Новосибирск. 19-22 декабря 2023
Договоримся на берегу: всё нижеизложенное является только моим субъективным взглядом, со всеми присущими только мне эмоциями и измышлениями. Длинная телега. Поехали!
О гастролях в Новосибирск было известно давно. Ещё задолго до самих гастролей, но не было понятно, когда именно. Для меня лично эта поездка была очень важна. В 1992 году жена моего дяди с обоими детьми уехала от стрельбы и войны в Новосибирск, продав здесь квартиру за бесценок. В те годы много кто так делал. Ничего сверхъестественного. С тех пор я их не видел, кроме как на фото. Двое моих двоюродных братьев (старших) Денис и Алексей выросли. Но связь с ними я смог наладить только в 2008 году, найдя письмо от тёти Вали, и отправив на авось по этому адресу письмо с указанием своего е-мейла. На него пришёл ответ от Дениса. Далее мы изредка общались в сети с ним и его младшим братом. Но не столь часто, чтобы быть в курсе важных событий. Да и общение сводилось больше к формату «Жив-здоров? Я тоже. Удачи!».
И вот я узнаю, что еду в конце декабря с гастролями в славный город Новосибирск. Конечно, первая мысль увидеться с семьёй. Примерно за месяц-полтора я пытался звонить и писать Денису. Других контактов у меня не было. Денис не отвечал. Как-то, скачав «одноклассников» решил спросить о нём у его жены. Нашёл её, вспомнив имя и фамилию. И увидел фото Дениса, на котором было написано «Любим, помним, скорбим» … К такому пиздецу меня жизнь готовила, но недостаточно хорошо. Написал его жене, узнать, что случилось, та ответила, что тётя Валя мне лучше объяснит и дала её номер телефона. Позвонил. Поговорили. Договорились, что встретимся по приезду.
И вот 18 декабря вечером, собрав всё, что нужно для гастролей, мы из театра выехали в аэропорт. Полёт прошёл настолько хорошо, что даже рассказать не о чем.
Мы прилетели в Новосибирск в 6 утра. В Душанбе у нас днём +15, а здесь -23 утром и -15 днём. Но весь этот мороз мы толком и не ощутили поначалу. Много суеты. Паспортный контроль, получение багажа. (Кстати, долго ждали, потому что несколько самолётов прилетело и некоторые наши чемоданы выдали только через час).
Нас встретила Татьяна, сотрудница театра «Красный Факел», в котором мы показывали 2 спектакля. Сбросив театральный реквизит и костюмы в театре, мы поехали в гостиницу Azimuth. Гостиница, честно говоря средняя. Бывало на гастролях мы останавливались и в отелях получше. Но было где спать, помыться и прилагался завтрак по утрам. Больше ничего человеку не нужно, по сути, если он не корчит из себя звезду-небожителя. Правда мы заблудились тут же, в поисках второго этажа, где подавался завтрак в ресторане. Дело в том, что не сразу сообразили, что из трёх лифтов только 2 ведут к вожделенной трапезе. И на них нарисованы тарелки с приборами. Мы же выбрали средний лифт, который не имел кнопки 2го этажа. Потому мы спустились с 3го по лестнице, прошли через холл и в приёмной вызнали как пробиться к шведскому столу. Что ещё необходимо путникам после 8 часов дороги? Только еда и сон.
Большинство из нас решило, что они будут спать, так как 19 число было у нас абсолютно свободно от дел. Для меня же это был единственный свободный день гастролей. Мне как технику 20 и 21 декабря в дни спектаклей свободного времени не полагалось. Утром уходишь в театр, весь день проводишь там. Репетиция, потом представление. И вечером, часам к 9 возвращаешься в отель. Хорошо, если утром выкроишь пару часов на дела в городе. Но не зря же я читал книги по тайм-менеджменту.
Учтя всё вышеизложенное, я сначала позвонил тёте Вале, договорился о встрече вечером. Потом стал спрашивать у коллег. Кто пойдёт со мной на рынок? Сначала многие сказали, что через час будут готовы. Но как обычно все отрубились и пожалели себя. Только Ренат, один из ближайших соратников, будучи, как и я человеком хозяйственным и при этом безбашенным сталкером (что было не раз проверено в гастролях), с улыбкой отозвался и ждал меня в холле ровно в 11 часов дня.
Ренат вообще-то должен нам всем сингл. Мы наконец-то записали его песню НБПМ, которая у него висела неоформленной несколько лет. Летом я сыграл все партии инструментов, записал аранжировку, вокал осенью Ренат записал, Зураб всё свёл. В данный момент ждём, когда песня выйдет, после монтажа клипа. Надеюсь скоро. Наверное весной )))
Мы рванули из тёплого отеля в сибирский зимний мороз и ветер. -15 на улице, у меня в кармане телефон с навигатором, мы точно знаем, что нам нужно на центральный рынок за салом. Собственно, я обычно всем говорю, что я еду на гастроли ради сала. Сами гастроли-спектакли-самолёты мне не так интересны. На что некоторые обижаются, некоторые смеются. Но факт остаётся фактом: я каждый раз устраиваю сталк ради сала на рынки. Благо в номере в этот раз был холодильник. А вот телефон на морозе разряжается гораздо быстрее.
Рынок оказался в получасе пешей ходьбы. Но мы, конечно, этот путь шли много дольше, ибо впервые в незнакомом городе. И по пути заходили в разные магазины: в музыкальный как в музей поглазеть на гитары и микрофоны, в филофонический как на выставку попялиться на винил и проигрыватели, даже нашли магазин с экзотическими фруктами. В Новосибирске есть магазин экзотических фруктов. И цены на многие из них гораздо ниже, чем в Душанбе. Очень грамотная молодая продавщица рассказала нам всё про товар и Ренат даже что-то купил. Как только мы вышли на улицу, он выдал: «Кто бы мог подумать, что я попробую впервые *название экзотического фрукта* в Новосибирске!». Мы посмеялись над сюрпризами судьбы и пошли дальше. С Ренатом сталки проходят весело. Мы оба те ещё затейники. Но вот мы достигли рынка.
На рынке сразу бросается в глаза множество восточных кафе и закусочных: кафе Исфара, кафе Ислам, Кафе Зам-Зам. Повсюду плов, манты. Везде наши люди. Как позже мне говорила моя тётя, даже в 1992 году много было в Новосибирске людей из Средней Азии, если б не морозы, то будто и не уезжала из Душанбе.
Мы быстро сориентировались. Нашли залежи сала, мёда, морепродуктов. Закупились тут же, ибо у меня потом времени могло и не быть. Даже скинулись и купили на вечер всяких креветок и осьминогов. Когда ещё доведётся попробовать…
Тут же ломанулись в магазины вокруг рынка. Посмотреть, что можно взять себе, что в подарок, что по просьбе. Обратный сталк был быстрее, так как мы уже замёрзли. Всё-таки сибирский мороз — это не таджикистанская зима с её +15 днём. В магазине купили всяких быстрых вещей для обеда. И к вечеру я вызвал такси, чтобы поехать к тёте, с которой не виделся 31 год.
Яндекс такси я с непривычки не понял. Вызвал мотор к гостинице, но на карте я был отмечен где-то за углом. Пошёл за угол, думая, что машина приедет туда. Но обманулся. Видно у водителей приложение работает точнее, чем у клиентов. Но в следующий раз уже был умнее.
Таксист был очень вежлив. Даже когда я спросил есть ли у него сдача с 5000 рублей. Он ответил, что нет, но где-нибудь разменяем. Так и сделали, заехав на заправку, я зашёл в местный KFC, купил бургер-трюфель, потому что таксист предупредил, что просто так денег мне не разменяет никто. И мы поехали дальше. Бургер потом был безжалостно слопан в гостинице мной и Умедом. При чём просто так, чтобы попробовать и сравнить с местным KFC. Особой разницы не заметили. На чём и успокоились.
Кстати, несмотря на все санкции, в Новосибирске полно этих KFC, Starbucks, повсюду салоны Mercedes, Honda, Toyota. Ну только что в магазинах Coca-Cola отсутствует да FcDonalds нигде не видно. Да и хрен с ними, я считаю. Не заметно, чтобы жизнь прямо сильно хуже стала без этого фуфла. Немного было странно, что в городе полно праворульных машин. У нас вот их давно запретили. Но учитывая, как в Душанбе водят…
У тёти Вали я провёл 4 часа. Мы много о чём переговорили. Я ей рассказывал о семейных событиях после 92 года, а она мне о моей семье до 92 года и о своей жизни с детьми в Новосибирске. Я много чего узнал о семье. Не самого приятного. Много чего пришлось переварить в последующие дни. Но мне наверняка стоит радоваться. Получается, что лучше всех в семье устроились мы с сестрой.
Не буду приводить подробности. Слишком личное. Как сейчас принято говорить «инсайдерская информация». Но было безумно приятно встретить тётю через столько лет. Жаль, что братьев не довелось. Один в могиле, второй в тюрьме. Но может когда-то ещё доведётся увидеться. В отель ехал в странном состоянии.
В гостинице, чтобы мысли не сожрали меня, нашёл номер, где зависали коллеги. Общение хорошо отвлекает. Я тот ещё кризис-менеджер. Потому вымотав себя перелётом, ходьбой по морозным улицам, поездкой к родным, ночным разговором с коллегами, к 2 ночи почувствовал, что наконец вырубаюсь и ушёл спать. Тем более, разница между Душанбе и Новосибирском +2 часа. Значит 4 утра дома.
Утро обозначилось завтраком и походом в театр «Красный факел». В тот день мы показывали комедию «Пять жён Ходжи Насреддина». В театре звукооператоры Роман и Борис попросили ТЗ, предложили несколько вариантов решения, и мы за час смонтировали всё оборудование и за 20 минут всё настроили.
Мне дико нравится работать в российских театрах с местными техниками. Они очень профессиональны, но при этом не задирают носа. По крайней мере со мной. Каждый раз, приезжая на гастроли, я быстро нахожу общий язык с техниками, и они обычно готовы мне поставить всё, что у них есть. При том, что с технической стороны наши спектакли как раз многого и не требуют, по сравнению со спектаклями российскими, которые упакованы по самое не хочу. Насколько при этом актёры выкладываются, судить не мне. Я фактически не смотрю чужие спектакли. Хотя, в Ярославле мы как-то пошли на один. Тоже с технической точки зрения фантастический. Там и микрофоны на актёрах, и декорации вращаются, и съёмка с камеры проецируется на экран… Но мы дотерпели до антракта и сбежали. Было ощущение, что актёры просто обслуживают технику, а сами ходят и просто рассказывают текст. Актёрской Игры я не помню. В нашем театре всё наоборот. Из-за стеснённости в технической мишуре, актёры вытягивают спектакли своей игрой. Ну да ладно.
Новосибирск тепло принял оба спектакля. Ибо на следующий день был «Гамлет». Хотя на него людей пришло меньше. Возможно, слишком заезжен.
Отмечу отдельно, что в «Красном Факеле» мне впервые понравился обед в театральной столовой. Люди в театре, как и в предыдущие 3 раза гастролей, добродушны и предупредительны. Не помню, чтобы были какие-то серьёзные происшествия во время этих двух спектаклей. Пару раз компьютер подвёл, но несильно и незаметно.
Зато после спектакля о Насреддине мы шли по заснеженному Новосибирску под снегопадом и, увидев подходящий сугроб, решили втроём с парнями поднять Кристину и бросили помощника режиссёра в кучу снега с диким хохотом. Затем достали её оттуда. А так как не успели запечатлеть как красиво девочки падают в снег носом, мы то же самое повторили с костюмером Нариной. И её тоже подняли и бросили в сугроб. Было весело. Хоть нам всем и хорошо за 30 лет. Правда хорошо снять всё равно не успели. Девочки кончились. Ещё была помощник режиссёра Света, но она в этот момент ушла подальше от нас, чтобы не повторить судьбу подруг.
Ночи в гастролях – это тусовки. Необязательные, часто спонтанные. Кто-то заходит к кому-то, потом присоединяются ещё люди, кто-то уходит, кто-то приходит. Я вот могу вообще зайти почти в любой номер. И свято уверен, что меня не прогонят. Но в этот раз многие были поражены гриппом. Потому большинство самоизолировалось. Тусовки были не такими разудалыми, как ранее.
Чтобы хорошо посидеть ночью, нужно с вечера сходить в магазин. Было очень смешно мне, человеку напрочь непьющему, когда мы в Магните закупились пивом, соками и едой, а к кассе подошли аккурат в 22:05. Пришлось весь алкоголь оставить в магазине. Но благо есть всякие наливайки. Пиво и прочие напитки на разлив продают и сильно после 22:00. Часов до 2 ночи местами. Так что это тоже не стало проблемой для страждущих.
Путь назад был нелёгким. Мы летели с пересадкой и оба рейса задержались на час. И если в Новосибирске проблем не возникло вообще, то в Екатеринбурге в аэропорту было нервно. Тем более, что второй рейс был Уральских авиалиний. Самая отвратная компания. Проблемы на ровном месте. Ну да ладно. В целом дорога домой заняла 16 часов. Неудивительно, что следующие сутки я отсыпался. В полёте из всей музыки, что была у меня в телефоне, я выбрал новое переиздание Красного и Синего альбомов The Beatles. Ознакомиться со священной музыкой можно на моём телеграмм-канале «Фонотека Джэка» тут: https://t.me/jackforum/4527
Это мои 4е гастроли с театром и 5й прилёт в Россию. Честно говоря, эти гастроли мне понравились менее, чем предыдущие 3 раза. Сложно сказать почему. Возможно зимний Новосибирск мне показался излишне депрессивным, возможно информация о моей семье так повлияла на меня, может из-за мороза, не было возможности гулять и зависать в городе, а может скопилась усталость от работы, ведь только за половину текущего сезона (август-декабрь 2023) мы сдали 4 спектакля и восстановили 1 старый про Насреддина (что для меня всё равно, что сдать 5й), и при том мы ещё ведь и ёлки играли в декабре, может болезнь части коллег сделала поездку менее яркой. В общем, непросто определить почему, но субъективно больше позитивных воспоминаний у меня с гастролей в Ярославль, Курган, Тамбов, Саранск, Санкт-Петербург.
А Россия всегда хороша. Этими гастролями я закрыл все 4 сезона. Первые мои гастроли пришлись на осень, вторые на лето, Питер был весной и вот теперь зимний Новосибирск. Полный комплект )))
Как знать, может следующие гастроли пройдут веселее.
Всем, кто был со мной: благодарность. Всем дочитавшим удачи, радости и счастья! Навеки.
4 января 2024 г. Джэк Рок.