Найти тему
Психология

Воздействие развода родителей на психическое состояние и благополучие ребенка.

Разрыв отношений - это тяжелое событие. Внутренние сомнения о том, стоит ли прекращать отношения или попытаться их сохранить, могут привести к эмоциональному истощению.

Развод - это кризис семьи, который характеризуется несогласованностью и нарушением равновесия внутри семейной системы. Он требует перестройки семьи как целостной системы. Развод не означает полного прекращения семейной жизни, если в семье есть дети. Важной функцией семьи остается воспитание детей. После развода, родители продолжают оставаться матерью и отцом для своих детей, несмотря на то, что больше не являются супругами.

Десятилетия назад считалось, что счастье ребенка напрямую зависит от того, живет ли он в полной семье, и если родители разводятся, то это негативно влияет на его психологическое состояние. Но насколько это верно? Мы попытаемся выяснить, действительно ли развод родителей оказывает отрицательное влияние на психологическое благополучие ребенка, или же развод не так страшен для ребенка и с ним можно справиться, не нанося ему серьезного морального вреда.

Мнение общества по этому вопросу разделилось: с одной стороны, каждый человек имеет право на свободу выбора и может решить разорвать неудачный брак, с другой стороны, есть осуждение за нанесение неисправимого вреда детям. Возникает вопрос, насколько этот вред действительно неисправим и можно ли найти компромисс в таких ситуациях развода.

Динамика развода:

Развод состоит из двух этапов. Первый этап - это процесс развода, а второй - это послеразводный период. Оба этапа сложны и важны по-своему, но именно во втором этапе происходит перестройка семейной системы и ее стабилизация. Послеразводный период состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои задачи, эмоциональные переживания И продолжительность.

Первый этап после развода - это период, который длится от одного года до двух лет и называется послеразводной фазой. В этой фазе все члены семьи переживают кризис после официального разрыва брака. Семья временно теряет способность функционировать нормально. Главной целью этой фазы является создание нового образа жизни и стиля в условиях неполной семьи.

Второй этап - это период изменений, который длится от двух до трех лет. В этом этапе происходит перестройка системы воспитания в семье, учитывая новые проблемы, связанные с ограниченным временем, проводимым отцом и ребенком вместе, а также увеличенной занятостью матери в связи с ее работой.

Третий этап - это заключительная стадия перестройки семьи, которая называется фазой стабилизации и длится примерно так же долго, как и предыдущая фаза. В этой фазе бывшие супруги устанавливают равные и эффективные партнерские отношения, что благоприятно влияет на воспитание детей.

-2

Как дети разных возрастов переживают ситуацию после развода:

Каждый ребенок уникален и по-своему особенен, поэтому каждый ребенок реагирует на развод родителей по-разному. Чтобы лучше понять, как развод влияет на ребенка, рассмотрим поведение детей в зависимости от их возраста, разделив их на три группы: младенческий, дошкольный и подростковый возраст.

1.Грудной возраст:

Возраст, когда ребенок еще кормится грудью и находится в тесной связи с матерью. В этот период ребенок очень чувствителен к эмоциональному состоянию матери и может реагировать на ее поведение. В зависимости от того, как мать ведет себя в этот период, ребенок может либо ощущать недостаток ее заботы и внимания, либо наоборот, получать излишнюю опеку.

2.Дети дошкольного возраста:

Дети в возрасте от 2,5 до 3,5 лет проявляли негативные эмоциональные и поведенческие реакции на развод родителей, такие как плач, нарушение сна, повышенная пугливость, снижение способностей к обучению, небрежность, привязанность к собственным вещам и игрушкам. Они испытывали трудности при расставании с матерью. Однако, если родители продолжали заботиться и обеспечивать физический уход за детьми, отрицательные симптомы улучшались. У самых уязвимых детей через год оставались признаки депрессии и задержки в развитии.

Дети в возрасте от 3,5 до 4,5 лет проявляли повышенную агрессивность и переживали чувство потери, испытывали тревогу. Они часто чувствовали вину за разрушение семьи, а некоторые страдали от постоянного самообвинения. Самые уязвимые дети испытывали резкое падение самооценки и погружались в депрессивные состояния.

У детей в возрасте от 5 до 6 лет происходит усиление агрессивного и тревожного поведения, они становятся более раздражительными и беспокойными. Дети этой возрастной группы понимают, как развод влияет на их жизнь. Они не испытывают серьезных задержек в развитии или проблем с самооценкой. Девочки старшего дошкольного возраста переживают развод родителей сильнее, чем мальчики: они скучают по отцу, мечтают о том, чтобы мать снова вышла замуж за него, и могут волноваться в его присутствии.

3.Дети подросткового возраста:

В подростковом возрасте дети, чьи родители развелись, чувствуют более сильную боль, так как в большинстве случаев они остаются под опекой матери. Они не получают достаточно воспитания от отца, что отражается на их поведении. У них нет примера мужского поведения, что в дальнейшем влияет на их самооценку, которая часто низкая. Они пытаются поднять свою самооценку за счет унижения слабого и зависимого, что является способом маскировки их несамостоятельности. Они не различают между мужским и псевдомужским поведением.

Отцов, которые покидают свои семьи, часто воспринимаются детьми как предатели. Дети из разведенных семей подвергаются моральному и психологическому давлению со стороны детей из счастливых и полных семей, что может привести к появлению у них чувства неуверенности, агрессивности и злости. Формирование личности ребенка усложняется, если он был свидетелем или участником всех конфликтов и скандалов в семье, которые привели к разводу родителей. Таким образом, ребенок сталкивается с социальной дискриминацией из-за отсутствия отца, но при этом продолжает любить обоих родителей и сохраняет привязанность к отцу, несмотря на враждебное отношение матери к нему.

По результатам долгосрочных психологических исследований почти половина подростков из разведенных семей вступают в юность с чувством тревоги, подавленности и неуверенности в своих способностях. Дети, выросшие в разведенных семьях, не ценят семейную сплоченность и не обладают навыками позитивного разрешения конфликтов в семье. В своей жизни они боятся неудач в личных отношениях, часто опасаются измены со стороны партнера и тяжело переживают разрыв отношений. Если им приходится столкнуться с разводом в своей новой семье, то это становится для них настоящим кошмаром, который они страшатся и стараются избежать. Они сильно желают любви, но одновременно боятся, что никогда не смогут ее найти.

-3

Семья является основным источником развития и формирования личности ребенка. Развод родителей в настоящее время играет второстепенную роль в жизни ребенка, хотя для подростков это может быть очень болезненным. Семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. Положительное воздействие заключается в том, что только в семейной среде может сформироваться полноценная личность ребенка, и никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда психическому развитию ребенка, как семья. Даже когда родители разводятся, их поведение во время и после развода может измениться, что негативно отразится на их ребенке.