173 вида по региону и шестое место в конкурсе на лучшего наблюдателя птиц области — это не то, конечно, чем можно быть довольным. С другой стороны, в 2022 я была на седьмом месте и с 167 видами, так что какой-то прогресс есть. В Большом годе по стране у меня 26 место и 225 видов, тоже не фонтан. За год провела 59 экскурсий (если правильно посчитала, возможно, какую-то забыла).
С другой стороны — а в цифрах ли дело?
Птицы — не спортивные снаряды и не строчка в рейтинге.
Птицы — чистая бескорыстная радость. Более бескорыстная, чем любовь к собаке или кошке, ведь в случае собаки у нас есть взаимность, а в случае кошки — уют и антистресс. Дикие птицы не ответят нам на любовь, но наша любовь помогает нам жить и держаться.
Птицы меняют нас, даже если мы этого не замечаем. Минувшей весной мне посчастливилось много раз наблюдать пеликанов — в основном розовых. Ручаюсь, что человек, который видел стаю летящих пеликанов — это уже не тот человек, который этого зрелища не сподобился. И человек, который слышал пение черного дрозда — тоже не тот, что прежде.
Любовь к птицам помогает держаться выбранной системы ценностей. Такой человек не только не будет мусорить в лесу. Тот, кто способен любоваться птицами, не даст себя увлечь ядовитыми речами на истребление себе подобных. Ему не придет в голову строчить донос на ближнего, копаться в чужой личной жизни, аплодировать травле инакомыслящих. Он не станет пресмыкаться перед начальством в надежде на карьерный рост — он знает, что птицы поют для всех, не разбирая, кто там начальник, кто подчиненный, кто богат, а кто беден.
Мечтаю, что когда я буду старенькой и больной и не смогу бегать за птичками по лесу, у меня будет возможность сидеть в уютном инвалидном кресле на свежем воздухе, летом и зимой, и смотреть на птиц — пусть даже их будет не 200 видов, а всего десять. Спасибо вам, птицы, что помогаете жить.
И спасибо тем, с кем удается разделять любовь к птицам и бродить по свету в поисках встреч с ними.
Ролик о своем птичьем годе я все же сделала: Мой птичий год за 100 секунд