Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 216. Две британские своеобразные прогрессивные группы со сложной музыкой: Marsupilami и Matching Mole.

группа Marsupilami
группа Marsupilami

Marsupilami (Англия)

Интересная и довольно своеобразная прогрессивная рок-группа Marsupilami образовалась в 1968 году в небольшом городке Тонтон, административном центре графства Сомерсет, Великобритания. Но до этого была рок-н-рольная группа Levitation, которая колесила по Европе с концертами, но после совместного концерта с группой Joe Cocker в Испании, главные действующие лица Levitation братья Hasson решили, что они занимаются не той музыкой и коллектив слаб для из дальнейших творческих замыслов. Таким образом Levitation были расформированы, и они начали поиски состава для нового коллектива. Таким образом после многочисленных прослушиваний во вновь образованный секстет вошли: уже упомянутые братья - клавишник Leary Hasson и вокалист, перкуссионист, и игрок на губной гармошке Fred Hasson, а также из местной блюзовой группы Justin’s Timepiece вошли в новый состав басист Richard Hicks и барабанщик, по совместительству перкуссионист Mike Fouracre, кроме этого из еще одной малоизвестной группы The Sabres в состав новоиспеченного коллектива влился гитарист и вокалист Dave Laverock. Чуть позже вакантное место в секстете заняла подруга Leary Hasson студентка, играющая на флейте, а также бэк-вокалистка Jessica Stanley-Clarke. Собрав столь интересный состав, они арендовали загородный дом, где проводили свои репетиции нарабатывая свой оригинальный музыкальный материал. Группа назвала себя Marsupilami в честь известного персонажа из бельгийских комиксов 1952 года, который представлял собой желтый с черными пятнами гибрид кошки и обезьяны.

группа Marsupilami
группа Marsupilami

Создав достаточное количество своего оригинального материала коллектив два года в течении 1968-1969 года выступала с гастрольными турами по Великобритании и всей Европе, так они открывали фестиваль на острове Уайт “Isle of Wight” 1969 года проходящий на концертных площадках Ford Farm, сыграли на первом гластонберийском фестивале современного исполнительского искусства в Glastonbury Fayre, выиграли региональный этап конкурса Melody Maker, а также выступали в качестве группы поддержки у знаменитых Deep Purple. Для того чтобы выпустить альбом группа переехала в Нидерланды, где они дополнительно к своему творчеству почерпнули местный музыкальный калорит, но при этом не прекратили свою концертную деятельность становясь все более известной, поэтому к ним обратились сразу два лейбла. В результате чего они отвергли предложение о сотрудничестве с MCA Records и заключили контракт с независимым лейблом Transatlantic Records (образован в 1961 году в Лондоне, Великобритания, известный по сотрудничеству с The Pentangle, Jody Grind, Stray, Jan Dukes de Grey и другими), а уже в этом же 1970 году Marsupilami выпустили одноименный альбом.

альбом "Marsupilami" 1970 год.
альбом "Marsupilami" 1970 год.
альбом "Marsupilami" 1970 год.
альбом "Marsupilami" 1970 год.
альбом "Marsupilami" 1970 год.
альбом "Marsupilami" 1970 год.

Треклист
1. Dorian Deep - 7:37
2. Born To Be Free - 5:45
3. And The Eagle Chased The Dove To Its Ruin - 6:40
4. Ab Initio Ad Finem (The Opera) - 10:51
5. Facilis Descencus Averni - 9:34

Состав группы
Mike Fouracre - percussion
Fred Hasson - vocals, harmonica, bongos
Leary Hasson - organ
Richard Hicks - bass
Dave Laverock - acoustic and bowed guitars, vocals
Jessica Stanley-Clarke - flute, vocals

Ну а позже этот шикарный релиз переиздавался не раз, в разные годы и на разных лейблах, как на виниле, так и на CD в Германии, Италии, Лихтенштейне, Великобритании, Японии. В результате в музыкальном отношении получился фантастический, достаточно мрачный и даже местами жутковатый прогрессивный рок с блюзовыми, психоделическими и джазовыми обертонами, который создан довольно сложным взаимодействием своеобразных тевтонских гитарных импровизаций Dave Laverock и тяжелых органных виртуозных пассажей Leary Hasson, которые прекрасно дополнялись звуками чарующей флейты Jessica Stanley-Clarke и ритмичной губной гармошки Fred Hasson. Ну и конечно звуковая палитра не была бы такой яркой без хорошей ритм-секции в лице барабанщика и перкуссиониста Mike Fouracre, а также басиста Richard Hicks. В этом альбоме все пять композиций тщательно структурированы и аранжированы с постоянными сменами ритма и настроения, в них нет пустых, неинтересных и хаотичных мелодий, причем всех музыкантов, работающих на разных инструментах довольно отчетливо слышно благодаря качественной записи и четкому разделению звуков. Во всем многообразии музыкальных жанров ощущается влияние совершенно разных групп, таких как East of Eden, King Crimson, The Strawbs, Jethro Tull, Gnidrolog причем ощущаются и небольшие голландские традиции, но с достаточно сложным музыкальным содержанием. Вокальные гармонии и сольные партии тоже интересные, причем исполняют их два мужских и один женский вокал. Все это создает своеобразную непринужденную обстановку, а дополнение спецэффектов в виде карканья ворон и интересные звуки музыкальных часов придает музыкальным произведениям еще большее разнообразие. Многие критики ставят этот шедевральный альбом в один ряд с другими более известными альбомами прогрессивного рока, но в связи с тем, что он был выпущен небольшим тиражом о релизе, да и группе в целом мало знали поклонники прогрессива, и только позже, когда начали появляться переиздания о нем заговорили как о очередном шедевре. Но на этом история группы не заканчивается, а наоборот в следующем 1971 году Marsupilami выпускают еще один шедевральный, концептуальный альбом “Arena” рассказывающий о жестокой культуре древнего Рима, а также тяжелой и опасной работе гладиатора.

альбом “Arena” 1971 год.
альбом “Arena” 1971 год.
альбом “Arena” 1971 год.
альбом “Arena” 1971 год.

Треклист
1. Prelude To the Arena - 5:23
2. Peace Of Rome - 7:01
3. The Arena - 12:55
4. Time Shadows - 11:16
5. Spring - 9:16

Состав группы
Mike Fouracre - drums, timpani, percussion
Fred Hasson - lead vocals, percussion, harmonica
Leary Hasson - piano, mellotron, tubular bells
Richard Hicks - bass
Dave Laverock - electric, acoustic, bowed guitars, percussion, vocals
Jessica Stanley-Clarke - flute, vocals
Приняли участие
Mandy Reidelbanch - tenor and alto sax, flute, percussion
Bob West - vocals
Peter Bardens – percussion

Релиз был выпущен на том же лейбле Transatlantic Records причем сразу в Великобритании и Нидерландах, а позже он также, как и дебютник переиздавался на разных лейблах в разные годы на виниле и CD, в Германии, Италии, Японии, Великобритании. Коллектив полностью сохранил состав, но к секстету для полного воплощения своих амбициозных планов в создании еще одного музыкального прогрессивного шедевра были приглашены дополнительные участники, такие как вокалист и автор текстов Bob West, немецкий саксофонист, фаготист, флейтист и перкуссионист Mandy Reidelbanch, а также на перкуссию известный кроме этого еще как клавишник и вокалист Peter Bardens (работал в группах The Cheynes 1963-1965, Them 1965, Peter B’s Looners 1966, The Shotgun Express 1966-1967, Village 1968-1969, Camel 1971-1978, Keats 1983-1984, Pete Bardens’ Mirage 1994-1997, а также вел плодотворную сольную деятельность, выпустив десять студийных альбомов и четыре сингла). Кроме этого Peter Bardens выступил в качестве продюсера, а звукоинженером этого издания был Robin Sylvester, который и сам был хорошим басистом, гитаристом, клавишником и аранжировщиком. В необычайно грандиозном дополненном составе получился такой же шикарный альбом, как и дебютник звучащий немного по-другому, ведь кроме добавившейся духовой секции приглашенного Mandy Reidelbanch, группа и сама усовершенствовала свое звучание добавив приобретенный меллотрон и электрическое фортепиано на которых клавишник Leary Hasson устраивал грандиозные импровизации, а также увеличились потрясающие сольные партии интересной перкуссии. Но все же главным инструментом, как и в первом альбоме является орган Хаммонд на котором Leary Hasson раскрывает весь свой талант. В музыкальном отношении это как в дебютнике такой же сложный прогрессивный рок, но с гораздо более сильным джазовым влиянием с постоянно меняющимися мотивами, звучащими иногда как в невероятно запутанном музыкальном лабиринте. Наверняка большой вклад внес менеджер Peter Bardens, который после выпуска этого релиза создал замечательную команду Camel с которой проработал целых семь лет с 1971 по 1978 годы. К сожалению, после таких двух великолепных альбомов Marsupilami распались. О судьбе музыкантов практически неизвестно, единственный кто добился еще успехов это клавишник Leary Hasson, который после распада Marsupilami поучаствовал в создании еще одного интересного прогрессивного коллектива CMU (известных еще как Contemporary Music Unit), с которыми выпустил два альбома космического прогрессивного рока “Open Spaces” 1971 года и “Space Cabaret” 1973 года.

Matching Mole (Англия).

группа Matching Mole
группа Matching Mole

Еще одна интересная прогрессивная группа Matching Mole была создана в октябре 1971 года в Кентербери, графство Кент, Великобритания мультиинструменталистом Robert Wyatt (родился 28 января 1945 года в Бристоле, Великобритания) играющим на барабанах, фортепиано, меллотроне, басе, а также обладающий прекрасными вокальными данными. Этот интересный музыкант решил создать свой новый коллектив уйдя из известной группы Soft Machine в которой он проработал с образования в 1966 году до 1971 года в один из пиковых периодов группы.

группа Matching Mole
группа Matching Mole

Кроме этого он еще до Soft Machine он участвовал в бит-группе The Wild Flowers с 1964 по 1966 годы в которой находилось россыпь талантливых исполнителей впоследствии ставшие знаменитыми в первую очередь в коллективах Caravan и Soft Machine. Так же Robert Wyatt поучаствовал в формировании и участии в группах The Amazing Band в 1970 году, Symbiosis 1970-1971 годах, Centipede 1971 году, The Keith Tippett Group 1971 году, WMWM 1973 году, WMWS, Millennium 1995 году, но кроме этого он вел очень плодотворную сольную деятельность выпустив с 1970 года тринадцать интересных сольных студийных и три концертных альбома, не считая множества синглов и EP.

Robert Wyatt за ударными
Robert Wyatt за ударными

В свой новоиспеченный коллектив Robert Wyatt пригласил не менее известных и уже опытных исполнителей, среди них универсальный клавишник David Sinclair (родился 24 ноября 1947 года в Херн-Бей, графство Кент, Великобритания) с которым они начинали свое творчество в The Wilde Flowers в 1964-1965 годах и который на тот момент с 1968 года находился в группе Caravan. Впоследствии он вернется в эту группу и будет работать в ней с 1976 по 1975 годы, а также 1980 по 2002 годы. А также кроме этого этот талантливый клавишник примет участие в шикарных прогрессивных коллективах Hatfield and the North c 1972 по 1973 годы и Camel в 1978 году, а также выпустил начиная с 1994 года восемь не очень примечательных сольника.

David Sinclair
David Sinclair

Третьим участником Matching Mole стал еще один известный музыкант гитарист Phil Miller (родился 22 января 1949 года в Барнет, остров Уайт, Великобритания) который до прихода уже играл в Carol Grimes and Delivery с 1969 по 1972 годы, а позже продолжит свое творчество в шикарных группах Hatfield and the North с 1972-1975 годы, National Health 1975-1980 годы, In Cahoots 1982-2017 годы, а также выпустил восемь сольных альбомов с 1982 года.

Phil Miller
Phil Miller

Еще одним четвертым участником квартета был басист Bill MacCormick (родился 15 апреля 1951 года в Лондоне, Великобритания) который поучаствует в группах Quiet Sun и 801 в которых главным действующим лицом был известный гитарист Phil Manzanera, а также принимал участие еще один знаменитый клавишник, гитарист и вокалист Brian Eno. Впоследствии Bill MacCormick принял участие с 1978 -1980 годы в Random Hold.

Bill MacCormick
Bill MacCormick

Кроме этого для улучшения концертной деятельности в группу был приглашен еще один клавишник Dave MacRae (родился 2 апреля 1940 года в Окленде, Новая Зеландия) который в отличии от других участников еще раньше засветился на сцене поучаствовав еще в конце 1950-х годов в The Bob Paris Combo, а позже поработает в группах Nucleus, Pacific Eardrum, Soft Machine. Таким образом в виде квинтета Matching Mole выступали с концертами и в итоге их пригласил для заключения контракта лейбл CBS Records (образован в 1962 году в Лос-Анджелесе, США), а в период с декабря 1971 по январь 1972 года в лондонской студии Nova Studios был записан одноименный альбом, который был выпущен 8 апреля 1972 года.

альбом "Matching Mole" 1972 год.
альбом "Matching Mole" 1972 год.
альбом "Matching Mole" 1972 год.
альбом "Matching Mole" 1972 год.
альбом "Matching Mole" 1972 год.
альбом "Matching Mole" 1972 год.

Треклист
1. O Caroline – 5:05
2. Instant Pussy – 3:01
3. Signed Curtain – 3:35
4. Part Of The Dance – 8:40
5. Instant Kitten – 4:58
6. Dedicated To Hugh, But You Weren’t Listening – 5:03
7. Beer As In Braindeer – 4:39
8. Immediate Curtain – 4:53

Состав группы
Robert Wyatt - drums, voice, mellotron, piano (03)
Phil Miller - guitar
Bill MacCormick - bass
David Sinclair - piano, organ

С участием
Dave MacRae - electric piano

Релиз был многократно переиздан в разные годы на виниле и CD на разных лейблах в Великобритании, Японии, Нидерландах, Франции, США. Большая часть музыкального материала было написано Robert Wyatt, но кроме этого поучаствовали в сочинении David Sinclair и Phil Miller. Менеджером этого издания был Sean Murphy известный уже по работе с Soft Machine, а звукоинженерами были Mike Fitzhenry, которому помогали Richard Dodd и Phillip Beckwith.

группа Matching Mole
группа Matching Mole

В музыкальном плане получился интересный кентерберийский прогрессивный рок с примесью психоделии и небольшой долей джаз-рока с расширенными, довольно сложными джемами, красочными сольными партиями, шикарным вокалом Robert Wyatt, с очень своеобразным кентерберийским юмором. Причем при всей сложности и многогранности альбома его музыкальный материал остается мелодичным, изящным и гармоничным. По сравнению с последними альбомами Soft Machine в которой участвовал Robert Wyatt этот релиз Matching Mole более музыкально организован, к тому же клавишник David Sinclair внес в него дух Caravan. Все музыканты внесли существенный вклад в создание этого замечательного винила, но после его выпуска David Sinclair покинул Matching Mole перейдя в другую интересную команду Hatfield and the North, а его место на полных правах занял клавишник Dave MacRae. А уже 27 октября 1972 года группа выпустила свой второй альбом “Matching Mole’s Little Red Record” на лейбле CBS Records в Великобритании и Columbia Records в США.

альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.
альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.
альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.
альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.
альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.
альбом “Matching Mole’s Little Red Record” 1972 год.

Треклист
1. Starting In The Middle Of The Day We Can Drink Our Politics Away – 2:31
2. Marchides – 8:25
3. Nan True’s Hole – 3:36
4. Righteous Rhumba – 2:50
5. Brandy As In Benji – 4:23
6. Gloria Gloom – 8:04
7. God Song – 2:59
8. Flora Fidgit – 3:27
9. Smoke Signal – 6:38

Состав группы
Robert Wyatt - drums, vocals
Bill MacCormick - bass
Dave MacRae - Fender Rhodes electric piano, piano, organ, synthesizer
Phil Miller - guitars
с участием
Brian Eno - synthesizer (06)

После релиз переиздавался на CD в разные годы на разных лейблах в Нидерландах, Великобритании, Японии. Винил состоит из девяти интересных треков, а в переиздании на CD в 2012 году добавлены еще семь треков причем первые три трека это концертная сессия BBC Radio One в Парижском театре, Лондон 27 июля 1972 года и еще четыре ранее не издававшиеся композиции, записанные в Лондоне в августе 1972 года. Продюсером издания выступил знаменитый британский гитарист, клавишник, сценарист и продюсер Robert Fripp, причем наибольшую известность он приобрел как основатель и постоянный участник King Crimson. Звукоинженером все так же как в дебютнике был Mike Fitzhenry, а его помощником Don Parker.

группа Matching Mole
группа Matching Mole

Для разнообразия музыкального материала были приглашены дополнительные исполнители: группа вокалистов для хоровых и сольных партий, а также в шестой композиции свое мастерство игры на синтезаторе показал знаменитый британский клавишник, гитарист и вокалист Brian Eno. В этом релизе Robert Wyatt уже не является главным действующим лицом в сочинении музыкального материала как в дебютнике, эту тяжелую ношу взяли на себя все участники коллектива поровну, кроме этого поучаствовал немного Brian Eno, а также Robert Fripp.

группа Matching Mole
группа Matching Mole

В результате такого совместного творчества и профессионализма музыкантов получилась довольно сложная музыка с авангардным прогрессивным роком, психоделией, джаз-роком с большим кентерберийским влиянием, где каждый музыкант показал все свои способности в свободной длительной импровизации и интересных музыкальных экспериментах. Единственное, что требуется от любого любителя прогрессивной музыки это многократные прослушивания этого произведения чтобы полностью прочувствовать его магию. Matching Mole в 1972 году много путешествовала с гастрольными турами выступая совместно с Soft Machine и John Mayall’s Bluesbreakers, и несмотря на не сильно большую популярность в Великобритании, в остальной части Европы их концертные программы пользовались большой популярностью. Но несмотря на это после очередного совместного тура с Soft Machine группа распалась.