 — Allegro ma non troppo — преимущественно лирико-эпического склада, открывается
развернутым оркестровым вступлением, где излагаются все основные темы части. В первом же такте возникает суровый и тревожный мотив литавр, который служит контрастом к остальным, глубоко эмоциональным темам. Этот мотив сопутствует главной теме, спокойной и плавной возникающей у деревянных духовых инструментов; тот же мотив, но уже порученный скрипкам, вклинивается и в мечтательную лирическую побочную партию. Певучая, как бы парящая заключительная тема, близкая по характеру к побочной, замыкает начальный оркестровый раздел первой части и непосредственно подводит к вступлению солирующей скрипки.
Солист повторяет полностью всю экспозицию. Но теперь темы получают широкое развитие. В разработке контраст между тревожным мотивом и эмоциональными напевными темами усиливается. У солиста звучит новая эпизодическая тема, исполненная глубокого лиризма. Она развивается на фоне упорно и настойчиво повторяющегося начального мотива, который проходит у валторн, фаготов и, наконец, труб и литавр. Дальнейшее изложение приводит к репризе. Блестящая виртуозная каденция солиста основана на лирических темах. Лирический характер музыки сохраняется и в заключительном эпизоде первой части.
Вторая часть — Larghetto — выдержана в духе лирико-драматической сцены. Струнные излагают спокойную певучую тему, которая повторяется в нескольких вариациях. Солирующая скрипка оплетает основную тему тончайшим кружевом нежных, мелодически насыщенных пассажей. Солист дважды прерывает вариации исполнением нового тематического эпизода, усиливающего задумчиво-мечтательный колорит всей части.
Финал — Rondo — написан в порывистом танцевальном характере. Задорная, волевая и энергичная тема вначале провозглашается солистом, а затем весело подхватывается радостным, ликующим хором всех голосов оркестра. Освежающим контрастом звучит неожиданно возникающая в партии солиста новая обаятельная тема, подобная протяжной лирической песне. После нее танцевальное игровое движение вспыхивает с новой силой. Концерт заканчивается на затихающем, как бы удаляющемся звучании главной темы.
***
Валерий Климов родился в 1931 году в Киеве. Заниматься музыкой начал в Одесской школе, в классе известного педагога профессора Петра Соломоновича Столярского. Позже учился в Киевской консерватории, а затем — в Московской, которую окончил в 1956 году по классу профессора Ойстраха. Под его же руководством совершенствовался в аспирантуре.
Уже начало артистической деятельности принесло артисту ряд крупных творческих успехов. На международных конкурсах Ill Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1951 г.) и им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1955 г.) Валерий Климов был удостоен звания лауреата. В 1956 году ему была присуждена I премия на Международном конкурсе скрипачей им. Славика и Ондржичека в Праге, а в 1958 году — I премия и золотая медаль на I Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Имя заслуженного артиста РСФСР Валерия Климова известно ныне во многих странах мира. Он успешно гастролировал в США, Канаде, Австралии, Италии,
Японии, Финляндии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, ГДР и других странах.
* * *
Карло Цекки, известный итальянский дирижер и пианист, родился в 1903 году в Риме. Ученик Ф. Баярди, Ф. Бузони и A. Шнабеля, он начал свою карьеру в 20-е годы как пианист и завоевал всемирную славу. В 1938 году Цекки прекратил концертные выступления и появился на эстраде лишь в 1941 году уже в качестве дирижера (занимался у Г. Мюнха и А. Гуарнери). Он гастролировал во многих странах мира, в том числе в СССР. Наибольшим успехом cопровождалось его исполнение итальянской музыки (от старинной до современной), произведений венских классиков. В последние годы Цекки отчасти возобновил выступления и как пианист, главным образом в различных камерных ансамблях.
***