Marsupilami (Англия)
Интересная и довольно своеобразная прогрессивная рок-группа Marsupilami образовалась в 1968 году в небольшом городке Тонтон, административном центре графства Сомерсет, Великобритания. Но до этого была рок-н-рольная группа Levitation, которая колесила по Европе с концертами, но после совместного концерта с группой Joe Cocker в Испании, главные действующие лица Levitation братья Hasson решили, что они занимаются не той музыкой и коллектив слаб для из дальнейших творческих замыслов. Таким образом Levitation были расформированы, и они начали поиски состава для нового коллектива. Таким образом после многочисленных прослушиваний во вновь образованный секстет вошли: уже упомянутые братья - клавишник Leary Hasson и вокалист, перкуссионист, и игрок на губной гармошке Fred Hasson, а также из местной блюзовой группы Justin’s Timepiece вошли в новый состав басист Richard Hicks и барабанщик, по совместительству перкуссионист Mike Fouracre, кроме этого из еще одной малоизвестной группы The Sabres в состав новоиспеченного коллектива влился гитарист и вокалист Dave Laverock. Чуть позже вакантное место в секстете заняла подруга Leary Hasson студентка, играющая на флейте, а также бэк-вокалистка Jessica Stanley-Clarke. Собрав столь интересный состав, они арендовали загородный дом, где проводили свои репетиции нарабатывая свой оригинальный музыкальный материал. Группа назвала себя Marsupilami в честь известного персонажа из бельгийских комиксов 1952 года, который представлял собой желтый с черными пятнами гибрид кошки и обезьяны.
Создав достаточное количество своего оригинального материала коллектив два года в течении 1968-1969 года выступала с гастрольными турами по Великобритании и всей Европе, так они открывали фестиваль на острове Уайт “Isle of Wight” 1969 года проходящий на концертных площадках Ford Farm, сыграли на первом гластонберийском фестивале современного исполнительского искусства в Glastonbury Fayre, выиграли региональный этап конкурса Melody Maker, а также выступали в качестве группы поддержки у знаменитых Deep Purple. Для того чтобы выпустить альбом группа переехала в Нидерланды, где они дополнительно к своему творчеству почерпнули местный музыкальный калорит, но при этом не прекратили свою концертную деятельность становясь все более известной, поэтому к ним обратились сразу два лейбла. В результате чего они отвергли предложение о сотрудничестве с MCA Records и заключили контракт с независимым лейблом Transatlantic Records (образован в 1961 году в Лондоне, Великобритания, известный по сотрудничеству с The Pentangle, Jody Grind, Stray, Jan Dukes de Grey и другими), а уже в этом же 1970 году Marsupilami выпустили одноименный альбом.
Треклист
1. Dorian Deep - 7:37
2. Born To Be Free - 5:45
3. And The Eagle Chased The Dove To Its Ruin - 6:40
4. Ab Initio Ad Finem (The Opera) - 10:51
5. Facilis Descencus Averni - 9:34
Состав группы
Mike Fouracre - percussion
Fred Hasson - vocals, harmonica, bongos
Leary Hasson - organ
Richard Hicks - bass
Dave Laverock - acoustic and bowed guitars, vocals
Jessica Stanley-Clarke - flute, vocals
Ну а позже этот шикарный релиз переиздавался не раз, в разные годы и на разных лейблах, как на виниле, так и на CD в Германии, Италии, Лихтенштейне, Великобритании, Японии. В результате в музыкальном отношении получился фантастический, достаточно мрачный и даже местами жутковатый прогрессивный рок с блюзовыми, психоделическими и джазовыми обертонами, который создан довольно сложным взаимодействием своеобразных тевтонских гитарных импровизаций Dave Laverock и тяжелых органных виртуозных пассажей Leary Hasson, которые прекрасно дополнялись звуками чарующей флейты Jessica Stanley-Clarke и ритмичной губной гармошки Fred Hasson. Ну и конечно звуковая палитра не была бы такой яркой без хорошей ритм-секции в лице барабанщика и перкуссиониста Mike Fouracre, а также басиста Richard Hicks. В этом альбоме все пять композиций тщательно структурированы и аранжированы с постоянными сменами ритма и настроения, в них нет пустых, неинтересных и хаотичных мелодий, причем всех музыкантов, работающих на разных инструментах довольно отчетливо слышно благодаря качественной записи и четкому разделению звуков. Во всем многообразии музыкальных жанров ощущается влияние совершенно разных групп, таких как East of Eden, King Crimson, The Strawbs, Jethro Tull, Gnidrolog причем ощущаются и небольшие голландские традиции, но с достаточно сложным музыкальным содержанием. Вокальные гармонии и сольные партии тоже интересные, причем исполняют их два мужских и один женский вокал. Все это создает своеобразную непринужденную обстановку, а дополнение спецэффектов в виде карканья ворон и интересные звуки музыкальных часов придает музыкальным произведениям еще большее разнообразие. Многие критики ставят этот шедевральный альбом в один ряд с другими более известными альбомами прогрессивного рока, но в связи с тем, что он был выпущен небольшим тиражом о релизе, да и группе в целом мало знали поклонники прогрессива, и только позже, когда начали появляться переиздания о нем заговорили как о очередном шедевре. Но на этом история группы не заканчивается, а наоборот в следующем 1971 году Marsupilami выпускают еще один шедевральный, концептуальный альбом “Arena” рассказывающий о жестокой культуре древнего Рима, а также тяжелой и опасной работе гладиатора.
Треклист
1. Prelude To the Arena - 5:23
2. Peace Of Rome - 7:01
3. The Arena - 12:55
4. Time Shadows - 11:16
5. Spring - 9:16
Состав группы
Mike Fouracre - drums, timpani, percussion
Fred Hasson - lead vocals, percussion, harmonica
Leary Hasson - piano, mellotron, tubular bells
Richard Hicks - bass
Dave Laverock - electric, acoustic, bowed guitars, percussion, vocals
Jessica Stanley-Clarke - flute, vocals
Приняли участие
Mandy Reidelbanch - tenor and alto sax, flute, percussion
Bob West - vocals
Peter Bardens – percussion
Релиз был выпущен на том же лейбле Transatlantic Records причем сразу в Великобритании и Нидерландах, а позже он также, как и дебютник переиздавался на разных лейблах в разные годы на виниле и CD, в Германии, Италии, Японии, Великобритании. Коллектив полностью сохранил состав, но к секстету для полного воплощения своих амбициозных планов в создании еще одного музыкального прогрессивного шедевра были приглашены дополнительные участники, такие как вокалист и автор текстов Bob West, немецкий саксофонист, фаготист, флейтист и перкуссионист Mandy Reidelbanch, а также на перкуссию известный кроме этого еще как клавишник и вокалист Peter Bardens (работал в группах The Cheynes 1963-1965, Them 1965, Peter B’s Looners 1966, The Shotgun Express 1966-1967, Village 1968-1969, Camel 1971-1978, Keats 1983-1984, Pete Bardens’ Mirage 1994-1997, а также вел плодотворную сольную деятельность, выпустив десять студийных альбомов и четыре сингла). Кроме этого Peter Bardens выступил в качестве продюсера, а звукоинженером этого издания был Robin Sylvester, который и сам был хорошим басистом, гитаристом, клавишником и аранжировщиком. В необычайно грандиозном дополненном составе получился такой же шикарный альбом, как и дебютник звучащий немного по-другому, ведь кроме добавившейся духовой секции приглашенного Mandy Reidelbanch, группа и сама усовершенствовала свое звучание добавив приобретенный меллотрон и электрическое фортепиано на которых клавишник Leary Hasson устраивал грандиозные импровизации, а также увеличились потрясающие сольные партии интересной перкуссии. Но все же главным инструментом, как и в первом альбоме является орган Хаммонд на котором Leary Hasson раскрывает весь свой талант. В музыкальном отношении это как в дебютнике такой же сложный прогрессивный рок, но с гораздо более сильным джазовым влиянием с постоянно меняющимися мотивами, звучащими иногда как в невероятно запутанном музыкальном лабиринте. Наверняка большой вклад внес менеджер Peter Bardens, который после выпуска этого релиза создал замечательную команду Camel с которой проработал целых семь лет с 1971 по 1978 годы. К сожалению, после таких двух великолепных альбомов Marsupilami распались. О судьбе музыкантов практически неизвестно, единственный кто добился еще успехов это клавишник Leary Hasson, который после распада Marsupilami поучаствовал в создании еще одного интересного прогрессивного коллектива CMU (известных еще как Contemporary Music Unit), с которыми выпустил два альбома космического прогрессивного рока “Open Spaces” 1971 года и “Space Cabaret” 1973 года.
Matching Mole (Англия).
Еще одна интересная прогрессивная группа Matching Mole была создана в октябре 1971 года в Кентербери, графство Кент, Великобритания мультиинструменталистом Robert Wyatt (родился 28 января 1945 года в Бристоле, Великобритания) играющим на барабанах, фортепиано, меллотроне, басе, а также обладающий прекрасными вокальными данными. Этот интересный музыкант решил создать свой новый коллектив уйдя из известной группы Soft Machine в которой он проработал с образования в 1966 году до 1971 года в один из пиковых периодов группы.
Кроме этого он еще до Soft Machine он участвовал в бит-группе The Wild Flowers с 1964 по 1966 годы в которой находилось россыпь талантливых исполнителей впоследствии ставшие знаменитыми в первую очередь в коллективах Caravan и Soft Machine. Так же Robert Wyatt поучаствовал в формировании и участии в группах The Amazing Band в 1970 году, Symbiosis 1970-1971 годах, Centipede 1971 году, The Keith Tippett Group 1971 году, WMWM 1973 году, WMWS, Millennium 1995 году, но кроме этого он вел очень плодотворную сольную деятельность выпустив с 1970 года тринадцать интересных сольных студийных и три концертных альбома, не считая множества синглов и EP.
В свой новоиспеченный коллектив Robert Wyatt пригласил не менее известных и уже опытных исполнителей, среди них универсальный клавишник David Sinclair (родился 24 ноября 1947 года в Херн-Бей, графство Кент, Великобритания) с которым они начинали свое творчество в The Wilde Flowers в 1964-1965 годах и который на тот момент с 1968 года находился в группе Caravan. Впоследствии он вернется в эту группу и будет работать в ней с 1976 по 1975 годы, а также 1980 по 2002 годы. А также кроме этого этот талантливый клавишник примет участие в шикарных прогрессивных коллективах Hatfield and the North c 1972 по 1973 годы и Camel в 1978 году, а также выпустил начиная с 1994 года восемь не очень примечательных сольника.
Третьим участником Matching Mole стал еще один известный музыкант гитарист Phil Miller (родился 22 января 1949 года в Барнет, остров Уайт, Великобритания) который до прихода уже играл в Carol Grimes and Delivery с 1969 по 1972 годы, а позже продолжит свое творчество в шикарных группах Hatfield and the North с 1972-1975 годы, National Health 1975-1980 годы, In Cahoots 1982-2017 годы, а также выпустил восемь сольных альбомов с 1982 года.
Еще одним четвертым участником квартета был басист Bill MacCormick (родился 15 апреля 1951 года в Лондоне, Великобритания) который поучаствует в группах Quiet Sun и 801 в которых главным действующим лицом был известный гитарист Phil Manzanera, а также принимал участие еще один знаменитый клавишник, гитарист и вокалист Brian Eno. Впоследствии Bill MacCormick принял участие с 1978 -1980 годы в Random Hold.
Кроме этого для улучшения концертной деятельности в группу был приглашен еще один клавишник Dave MacRae (родился 2 апреля 1940 года в Окленде, Новая Зеландия) который в отличии от других участников еще раньше засветился на сцене поучаствовав еще в конце 1950-х годов в The Bob Paris Combo, а позже поработает в группах Nucleus, Pacific Eardrum, Soft Machine. Таким образом в виде квинтета Matching Mole выступали с концертами и в итоге их пригласил для заключения контракта лейбл CBS Records (образован в 1962 году в Лос-Анджелесе, США), а в период с декабря 1971 по январь 1972 года в лондонской студии Nova Studios был записан одноименный альбом, который был выпущен 8 апреля 1972 года.
Треклист
1. O Caroline – 5:05
2. Instant Pussy – 3:01
3. Signed Curtain – 3:35
4. Part Of The Dance – 8:40
5. Instant Kitten – 4:58
6. Dedicated To Hugh, But You Weren’t Listening – 5:03
7. Beer As In Braindeer – 4:39
8. Immediate Curtain – 4:53
Состав группы
Robert Wyatt - drums, voice, mellotron, piano (03)
Phil Miller - guitar
Bill MacCormick - bass
David Sinclair - piano, organ
С участием
Dave MacRae - electric piano
Релиз был многократно переиздан в разные годы на виниле и CD на разных лейблах в Великобритании, Японии, Нидерландах, Франции, США. Большая часть музыкального материала было написано Robert Wyatt, но кроме этого поучаствовали в сочинении David Sinclair и Phil Miller. Менеджером этого издания был Sean Murphy известный уже по работе с Soft Machine, а звукоинженерами были Mike Fitzhenry, которому помогали Richard Dodd и Phillip Beckwith.
В музыкальном плане получился интересный кентерберийский прогрессивный рок с примесью психоделии и небольшой долей джаз-рока с расширенными, довольно сложными джемами, красочными сольными партиями, шикарным вокалом Robert Wyatt, с очень своеобразным кентерберийским юмором. Причем при всей сложности и многогранности альбома его музыкальный материал остается мелодичным, изящным и гармоничным. По сравнению с последними альбомами Soft Machine в которой участвовал Robert Wyatt этот релиз Matching Mole более музыкально организован, к тому же клавишник David Sinclair внес в него дух Caravan. Все музыканты внесли существенный вклад в создание этого замечательного винила, но после его выпуска David Sinclair покинул Matching Mole перейдя в другую интересную команду Hatfield and the North, а его место на полных правах занял клавишник Dave MacRae. А уже 27 октября 1972 года группа выпустила свой второй альбом “Matching Mole’s Little Red Record” на лейбле CBS Records в Великобритании и Columbia Records в США.
Треклист
1. Starting In The Middle Of The Day We Can Drink Our Politics Away – 2:31
2. Marchides – 8:25
3. Nan True’s Hole – 3:36
4. Righteous Rhumba – 2:50
5. Brandy As In Benji – 4:23
6. Gloria Gloom – 8:04
7. God Song – 2:59
8. Flora Fidgit – 3:27
9. Smoke Signal – 6:38
Состав группы
Robert Wyatt - drums, vocals
Bill MacCormick - bass
Dave MacRae - Fender Rhodes electric piano, piano, organ, synthesizer
Phil Miller - guitars
с участием
Brian Eno - synthesizer (06)
После релиз переиздавался на CD в разные годы на разных лейблах в Нидерландах, Великобритании, Японии. Винил состоит из девяти интересных треков, а в переиздании на CD в 2012 году добавлены еще семь треков причем первые три трека это концертная сессия BBC Radio One в Парижском театре, Лондон 27 июля 1972 года и еще четыре ранее не издававшиеся композиции, записанные в Лондоне в августе 1972 года. Продюсером издания выступил знаменитый британский гитарист, клавишник, сценарист и продюсер Robert Fripp, причем наибольшую известность он приобрел как основатель и постоянный участник King Crimson. Звукоинженером все так же как в дебютнике был Mike Fitzhenry, а его помощником Don Parker.
Для разнообразия музыкального материала были приглашены дополнительные исполнители: группа вокалистов для хоровых и сольных партий, а также в шестой композиции свое мастерство игры на синтезаторе показал знаменитый британский клавишник, гитарист и вокалист Brian Eno. В этом релизе Robert Wyatt уже не является главным действующим лицом в сочинении музыкального материала как в дебютнике, эту тяжелую ношу взяли на себя все участники коллектива поровну, кроме этого поучаствовал немного Brian Eno, а также Robert Fripp.
В результате такого совместного творчества и профессионализма музыкантов получилась довольно сложная музыка с авангардным прогрессивным роком, психоделией, джаз-роком с большим кентерберийским влиянием, где каждый музыкант показал все свои способности в свободной длительной импровизации и интересных музыкальных экспериментах. Единственное, что требуется от любого любителя прогрессивной музыки это многократные прослушивания этого произведения чтобы полностью прочувствовать его магию. Matching Mole в 1972 году много путешествовала с гастрольными турами выступая совместно с Soft Machine и John Mayall’s Bluesbreakers, и несмотря на не сильно большую популярность в Великобритании, в остальной части Европы их концертные программы пользовались большой популярностью. Но несмотря на это после очередного совместного тура с Soft Machine группа распалась.