Гибрид ныне — «санкционка». Доступный японский автомобиль с бензоэлектрической установкой, так полюбившийся благодаря неприхотливости и экономии топлива, не повезут даже через третьи страны. Невыгодно! Поэтому с нашим специалистом Александром Тюменевым едем смотреть, что осталось и в каком оно состоянии. Обязательно глянем предложение с «б/п по РФ». Особенно в свете последних разъяснений о том, кто и как должен оплачивать полную ставку утильсбора. Но сразу скажем — выяснить остаточную работоспособность электросоставляющих крайне трудно.
Стоимость всех автомобилей значительно выросла за последние полгода. Сказались и курсы валют, и применительно к гибридным «праворулькам» — как раз-таки запрет их экспорта из Японии в РФ. Тем не менее потенциальный покупатель, выбирая автомобиль с гибридным агрегатом, все еще может уложиться в указанную ценовую вилку. Другое дело, что среди подобных «японок» не все модели представлены на нашем рынке одинаково широко. Не всегда за одну и ту же сумму разные модели будут примерно идентичного возраста. И, само собой, стоимость и количество экземпляров в продаже отличаются по регионам.
Больше всего Приусов. За 0,8–1,2 миллиона предлагаются машины от 2003 до 2015 года выпуска. То есть в кузовах NHW20 и ZVW30. Хотя преимущественно вы обнаружите все же экземпляры, выпущенные в 2008–2012 годах. Автомобили старше и моложе — в меньшинстве.
Почти вдвое, чем Prius, меньше Honda Fit Shuttle. Но все равно это очень популярная модель. Наша условная сумма охватывает экземпляры всех годов производства. Разве что на момент подготовки материала в продаже обнаружился лишь один автомобиль — 2015 года.
Хэтчбеков Fit тоже много. И они, как в случае с Приусами, будут сразу двух поколений — второго и третьего. По годам выпуска — от 2010-го до 2016-го. Попадаются даже экземпляры на год–два моложе. Причем необязательно на Дальнем Востоке.
Неожиданно популярна такая необычная модель, как Honda Insight. Лифтбек размером с Corolla массово продается в пределах 2009–2012 годов. И штучно — 2013-го.
В пятерке лидеров «гибридной» популярности за эту стоимость и Toyota Aqua. Она начинает попадать туда с самого начала выпуска (2012 г.). Нижний возрастной предел — четыре года. Однако подобных хэтчбеков мало. А вот подобрать машину 2017 года вполне реально.
Далее начинается список моделей из разряда «надо поискать». Это, например, Toyota Corolla Fielder 2013–2015 годов. Теоретически попадаются универсалы 2016–2018-го. Но менее чем два десятка их разбросаны по городам Приморья и Сибири (машин старше — больше сотни). К слову, Fielder без пробега, по сравнению с другими гибридами, рекордно мало — на конец декабря всего четыре штуки. Потому что еще относительно молод, популярен и крупнее всех этих Fit да Aqua.
Мало и Nissan Note. В основном попадаются автомобили 2016–2018 годов. Гораздо меньше — 2019-го.
Примерно столько же в продаже Freed и Freed Spike (2012–2014 годов).
На удивление попадается Shuttle — 2015–2017 годов.
Toyota Vitz в виде гибрида (2017–2020 годов) встречается редко, а седан Corolla Axio (2013–2017 годов) намного менее популярен, нежели Fielder.
Нечастые гости Civic (2007–2010 гг.), седан Grace (2014–2015 гг., компактный City для внутреннего рынка) и «хэтч» CR-Z (2010–2012 гг.).
А также Toyota Probox/Succeed (2018–2020 гг.) и Sai (2010–2012 гг., 4,7-метровый седан на платформе Lexus HS).
Далее следуют «малыши». Например, Suzuki Solio (2015–2019 гг.), Swift и Ignis (2016–2018 гг.).
Или машинки еще меньше: кей-кары Suzuki Wagon R, Hustler, Spacia; Nissan DAYZ, Roox; Mitsubishi eK Wagon; Mazda Flair Wagon/Flair Crossover.
В конце концов, любители больших гибридов тоже могут кое-что для себя найти. Другое дело, что и Toyota Estima (2001–2008 гг.), и Nissan Serena (2012 г.) еще нужно умудриться обнаружить. С учетом единичного предложения и приличных пробегов это, мягко говоря, непростая задача.
Мы не станем ее решать. Сконцентрируемся на моделях популярных.
Toyota Aqua, 2014 год, 1,5 л, заявленный пробег 219 000 км, 950 000 рублей
Снаружи производит очень благоприятное впечатление. А судя по состоянию салона, не скажешь, что машина откатала более двухсот тысяч.
Те мелочи, которые обнаруживаются, не заслуживают внимания. По словам Александра, потертости на спице руля при меньших пробегах зачастую имеют куда большие масштабы.
Однако кузовные повреждения все-таки были. Красилось заднее левое крыло и обе правые двери в районе центральной стойки крыши. Кто-то их помял аккурат между дверными ручками.
При этом вмятина была такого размера, что практически не задетым оказался уплотнитель двери, который остался заводским. Кроме того, окрашивался еще порог.
1NZ-FXE буквально шепчет.
А как чувствует себя батарея? Александр по сканеру видит, что четвертая и пятая ячейки по сравнению с остальными имеют разницу в напряжении в 0,29 и 0,35 В. По его словам, через полгода можно будет сделать более сложную диагностику и при необходимости заменить элементы (о том, как проводить диагностику гибридов, читайте в конце статьи).
Honda Fit Shuttle, 2011 год, 1,3 л, заявленный пробег 120 000 км, 1 030 000 рублей
Салон здесь также в неплохом состоянии и вполне соответствует пробегу.
А то, что вызывает вопросы, опять же совсем не критично.
К тому же здесь богатая комплектация.
Этот Fit Shuttle ввозили в июле, поэтому он «прошел мимо» утильсбора. Сейчас уже на номерах и, считай, с местным пробегом. Хотя по-прежнему заявлен как «б/п по РФ». Аукционная оценка — четыре. И она подтверждается внешним осмотром и толщиномером.
Из того, что было в аукционном листе, находим лишь притертость в районе стыка заднего левого крыла и бампера. Была еще вмятинка на двери багажника. Но она заметна лишь по показаниям прибора.
Регулировать клапаны на этом LDA пока нет нужды.
А то, что глушитель «булькает», так это характерная особенность модели.
Что касается батареи, то разбег между элементами по напряжению в 0,1 В укладывается в допуски.
Так что если закрыть глаза на единственный кузовной недостаток, то эта Honda — хороший вариант для покупки.
Honda Freed, 2012 год, 1,5 л, заявленный пробег 178 000 км, 1 198 000 рублей
В этом компактвэне интерьер тоже пребывает в неплохой сохранности. Хотя руль уже перешит.
Привлекает богатая комплектация — приятная обивка сидений, монитор для задних пассажиров на потолке, электроприводы обеих задних дверей.
А вот по кузову этот Freed разочаровывает. Буквально на всех панелях имеются притертости и вмятины. В серьезные аварии он не попадал, силовая структура целая. Тем не менее за указанную сумму можно найти подобную Хонду без таких последствий эксплуатации.
Мотор работает нормально. Но по сумме факторов оценивать состояние электрической составляющей тут мы не станем. Подробности опять же ниже.
Honda Insight, 2012 год, 1,3 л, заявленный пробег 101 000 км, 1 128 000 рублей
Снова приятная комплектация.
И неплохое состояние салона. Хотя пробег в 100 000 км на более чем десятилетнем автомобиле — это как-то чересчур смело.
Тот же LDA здесь явно стучит форсунками. Впрочем, это не повод отказаться от приобретения.
С повестки эту дилемму снимает состояние кузова. Вся левая боковина пострадала в аварии. Заднюю дверь даже снимали.
Это и еще одно обстоятельство делает диагностику батареи практически бессмысленной.
Toyota Prius, 2009 год, 1,5 л, заявленный пробег 312 000 км, 875 000 рублей
Возраст и пробег здесь видны невооруженным глазом. С другой стороны, с учетом широкого применения Приусов в такси этот еще ничего.
По кузову все более или менее неплохо. Ну, задний бампер крашен, ну, крыло переднее правое снималось. Типичная бытовуха, ничего страшного.
Не пугает километражем и 1NZ. Правда, от выхлопа, если принюхаться, несет полусгоревшим бензином, что может указывать на удаленный катализатор. Но масло, по крайней мере в серьезных масштабах, мотор не расходует.
Заставляет удивиться и батарея. Максимальная разница в напряжении по ячейкам всего 0,14 В. Это говорит о том, что батарея прошла через комплексный ребилд с заменой всех элементов. Будучи заводской, она бы едва ли дотянула до подобного пробега. Тем более в таком достойном состоянии.
Honda Shuttle, 2015 год, 1,5 л, заявленный пробег 86 000 км, 970 000 рублей
Судя по объявлению, очень привлекательное предложение — наследник Fit Shuttle и за такую цену! К сожалению, салон в целом требует химчистки.
А где-то и перетяжки.
На кузове тоже есть видимые глазу повреждения.
Обе левые двери тут снимались, гниет кромка багажной «калитки».
Это потому, что Shuttle били в левый задний угол. А еще в левый передний, отчего пострадали лонжерон, «телевизор», чашка стойки.
Обе опоры стоек уже ржавеют. В данном случае это может быть последствием аварии. Однако очаги коррозии в этих местах типичны и для Fit Shuttle, и для Shuttle.
К «четверке» LEB, работающей здесь в составе системы i-DCD, претензий нет.
Как и к батарее, в которой между минимальными и максимальными значениями напряжения всего 0,01 В.
Увы, тот случай, когда ломаные «кости» перечеркивают «живое» состояние электрочасти.
Александр Тюменев:
— Идеальная диагностика батареи заключается в ее демонтаже, разборке на ячейки и установке каждой на нагрузочный стенд. Дело в том, что ячейки на тойотовской системе спаренные, и одна из них может быть уже вышедшей из строя, а вторая еще работоспособной. Определить это точно можно лишь на стенде. Когда элементам делают полный цикл зарядки/разрядки. В специализированных сервисах такая операция стоит около 8000 рублей. Но кто из продавцов даст делать подобное со своей машиной?
Сканером или в приложении для телефона смотрят напряжение у спаренных ячеек. В идеале оно должно быть одинаковым. Тем не менее допускается разница в 0,1–0,2 В. Если больше, то ячейка начала умирать. Обычно вследствие перегрева первыми теряют работоспособность те ячейки, что находятся в центре батареи — они хуже охлаждаются. И тянут за собой остальные.
Так вот компьютерная диагностика позволяет более-менее увидеть состояние батареи. Но тут важно соблюсти одно условие — ВВБ должна быть прогрета. Зимой это может быть 25 С°. Летом — до 35 С°. Смысла в диагностике, когда машина стояла на морозе и ее только что завели, немного. Можно разве что увидеть совсем умершие элементы. Оценка прогретой батареи куда более объективна. Однажды при выборе клиенту гибридного RAV4 в минус 25 С° на холостом ходу пришлось ждать более четырех часов, чтобы батарея набрала нужную температуру.
Именно поэтому мы не стали смотреть на сканере Insight и Freed. А помимо них — целый по кузовщине Fielder, который представители салона к тому же не смогли завести. Но даже если бы запустили, оценка его ВВБ, повторюсь, была бы некорректной.
Так что при покупке гибрида в холода нужно это учитывать. Просить продавца заранее хорошо прогреть автомобиль, если он не эксплуатируется. Либо закладывать на это время. Плашки в комбинации приборов — это вообще не показатель. Даже у «мертвой» ВВБ в определенных условиях (например, движение под горку) их может быть под максимум.
Ресурс батареи Toyota у этих моделей порядка 200 000–250 000 км. Но могут они выйти из строя и на 150, и на 100 тысячах. Прежде всего — из-за постоянного перегрева. Чтобы этого не происходило, нужно не забывать чистить сетку вентилятора охлаждения. На Prius второго поколения забор воздуха располагается на уровне плеч задних пассажиров. На более свежих моделях — в ногах. Поэтому тем более есть риск «законопатить» его вещами. Стоимость отдельных бэушных элементов в батарею — от 4000 до 7000 рублей.
По хондовским системам IMA и i-DCD нет такой статистики, как по Toyota. Но IMA, по сути, лишь помогающая система, и потому батарея там не особо нагружена.
Автомобили с i-DCD способны передвигаться на одной лишь электротяге. Но пока не вижу, чтобы их батареи массово требовали замены. Принципы же диагностики у них аналогичные тойотовской системе.
У i-DCD проблемное место другое — пакет сцеплений и выжимной подшипник. Первый стоит от 70 000–80 000 рублей. Второй восстанавливается (около 20 000). То и другое особенно быстро приговаривается в условиях городских пробок.
Двигатели Honda серии L вне зависимости от исполнения надежны и ресурсны. Надо лишь вовремя регулировать зазоры клапанов.
1NZ-FXE производства до 2012 года страдали «масложором» на сравнительно небольших пробегах. Выпущенным после этот недостаток устранили.
Пробег у всех приведенных выше гибридов корректируется без оставления следов в системе. Нужно оценивать по фактическому состоянию интерьера. Ржавеют все они по аркам и порогам. Хонды все-таки интенсивнее, чем Тойоты. Кроме того, у них коррозия захватывает еще и верхние чашки передних стоек.
По ценообразованию интересное наблюдение. За некоторое время до запрета экспорта гибридов в РФ в страну активно начали ввозить 20-ые Приусы. Уже старенькие, но еще в неплохом состоянии. По причине чего они стоили выше рынка. Так вот продавцы местных машин с пробегом быстро подтянули цену своих «корчей» до «беспробежного уровня».