Красивая, глубокая история любви между Джузеппе Верди и Клелией Марией Жозефой Стреппони, более известной под именем Джузеппины, настолько сложна, насколько это возможно между двумя неукротимыми, независимыми и волевыми личностями, какими они являлись. Они встретились в 1839 году, полюбили друг друга в 1842 году, двадцать лет спустя поженились и были вместе до конца отпущенных дней: пятьдесят пять лет любви и творческого партнерства двух прекрасных душ, преданных богине музыки.
***
Джузеппина Стреппони родилась в Ломбардии, в городе Лоди 8 сентября 1815 года и была старшей из пятерых детей Розы Корнальбы и Феличиано Стреппони, композитора и органиста кафедрального собора города Монцы. Отец познакомил дочь с музыкой. Дочь с детства училась игре на фортепиано, пению.
Своего первого успеха в качестве сопрано она добилась в девятнадцать лет благодаря «Любовному напитку» Доницетти. Но ещё более существенный успех ждал Джузепинну в следующем году в «Матильде ди Шабран» Россини.
Именно тогда она познакомилась с импресарио Бартоломео Мерелли, который взял её под своё крыло и помог добиться большого успеха, особенно в исполнении партий музыкальных произведений одного из самых известных итальянских композиторов периода романтизма - Винченцо Беллини.
Джузеппина всё увереннее заявляет о себе в оперном мире, с легкостью выступая в различных театрах. В эти годы налаживаются связи, знакомства с влиятельными личностями. Она волевая и раскованная девушка, о которой говорили благодаря ее разнообразным любовным похождениям. Она становится матерью троих детей - Аделины, Камилло и Джузеппины Фаусты. Эти внебрачные дети от разных отцов, всем им Джузеппина дает свою фамилию. Но детям она, звезда, постоянно находящаяся в работе и гастролях, не может уделить должного внимания. По сути, это были годы напряженной профессиональной деятельности Джузеппина, в ходе которой она выступила в важнейших театрах Италии.
***
Тем временем Джузеппе Верди прокладывал свой путь к славе. Он родился в деревеньке Ронколе близ Буссето в провинции Парма и был на два года старше Джузеппины. У Джузеппе была сестра, cамый близкий ему человек, которая умерла в молодости. Сам Верди с раннего возраста проявлял незаурядный музыкальный талант, был очарован звуками органа. Его родители, выходцы из семей землевладельцев или торговцев (отец держал трактир с гостиницей, мать была швеёй), смогли приобрести для музыкальных занятий сына спинет.
Наконец родители отдали одаренного сына в музыкальную школу в Буссето. Юный Джузеппе также овладевал гуманитарными знаниями, в частности уча языки и помимо учебы занимался сочинительством. Торговец из Буссето по имени Антонио Барецци, любитель музыки, большой её знаток и великодушная душа, задумался о том, чтобы юноша основательно продолжил обучение. Почувствовав огромные таланты этого мальчика, он привлек его к себе домой, позволив посещать знаменитую школу музыкантов.
Так начиналась карьера в будущем самого любимого итальянского музыканта в мире. Верди тогда стал композитором песен для городского оркестра и частным преподавателем пения и игры на фортепиано.
А его любимой и очень прилежной ученицей оказывается милая девушка Маргарита, родная дочь его покровителя Барецци, с которой Верди начинает обмениваться взглядами, говорящими о любви. Спустя некоторое время они играют свадьбу. Маргарита рожает двоих детей, Вирджинию Марию и Ицилио Романо. К несчастью для родителей, дети умерли во младенчестве. Жестокая судьба этих крошечных малюток отнимает у них жизни, оставляя родителей онемевшими от боли. Как знать, какова была бы дальнейшая жизнь Верди, если бы не эти утраты?
***
Джузеппе и Джузеппина много работают. Они познакомились во время постановки первой оперы композитора «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» в миланском театре Ла Скала в ноябре 1839 года.
Однако ни один из них сразу не понимает, что эта встреча судьбоносная. Что их знакомство скоро расстроит жизнь личные жизни и разовьет взаимные чувства: Джузеппина на тот момент в отношениях, хотя и отношениях очень неровных, со своим импресарио, а Верди слишком расстроен потерей двух своих маленьких детей и убит горем из-за тяжелой болезни, из-за энцефалита, поразившего его жену Маргариту. Болезнь не позволяет надеяться на лучшее. Маргарита в итоге тоже умирает, оставив композитора в ужасном отчаянии, которое заставляет его отказаться даже от музыки, от сочинений.
Для Джузеппины между тем это годы очень напряженной деятельности. Но её голос, однако, не справляется с огромным объемом работы, она часто срывается. Усталость и как следствия выступления порою разочаровывающие или оставляющие впечатления ниже ожиданий. Она опустошена, она предается бездеятельному унынию.
Верди, в тот период находившимся наедине со своими скорбными мыслями, был человеком замкнутым и одиноким в своей утрате. Комфорт внешний и участие дорогих ему людей не приносили никакой пользы. Но однажды произошло то, что изменило его жизнь и жизнь самой Джузеппины. Либреттист и писатель и композитор Темистокле Солера едет к нему в гости в Милан, где жил тогда Верди.
Он пытается утешить его и побудить продолжать радовать своим гениальным талантом в создании партитур, но Верди даже не слушает его, обхватив голову руками, сидя у камина. Темистокле кладет ему на стол либретто «Набукко».
Верди выходит ночью в пустынный Милан с материалом, оставленным ему другом. Он некоторое время спустя сам рассказывал, что произошло дальше: «По дороге я почувствовал какое-то непонятное недомогание, высшую печаль, тоску, которая переполняла мое сердце. Я пошел домой и почти резким жестом швырнул рукопись на стол. Папка упала на стол. Сам того не ожидая, мой взгляд остановился на странице, которая была передо мной, и мне явился этот стих: Va, pensiero, sul'ali dorate».
Это будет невероятно знаменитый хор, сразу ставший гимном итальянского Рисорджименто - национально-освободительного движения итальянского народа против внешнего господства; эмблемой патриотической Италии XIX века.
Дебют «Набукко», состоявшийся 9 марта 1842 года в Ла Скала, был триумфом. И именно Джузеппина исполнила главную роль Абигайль, и на этот раз между Джузеппе и Джузеппиной, часами работавшими бок о бок во время репетиций, закралось нежное и тогда еще сдержанное чувство. Впрочем, чувства между ними явно выходили далеко за рамки взаимного уважения и восхищения.
Верди — красивый, энергичный, мужественный мужчина с тяжелым характером: вспыльчивый, авторитарный и даже грубый. Джузеппина культурна, эмансипирована, решительна и обладает, напротив, прекрасным характером: терпеливой, понимающей, любящей.
Если в тот период уже зародились их любовные отношения, какими бы яркими и горячими они ни были, то они их развивали с крайней осмотрительностью: Верди всё еще ощущал последствия собственных утрат в предыдущие три года, а Джузеппина была женщиной с ярким характером и непростой личной жизнью.
С уверенностью можно сказать, оба они тогда работают в бешенном темпе. После ошеломляющего успеха «Набукко» Верди с энергией и энтузиазмом возвращается к сочинительству и работает неистово, часто неудовлетворенный результатами, настолько, что одно время даже решает окончательно покинуть сцену и перейти к работе преподавателя пения. И все же жизнь опять сводит их вместе в работе, когда Верди занят доработкой своей оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе». Они снова начинают видеться регулярно, на этот раз со всей определенностью: с этого момента они станут неразлучны.
«Страстно влюблен. Безумно влюблена», — отмечает Джузеппина в дневнике.
С этой новой встречи в Париже Джузеппина всегда будет сопровождать Джузеппе преданно и с любовью. Она станет его мудрым другом, терпеливым сотрудником, незаменимым советчиком, но, прежде всего, его любимой спутницей жизни.
Джузеппина называла его Маго, Верди называл ее Пеппиной. Контрастное сочетание – он такой непростой характером и резковатый, она же такой общительной и остроумной.
Именно и только она была способна смягчить крайности его характера и некоторые его упрямые стороны. Джузеппина преуспела более, чем любой другой человек. В её власти было укротить любимого и заставить его улыбнуться, только Джузеппина была способна смягчить его горячность, импульсивный гнев композитора, кризисы бездеятельности, cсвойственные многим творческим натурам, чего не избежал и пылкий и плодотворный Верди.
Не всё было гладко в плане принятия их отношений обществом. Когда в сентябре 1849 года пара переехала в Палаццо Дордони в Буссето, горожане не постеснялись выказать разочарование: слишком яркими были воспоминания о милой первой жене Верди Маргарите Барецци, а сентиментально-эротическое прошлое новой спутницы маэстро казалось слишком бурным и у многих вызывало неприятие.
С великой горечью и разочарованием Джузеппина наблюдала, как местные морализаторы отводили от нее взгляд, когда она проходила мимо, или болтали с насмешками или, что еще хуже, отпускали в её адрес язвительные фразы. Некоторые даже дошли до того, что бросали камни в окна дома, где жила пара. Верди был человеком, который всё запоминал. Он не забыл и не простил этот случай даже спустя какое-то время.
Земляки Верди поняли обиду, причиненную Верди, когда почти двадцать лет спустя открывали отреставрированный театр, названный в честь “лебедя из Буссето” (так называли Верди), их самого прославленного сына.
В тот солнечный 15 августа 1868 года все было готово для встречи композиторы: давались две оперы Верди - «Риголетто» и «Бал-маскарад». Очень элегантные мужчины в темных костюмах и зеленых галстуках и все женщины, одетые в изумрудные атласные платья из шелка (цвет был выбран в честь фамилии маэстро) с нетерпением ждали Джузеппе и Джузеппину. Множество цветов было наготове. Но Верди и Джузеппина не появились.
Его отсутствие стало для жителей Буссето расплатой, как и тот день в 1851 году, когда Верди со своей музой приняли решение уехать и жить за пределами города Пармы, на вилле Сант-Агата в муниципалитете Пьяченца в Вилланова-суль-Арда.
Здесь, в огромном поместье площадью 107 гектаров, в тишине природы, композитор сотворил много бессмертных шедевров: великолепную народную трилогию («Риголетто», «Трубадур» и «Травиата»), «Бал-маскарад», «Силу судьбы», «Дона Карлоса», «Аиду», «Отелло», «Фальстафа», «Реквиема».
Джузепинна и Верди были обладателями прекрасного парка, который был (и остается) сокровищницей природной красоты, экзотических и впечатляющих растений, коллекции редких статуй и кустарников. В этом райском уголке было место для гигантских тополей, плакучих ив, живых изгородь из георгин и роз, магнолий, имелся и искусственный грот, росла гигантская секвойя, несколько банановых деревьев, сосны, португальские лавры, десятки и десятки азалий, очень ароматный жасмин и другие чудеса.
Верди и Джузеппина мало-помалу все более приукрашивали свой уголок. Композитор был не только бесспорным музыкальным гением, но и прекрасным ботаником, компетентным и дотошным хозяином угодий, достойным архитектором пространства и искусным виноделом.
Его часто можно было видеть, одинокого и задумчивого, медленно идущего сквозь осенние туманы, в широкополой низкой крестьянской шляпе. Джузеппина ждала его дома, и они часто вместе ходили к искусственному озеру, расположенному в центре парка, который однажды чуть было не стал их могилой.
Случилось так, что, когда Джузеппина с помощью державшего её за руку Верди собиралась сойти с лодки на берегу озера, лодка перевернулась, и они обе упали в воду. Одежда Джузеппины опасно набухла от воды, отяжелев и сковав ее движения, а перевернутая лодка превратилась почти в настоящую могильную крышку. Тогда Верди решительным толчком руки отодвинул лодку от их головы, и вместе, нахлебавшись воды, они к счастью спаслись.
Насквозь промокшие и очень расстроенные, они добрались до дома, обнявшись. Только немного отдохнув и сменив одежду, они принялись от души смеяться напротив камина с красивым бокалами Ламбруско в руках.
Тихий особняк их был обставлена с большим вкусом: богатая библиотека, инкрустированная мебель, старинные гравюры, картины мастеров девятнадцатого века, дамасские статуи и ткани рубинового цвета, богемский хрусталь и драгоценная керамика, персидские ковры и великолепное серебро, а также множество купленных в путешествиях сувениров, например, столовый сервиз из ста предметов, купленный в Париже, на каждом из которых которых была изящно выгравирована буква V, и две любовно переплетенные буквы G (Джузеппе и Джузеппина), или самовар, привезенный из России, или роскошный малахитовый настольный сервиз, который им подарил император Александр III по случаю премьеры «Силы судьбы» в Петербурге в 1862 году.
Это была сплоченная и весьма непубличная пара, даже очень сдержанная. Даже свадьба была отпразднована в полной тишине от света, вдали от шума и внимания средств массовой информации, в маленькой церкви в Савойе, с кучером и звонарь в качестве свидетеля, 29 августа 1859 года.
С 1872 года пара также начала время от времени останавливаться в номере 105 (в котором для них был установлен рояль) здание, что тогда называлось «Альберго ди Милано», а позже стало роскошным Гранд-отелем Милана. В этом месте предпочитают останавливаться коронованные особы, миллиардеры, художники и известные люди.
Композитор на протяжении лет совместной жизни любил свою маленькую и умную музу, чувствительную и терпеливую женщину, хотя и не щадил её, давая ей повод для расстройства и ревности, как к каким-то мимолетным страстям, так и когда речь шла о Терезине Стользовой, известной под псевдонимом Терезы Штольц, молодой, статной певице, сопрано, блиставшв в «Дон Карлосе» и прежде всего в «Аиде».
Но потрясенная и встревоженная, Джузеппина пишет в дневнике: «Он в нее влюблен! А она его умасливает, очаровывает его, обманывает его, она отобрала его у меня!»
Джузеппина недвусмысленно этот эпизодический роман Верди определяет, как «позорным случаем». Она оставляет влюбленного старика и находит пристанище в Кремоне вместе со своей сестрой.
В Сант-Агате оставленный женою Верди, одинокий и подавленный, вдруг понимает, что без своей Пеппины он потерянный человек, и отправляется в Кремон со шляпой в руке, чтобы извиниться перед ней и вернуть ее.
Ему это удалось. Их бездетный, но продолжительный брак в целом можно назвать счастливым. Они состарились друг подле друга. В 1897 году Джузеппина тяжело заболела воспалением легких, а в ноябре, суровой и хмурой осенью, ее состояние ухудшилось. Врачи, к которым обратились за консультацией, качают головами, Верди немеет от понимания скорой утраты своей спутницы жизни.
В своем завещании Джузеппина выделяет значительную сумму пятидесяти бедным семьям в окрестностях и назначает своего любимого мужа полноправным наследником, завещание, которое заканчивается славами явно продиктованными сердцем и предназначенными для ее любимого мужа: «А теперь прощай, мой Верди. Поскольку мы были едины в жизни, пусть Бог воссоединит наши души на Небесах».
14 ноября в 16:00, когда дневной свет сменяется сумерками, Верди выходит в сад, срывает позднюю фиалку и передает ее Джузеппине.
«Пеппина, понюхай этот аромат!» — шепчет он ей, едва сдерживая слезы.
Она берет его руку и кладет себе на сердце: «Спасибо, Маго, но я ничего не чувствую», — шепчет она слабым голосом.
Это были его последние слова.
«Я приказываю, чтобы мои похороны были очень скромными, без песен и без звуков. Я выражаю свое настойчивое желание быть похороненным в Милане вместе с моей женой Джузеппиной в основанном мной доме престарелых для музыкантов». Так написал перед смертью Джузеппе Верди, так оно и произошло.
Маэстро скончался в возрасте 88 лет в номере отеля миланского Гран Отеля в ночь на 27 января 1901 года. В предсмертные его дни улицы, прилегающие к гостинице, были вымощены соломой, чтобы заглушить шум карет и топот лошадей и тем самым не нарушить покой Верди, который вот-вот должен был уйти в вечность.
На рассвете 30 января, прокладывая путь меж толпой, в спокойной и печальной тишине очень скромный катафалк перевез тело композитора на Монументальное кладбище Милана для захоронения во временной гробнице. Месяц спустя, на официальной и роскошной церемонии, на которой Тосканини дирижировал «Va pensiero» с хором из 900 певцов, тело Джузеппе Верди и его спутницы всей жизни Джузеппины Верди Стреппони были упокоены в Доме престарелых для музыкантов, в часовне с синим сводом из лазурита.