Единственный вымышленный персонаж, в день смерти которого «Нью-Йорк Таймс» расщедрилась на некролог: «6 августа 1975 г. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
Его не стало всего за полгода до смерти литературной «мамы», правда, Агата Кристи планировала избавиться от надоевшего персонажа гораздо раньше. Ей смертельно надоел напыщенный бельгиец, но долг перед читателями останавливал. В отличие от автора, публика Пуаро очень любила.
А вот Агата Кристи даже не скрывала, что Эркюль ей вовсе несимпатичен. Как-то она назвала его «невыносимым». Постепенно гнев писательницы все нарастал, и ряд нелицеприятных эпитетов в адрес Пуаро расширялся: «мерзкий, напыщенный, утомительный, эгоцентричный, малоподвижный маленький лицемер», — безжалостно высказывалась литературная «мама» сыщика.
Свое раздражение она периодически выражала и устами персонажей. Только ленивый не потешался над Пуаро, его акцентом, усами и детективным методом. А инспектор Джепп, который, в очередной раз сев в лужу, бежал к Пуаро за советом, только и делал, что подтрунивал над сыщиком и его верным Гастингсом. Пуаро с достоинством пропускал любые нападки мимо ушей, щедро позволяя ехидному инспектору пожинать свои лавры.
Но, как любая мама, Агата Кристи, признавая все недостатки своего чада, болезненно реагировала на попытки окружающих высмеять их. Долгое время любые экранизации Пуаро оставались, по мнению писательницы, весьма слабыми и неудовлетворительными. Она с огорчением говорила о неадекватном прочтении персонажа. Режиссеры и исполнители вновь и вновь цеплялись за комичные черты в облике и характере Пуаро, изображая его скорее клоуном, нежели детективом.
Все изменилось, когда на главную роль был приглашен Дэвид Суше. Агаты Кристи к тому моменту не было в живых, потому она, увы, не смогла насладиться ответственным подходом актера к работе и полученным результатом.
Дэвид Суше прочел все книги о Пуаро, помечая в блокноте тончайшие нюансы: сколько ложек сахара сыщик кладет в чай, а сколько в кофе, как говорит, ходит, что предпочитает на завтрак. К началу съемок Дэвид Суше насобирал 93 пункта, которые уточняли внешность и манеры героя. И каждому их них он тщательно следовал. Суше немало ругался с режиссерами и сценаристами, настаивая на соблюдении каждого отдельного нюанса. Ему казалось, что придирчивые читатели, заметив неточность, потеряют веру в персонажа.
Когда позже у Суше спрашивали, не тяготил ли его авторитет актеров, игравших Пуаро до него, он ответил: «Я готовлюсь к этой роли точно так же, как и ко всем другим, которые играю в Королевском шекспировском театре. Просто открываю литературный источник и считываю свою роль оттуда, а не опираюсь на то, как делал это кто-то другой до меня».
Забавно, но после его гениальной интерпретации любые попытки «замахнуться» на Пуаро выглядят мальчишеской дерзостью. Другие актеры в образе кажутся то недостаточно обаятельными, то недостаточно ироничными, то недостаточно эксцентричными, то попросту неумными. Наряду с напыщенностью и самодовольством, Суше подарил своему герою невообразимый шарм и удивительную органичность, которая сделала их практически неразделимыми. Можно сказать, что если с «материнской» любовью у сыщика не сложилось, то «папа» у него оказался замечательным.
Например, в свое время артист выписал 24 цитаты, касающиеся усов Пуаро. Когда пришло время впервые гримироваться для роли, ему предложили 40 вариантов усов на выбор, и Суше уверенно выбрал один-единственный. После фасон немного менялся, поскольку с возрастом лицо актера «плыло вниз», и форма усиков немного корректировалась. Но оставалась неизменно элегантной и очень графичной.
Так же трепетно Дэвид Суше разыскивал для своего героя антикварную трость с набалдашником в форме лебедя и старомодные часы с цепочкой. И никогда не забывал в кадре аккуратно расстелить на скамейке чистейший белый платок, прежде чем присесть.
«Пусть я и не столь придирчив, как Пуаро, например, никогда не требую, чтобы мне подали идеально симметричные яйца на завтрак, во многом я такой же педант», — со смехом отмечал артист.
Что ж, пусть Агата Кристи не смогла увидеть блистательное воплощение нелюбимого персонажа, его по достоинству оценили родственники писательницы. Они с неизменным восторгом отзывались и о сериале, и об исполнителе главной роли.
В финальном эпизоде 13-го сезона «Занавес» актер в последний раз примерил на себя роль Пуаро. Правда, не так «дословно», как это делал обычно. Яйцеголовый бельгиец прожил невероятно долгую жизнь. Как бы медленно ни старел Пуаро, Агата Кристи с ужасом отметила, что его возраст перевалил хорошо за сотню.
Она распрощалась со своим «отпрыском» красиво. Некролог в «Таймс» скорбно извещал: «Леди Агата сообщила, что последним ментальным усилием сыщик сумел спасти невиновного человека от грозившей ему опасности. Можно сказать о нем словами Шекспира, автора, которого Пуаро так часто и неточно цитировал: «Ничто в жизни не выразило его натуру так полно, как ее окончание».