Итак, лебеди. Удивительные создания, умеющие выглядеть невероятно нежными и быть невероятно стойкими. Один из наиболее загадочных для меня типажей (второй голубка). Причем, если голубок при желании и наблюдательности можно расшифровать и скопировать, то лебеди вызывают в основном стойкое восхищение/ненависть именно своей неподражаемостью. Невозможно изобразить лебедя, не будучи им. И нет, главное тут не внешность. Для того, чтобы заглянуть в стальное сердечко лебедя, давайте начнем с самого открытого из них. И это будет метаморф.
Для анализа внутреннего мира метаморфа, которого я решила обозначить словосочетанием СПЯЩИЙ СТИЛЕТ, я рассмотрю два фильма, чьи главные героини очень сюда подходят. Если вы любите хорошие фильмы и не любите спойлеры, оставляйте статью в закладках, смотрите фильмы и возвращайтесь. Потому что без спойлеров никакого анализа не выйдет, так технически получается. Фильмы следующие: "Принцесса на бобах" (1997) и "О любви" (2016). Вполне допускаю, что просто посмотрев эти фильмы, вы скажете "А где хорошее кино-то?" (Рейтинг первого на Кинопоиске – 7, второго – 6,1). Или даже так: "Это только часть? А где окончание, выводы, разъяснение сюжета?"
У меня долго было ощущение недосказанности и нелогичности от обоих фильмов, какое-то застрявшее в голове недоумение про главных героинь. Ну ок, вы показали свою гордость и взыскательность, характер показали, всем вынесли мозг, всех заставили плясать под вашу дудку, молодцы. Чего опять не так? Чем вы, дамы, недовольны? ПОЧЕМУ В ФИНАЛЕ ВЫ ГОРДЫЕ, ОБИЖЕННЫЕ И ОДИНОКИЕ, хотя богатые и статусные дяденьки уже готовы по вашей команде не только идти с вами в загс и оплачивать любые расходы, но даже тупо СЛУШАТЬСЯ??? Вы же умные вроде, жизнью ученые, почему нельзя принять мущинку таким, как он есть? Простив недостатки и согласившись на достоинства? Нет, не хотят. Загадочно мерцая глазами, вглядываются куда-то в горизонт, как будто говоря: "Ну хоть ты-то, Господи, меня понимаешь?" И полбеды, если бы они были царские дочки. Нет! Самая что ни на есть нищета, кое-как одетая, кое-как поевшая. С квартирными проблемами. С унизительными социальными ролями. С мужьями, которых мне, посторонней тетеньке, хочется утопить со второй реплики, а потом прокипятить глаза, которыми я на это смотрела. А эти терпят и помалкивают, дебильных мужей то. Хорошими же недовольны. Еще леди Годива вспоминается почему-то. Кротко согласившаяся ездить по городу обнаженной для того, чтобы жестокий муж снизил налоги. Хотя (ну вот сто процентов) есть бесчисленное множество других методов воздействия на мужей.
И вот наконец паззл сложился. Я поняла героинь.
Начнем с первого фильма, "Принцесса на бобах".
Самые первые кадры – это репетиция военного парада (под соответствующую музыку) и небольшое, но очень говорящее приключение, которое случается с главной героиней по дороге домой. Ночь, она идет мимо стайки молодых бездельников (и это 90-е), очень боится, держит наготове баллончик с каким-то газом (даже проверяет, что он работает), а потом, не выдерживая нервного напряжения, вскрикивает и пускается бежать. Нелепая сцена, один из парней даже принимается топать ногами и что-то кричать, чтобы еще пугнуть ее. Но для человека, который сам проходил нечто подобное, смысл сцены предельно понятен: у ГГ сильное нервное истощение и ощущение враждебности всего мира. Еще проще: она вкалывает больше, чем ей по силам, и рядом нет совершенно никого, чтобы ей помочь и ее поддержать. Она не просто одна в холодном космосе. Она одна среди врагов.
ГГ зовут Нина, она тянет семью: 1) упитанную старшеклассницу, 2) беззаботного детсадовца, 3) тратящую пенсию "на партийные нужды" пожилую маму и 4) бывшего мужа, почему-то лежащего на диване в их с мамой квартире. Нина едва ли не круглосуточно вкалывает на нескольких тяжелых и очень непрестижных работах. Посудомойкой, продавщицей газет в переходе, уборщицей подъездов. Зато семейство трескает салями, которую Нина, сгибаясь от тяжести сумки с пол-себя размером, трудолюбиво волочет домой. И да, никакого особого уважения за это Нина не получает, она просто живет рядом со всеми этими людьми, с ней просто разговаривают (не всегда вежливо). Она должна. Она сама так решила. Должна, и все тут. Четыре иждивенца выглядят сытыми, здоровыми и вполне довольными жизнью. Каждый со своими игрушками и увлечениями. В ресурсе, как сейчас говорят. А Нина нет, не в ресурсе. Устала.
Вот это очень тонкий момент. Сначала кажется, что это они все на нее сели и поехали, бессовестные дряни. Но это только кажется. Нина – шкатулочка с секретом, и это настолько удивительный секрет, что просто посмотрев этот фильм, его вообще никак нельзя понять. Понять его можно, только разгадав характер Нины. Характер данного типажа. На возможный аргумент, что я сама все ее секреты выдумала, а Нина обычная баба, просто с заскоками и капризами, отвечу: вот эти-то заскоки и есть ее характер. Необычный характер, очень странный по понятиям большинства людей. Потому что помощь принимать она не хочет. Даже на блюдечке с золотой каемочкой в виде влюбленности помогающего мужчины. Идеального мужчины. Молодого, красивого, богатого, с мягким сердцем и очаровательной улыбкой. Но нет, мужчина идет лесом, а изможденная капризница убегает на эскалатор, но даже эскалатор останавливается, как бы намекая. Однако Нина не сдается, садится на ступеньку и сворачивается в оборонительный клубочек, как будто собралась так сидеть очень долго, защищаясь от счастливого будущего. Оставим там мадам Шереметеву с ее тараканами и посмотрим следующий фильм. Он-то нам все и объяснит.
Второй фильм называется "О любви" (2016) и его очень ругают на Кинопоиске. Причем, двумя способами. Первый: чегоэтовысняли, ничегонипанятнаочем фильма. Нипанятна, нилогична, ни как-у-людей. Второй: главная героиня падшая женщина, ее мужья неприятные люди, режиссер пожилой извращенец, фильм полная клюква тыква. Ах да, третий, бонусный: фильм жиза, актриса эротишное ничтожество, бабы куры, мужикам надо было думать головой. Зато все согласны, что жена, от которой банкир ушел к главной героине, – молодец и святая женщина. В общем, если это рецензии, то надписи в подъездах – философский трактат.
Если к первому фильму у меня был всего один вопрос: "Почему нельзя спокойно выйти замуж за Диму и жить по-человечески, не мотая никому нервы?", то ко второму фильму вопросов появилось намного больше. Почему дяденька банкир, вышвырнувший было Нину (да, тут ГГ тоже Нина) из своей жизни, вдруг кидается не просто разово помочь ей в беде, а продолжать отношения на более серьезном уровне? Почему, отведя, наконец, ей место любовницы-содержанки в своей жизни, он еще раз перестраивается и женится на ней? Как она сама говорит в конце фильма, он ее не любит, они "живут во взаимном уважении". Из-за ребенка? Из-за желания постоянно быть рядом и охранять ее от бывшего мужа? Из-за того, что жена предложила расстаться? Такие себе причины. Не сильно обязывающие к браку, хочу я сказать. Но самый интересный и животрепещущий вопрос. Ну умыла ты в финале бывшего мужа, швырнув ему пятнадцать минут ceкса в гостиничном номере. (Нет, слоган этого мероприятия не "слабоумие и отвага", а "я вообще делаю, что хочу, никакого трепета от соития с Мущщиной не испытываю, и сам ты, Сашенька, настолько ровное место для меня, что даже секс с тобой для меня – незначительная ерунда, как шавке хлебную корку кинуть"). Это понятно. И даже пофигизм мужа текущего тоже понятен (его-то как раз уважают, а истерических припадков и общепринятого в случаях женской измены оплакивания растерзанной мужской гордости у некоторых людей не бывает; они более сложными вещами в жизни гордятся, чем физическая верность живущей рядом тетеньки). Непонятно, чего рыдать на выходе из гостиницы с драматической фразой "Больно, Петя, как больно!"
Так вот, как я уже сказала, хоть и не сразу, но мне удалось раскусить данный орешек. Есть (в той или иной степени) у всех лебедей такая черта, как холодная жестокость. И если бы у типажей были гербы с витиевато выписанными на них девизами, лебеди именно эти два слова и написали бы. Холодная жестокость. Причем, не столько к другим, сколько к себе. Для лебедей жестокость является чем-то вроде морального скелета, который их делает непобедимыми и непримиримыми, что-то вроде каркаса их внутреннего здания. Лебедушки только выглядят ангелоподобными феями. Внутри – абсолютно все из нержавейки, а у кого-то даже из титана и молибдена. "Воспитанием чувств" (на самом деле умением держать удар) эти дамы занимаются на завтрак, на обед и на ужин, с таким оголтелым остepвенением, что непосвященных наблюдателей постепенно накрывает страх и отвращение, а также желание бежать куда глаза глядят. Если же все-таки остаются рядом, значит, и сами не дураки пycтить пo вeнe это удовольствие. Удовольствие ощутить сначала легкую дрожь, потом холод в животе, потом крупные, со смородину, мурашки. Потом адреналиновый всплеск, напряжение всех мышц и ликование войска, бегущего в атаку с криком "ура". Жестокость. Безжалостность. Ледяное самообладание. Ловкая атака. Победа. Холодный расчет дальнейшей стратегии. Женщина, ежедневно кующая из себя клинок, влюбленная в шипeние coбcтвенной кpoви на пытoчных приспособлениях, нapкoтически зависимая от ощущения собственного превосходства над простыми смертными, не пойдет замуж за Пупкова, который хочет, чтобы она выспалась и сходила на бал. Он бы ей еще хлебной тюри в мисочке принес. У нее другие наслаждения. И да, она его в определенной степени презирает. Потому что лебеди уважают только лебедей. Остальным в лучшем случае сочувствуют.
Так вот, "О любви". В самом начале мы видим какую-то безответную дуpу неместную студенточку, с которой муж обращается, как с вещью. Когда хочет, cнoшает ласкает, когда хочет, унижает, когда хочет – посылает выбивать отсрочку ипотеки (отлично понимая при этом, что его красивая жена должна понравиться банкиру, что и решит вопрос). И на какое-то время зрителей охватывает испанский стыд за то, что можно быть такой терпилой. Нет, она не терпила. "Мне очень хорошо с тобой" – это не ложь. Ей хорошо рядом с воображаемым безжалостным хищником, потому что... вот угадайте, почему? Потому что ей кажется, что он – воплощение прекрасной и благородной жестокости. Потому что он безжалостен с ней. Потому, что он дает ей ее мурашки и холод ужаса в животе.
И в том бы и было Сашино счастье (мужа зовут Саша), но нет. Нина намного умнее его. Вот прям в разы. Конечно, она видит его со стороны, но все равно, он же п о м и н у т н о прокалывается, выставляя себя мyдaкoм. Отчитывает ее за то, что она не напомнила ему заплатить ипотеку (якобы это ее обязанность, о чем сама Нина узнает с удивлением). Говоря о договоре, по которому "он приносит домой деньги, а она делает ему бутерброды", он тут же начинает визжать от гнева, когда узнает, что она не взяла "подачку" в 7000 долларов. Алло, добывака, вы не договаривались о том, что она решает финансовые проблемы, это твоя епархия. Вообще, хотя он и пишет диссертацию (и ужасно этим гордится), его постоянно сносит в какой-то маргинальный колорит, все время видно, что он легко готов не только унижать, но и унижаться. И от этого его разнообразные заявки на крутость всегда обречены на поражение. Для внимательного глаза хорошо видно, что он самоутверждается только на слабых, а более сильных... например, называет буржуями с той особой интонацией, которая должна передавать их неполноценность по сравнению с "самураями", но... против его воли передает бессильную зависть.
После сцены с садистским заламыванием противника на татами Нина говорит: "Я не знала, что ты такой страшный", пытаясь избавиться от чувства стыда за мужа, но он этого не понимает и искренне надувается от счастья. А до чего прекрасны его слова (сразу после этого): "Если бы тебя кто-нибудь обидел, я бы..." ! На фоне того, как он ее сам обижает и унижает практически в каждой сцене, это просто мемчик! И нет, Нина не дурочка, как мы все еще можем думать в этот момент фильма, а просто стальная аристократка, не удостаивающая окружающих визгливыми сценами. Но легкая тень презрительно-разочарованной усмешки проскальзывает в носогубке. Прям вот едва уловимая. Нет, это не умиление своим боевитым самцом. Нина не самцовая подружка. Вот этого-то Саша и не понимает. Он настойчиво (его любимое слово!), очень настойчиво продолжает играть героя... нет, не романа, а комикса с оттенком боевика. Поэтому не к банкиру, так к кому-нибудь другому его жена точно бы ушла. Жестокость она любит, но вот позориться... извините.
С банкиром все одновременно проще и сложнее. Он ее очень манит своим аристократизмом и пониманием того, какого рода распускание хвоста ее может впечатлить, но периодически тоже ляпает что-то простецкое про инстинкты и встречи по вторникам. А Нине надо красивое. Высокое. Ей надо в небо. А не вот это вот все. И тут бы ей и пропасть, потому что она честно призналась мужу в измене и осталась без крыши над головой, а банкиру нравятся женщины попроще, которые и приготовят, и на стол сами подадут, и "Богему" вместо футбола навязывать не будут. И он инстинктивно пытается от нее вовремя смыться. Но ей везет. Сначала банкиру приходится решать вопрос крыши над ее головой (который он решает капитально, потому что чувствует свою вину за разрушение ее жизни). Купив квартиру, ему бы бежать, но тут стало как-то жалко вложенных средств (или в очередной раз повело от ее красоты), и он еще немножечко задержался возле сладкой женщины.
Потом встал вопрос с безопасностью Нины и безопасностью ее ребенка. Туповатый Саша, вместо того, чтобы выждать, пока банкир ее бросит, своими руками организует ему поводы сблизиться с Ниной, дорожить ей, оберегать ее.
А кроме того, Нина постепенно все больше завораживает банкира масштабом своей личности. Пренебрежение и безразличие, которые банкир периодически проявляет к Нине, вызывают в ней все более сильную привязанность к нему, даже зависимость наркотического рода. И вот она уже шнурует ему обувь, бросается его закрывать от ножа (беременная), да мало ли что еще интересного может делать влюбленная женщина за кадром! Все это, конечно, очень льстит банкиру (в его-то возрасте), но, я думаю, женится он на ней не только из-за этого. Как человек умный и расчетливый, склонный по роду своей деятельности к аналитике, а не к болтовне о своих достоинствах, банкир быстро понимает, насколько Нина сильная и красивая личность. Жестокая, но сдержанная, умная, целеустремленная, с великолепными манерами и наивной жаждой высокого. Настоящая королева. Бриллиант. И даже если ты не очень любишь бриллианты, разбрасываться ими не годится. Опять же ребенок. Ну кто его знает, что там за ребенок может быть от такой женщины? Может, вообще полубог? Нет, такими женами только дураки разбрасываются. А потом бегают с ножами и криками "у меня все отняли".
Чего плакала после встречи с бывшим мужем в гостиничном номере? А потому что он про любовь заговорил, про высокое. Вот она и вспомнила ту наивную себя, которая еще умела доверяться, открываться, ждать чудес и слепо идти за мужчиной, который казался богом. Больно, потому что банкир тоже та еще caмка сoбaки, и весьма грубо обращался с ее романтическими чувствами все это время. И сердце ее топтал, как хотел. Больно, потому что очнулась и зашевелилась где-то под землей давно придушенная и закопанная наивная голубка. Поэтому и поехала в офис. Чтобы дать возобладать рациональному началу. Тому самому, которое умело отхлестало Сашу по мордасам напоследок. Потому что этот дурачок опять ничего не понял и решил, что раз с ним разделили постель, можно все вернуть. Он не понял, что это был плевок в лицо. Тогда ему подали другое блюдо: "Мало ли кого я люблю. Может, и тебя. Но крушить мы больше ничего не будем, и ты, Сашуля, остаешься при своих хотелках. А я тебя, соответственно, шлю лесом. По твоим же собственным принципам".
Там в рецензиях называли эту женщину циничной стервой. Нет. Это просто в ней проснулся стилет, который все это время спал. Как бы тут и банкиру за компанию под раздачу не попасть. За то что ей очень долго было больно.