Вятка-Хлынов-Киров — неприступный город, основанный в Приуралье новгородскими поселенцами XII века в землях таинственной чуди белоглазой, который не был взят никем из многочисленных захватчиков на протяжении трех столетий. Какая тайна стоит за многократной сменой его названий? Был ли это один город — или несколько? Куда исчезла чудь белоглазая? С какими историческими событиями связано появление дымковской игрушки? И кто они — вятчане, захватившие ханский Сарай?
*Все ниженаписанное - это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.
Статья написана в рамках цикла «Азбука городов», цель которого возвратить из небытия некоторые забытые фрагменты нашей древней истории, которая, как нам кажется, простирается во времени и пространстве куда дальше, чем принято было считать. В текстах представлены собранные из открытых источников десятки увлекательных фактов, гипотез и легенд о целой россыпи городов, основанных нашими предками по всему континенту – от Полабской Руси до Сибири и Дальнего Востока. Верить представленным версиям или нет – мы оставляем на усмотрение читателей, никому не навязывая озвученных теорий и не утверждая, что они единственно верные.
Скифия, Русь (в самом широком географическом понятии этого слова), Великая Пермь/Парма, Урал, Причерноморье, Тартария (чем бы они не была) - все это составные фрагменты нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой (!) истории. Все это – мы сегодняшние. Уникальная самобытная цивилизация Севера. Именно в таком ключе стоит воспринимать предложенные ниже легенды и теории.
Завершает наш спецпроект "Азбука легендарных городов" один из центров Приуралья, родина дымковской игрушки — город Вятка, ныне именуемый Киров. История города будет интересна как приверженцам официальной истории, так и искателям исторических нестыковок и тайн.
Если брать общепринятую картину прошлого, то Вятка основа в 1181 году новгородцами - то есть это один из старейших городов Древней Руси (если иметь в виду сферы влияния Новгорода и Москвы), причем еще и самый восточный. Одно это уже достаточно любопытно, однако, в школьной истории Вятка если и упоминается, то настолько поверхностно и мельком, что можно сказать — не упоминается вовсе, будто такого города и не было или его прошлое не имеет особого значения.
При этом история Вятки описана в признанном официальными историками, но малоизвестном широкой публике документе конца XVII века под названием «Повесть о стране Вятской». Начинается он с уже известной нам легенды о Словене и Русе (см. Словенск), которая рассказывает о происхождении русов как таковых и их истории со времен потопа, Ноя и его потомков. Далее речь идет о становлении древнерусской государственности, причем центральное место там отводится именно Новгороду, а вот другие «привычные нам» стольные города Древней Руси там почти не упоминаются. Связано ли это с тем, что первыми поселенцами Вятки по имеющимся данным были именно новгородцы или с чем-то другим — неизвестно…
Что касается непосредственно истории Вятской земли, то согласно данной «Повести» новгородцы начинают переселяться на реку Кама и строить первые укрепленные поселения с 1174 года (6682 лето):
В лето 6682 отделишася от предел Великаго Новаграда жители Новгородцы самовласцы дружиною своейю и шедше плавяху в судех на низ по Волге реке и дошедшие до реки Камы и пребыша ту не колико время и поставиша по Каме реке градец мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке ин же по ней живущих Чуди Остяков обладающих многими землями и угодиями, построиша окопи и воля земляные…
В 1181 (6689 лето) в нелегкой битве, которая сравнивается с победой Александра Невской над шведами, новгородцы захватывают принадлежавший чуди (белоглазой?) Чудской городок. В летописи он именуется Болванский (очевидно — по количеству стоящих там храмов и идолов) и описывается как «крепкий». Впоследствии этот город получает новое название Никулицын. Другой чудской город — Коншаров (Какшаров), после бегства большей части чуди и отворения ворот новгородцам, становится Котельничем или Котельниным.
Наконец, новгородские переселенцы Никулицына и Котельнича принимают на общем сходе решение построить уже общий — третий город, между двумя отвоеванными у чуди, чтобы укрепить свою власть над этими землями. Место было выбрано на горе близ устья реки Хлыновицы:
…тако согласившиеся Новгородцы обладатели Бохванского городка и Кокшарова требу им устроити обще един град и замок крепкий… И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устья Хлыновицы, инии же реша в то время по реке оной летевшие птицы и крычавше хлы и оттого назвася та река Хлыновица, на высокой горе иже ныне зовет Кикиморская место бо оно ко всеобщему вселению удобно и из тоя горы преславно источники истекающая многия. И по общему согласию во уреченную годину сошедшиеся народи мнози Новгородцев на оной горе начаша к созиданию града место устрояти древеса готовити располагающе како создати град…. и накероша его Хлынов град речки ради Хлыновицы.
Кстати, кем являлась та самая чудь белоглазая и почему этот народ овеян таким количеством легенд с точностью неизвестно. Сами легенды также зачастую крайне противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз.
Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя, и с артефактами пермского звериного стиля, а главное — повсеместно на Севере и за Уралом хранятся легенды о том, что то здесь то там (нередко в пещерах) лежат остатки некого Чудского городка. Сами же они словно растворились где-то на дорогах истории. Считается, что чудское население полностью ассимилировалось с коми, русскими и вепсами. Большинство историков относят их в финно-уграм, однако, иные финно-угорские племена (коми-зыряне, пермяки) очень четко дистанцируются от чуди и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что это народ славянского корня. Читать подробную статью-исследование о том кто такая чудь, куда они исчезли и что оставили после себя (новые факты, о которых мало кто знает).
Управляется Вятка народным вече по модели Новгорода и не признает главенства каких бы то ни было других княжеств. Жители начинают именовать себя Вятчанами, а свою землю — Вяткой.
И тако Новгородцы начаша обще жительствовати самовластвующе правами и обладаеми своими жители и нравы свои отеческия и законы и обычаи Новгородские имяху на лета многа до обладания великих князей Российских и прозвашася Вятчане реки ради Вятки.
Из текста летописи ясно, что Вятка была желанной территорией как для других русских княжеств, раздираемых междоусобицами, так и для соседних народов, однако несмотря на многократные нападения, Вятчане ни разу никем не были захвачены.
Во времена же тыя Российския князи имущия отданные грады прихождаху на Вятку с различными воинстей в великом собрании киждо хотяще страну Вятку взяти в подданство себе и ничто же успеваше наипаче же от Чуди Остяков и Черемис и бесурмян и Нагайцов снизу Волги реки и от Казанских Татар и из Закамских поселившияся тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение воюеми многажды и никако же обладаеми бяху.
В общерусских летописях Вятка впервые упоминается в 1374 году в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию.
В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары.
Похоже, что древняя Вятка располагала значительной военной мощью и нередко участвовала как в войнах между русскими княжествами, так и в битвах с Ордой. Известно, что в 1412 году между вятичами и устюжанами (Великий Устюг) состоялась некая крупная битва, в память о которой в Вятской губернии возник и укоренился праздник под названием «Свистопляска» (или «вятская свистунья»). Приходился он на четвертую субботу после Пасхи и представлял собой шумное веселье, с песнями, танцами, свистом в свистульки, катанием глиняных шаров с горы и кулачными боями. Организовывалась на праздник и ярмарка, где продавались игрушки в виде девушек, парней, медведей, лошадей, козлов и проч. с характерной дымковской росписью. Многие из них представляли собой именно свистульки, для использования на празднике.
В 1432–1453 Вятка выступала на стороне Галич-Мерьского княжества (Костромская обл.) против Москвы. После поражения первого вятчане строят деревянный кремль и, вероятно (но не точно!), переименовывают свой город в Хлынов. Уже через пару лет — после походов московских князей (Василий Васильевич) на город в 1457 и 1459 — Вятка (Хлынов) формально переходит под контроль Москвы, а ее войска даже принимают участие в военных походах последней против Новгорода. В 1471 году (6979 лета) вятчане шедшие по Волге на судах захватывают ханскую столицу Сарай.
Затем в 1477 уже Казанский хан захватывает Вятку, разоряет город и пленит множество вятчан. При этом последние одновременно продолжают противостоять и московским князьям. В 1489-м при Иване III со второй попытки происходит окончательное подчинение города Москве и включение его в состав единого государства. Стычки вятчан с ханами прекращаются только со взятием Иваном Грозным Казани в 1552-м, в этот год хлыновцы уже принимали участие в походе в составе московского войска.
Название города Вятка - Хлынов - Киров
Так как же назывался этот город изначально? Поразительно, но историки не знают этого. В «Повести о Земле Вятской» (которая была написана уже в конце XVII) основанный новгородцами город сразу именуется Хлыновым, по реке на которой стоит. Однако, ни в каких иных исторических документах нигде до 1457 года (когда происходит «официальное» переименование Вятки в Хлынов), не значится название Хлынов — только Вятка.
Получается, что:
- до 1457 город именовался Вяткой;
- с 1457 по 1780 — это Хлынов;
- затем — снова Вятка вплоть до 1934;
- и наконец — с 1934 до н.в — Киров.
Переименование в Хлынов в 1457 году (если оно имело место) выглядит крайне странно — ведь происходит это в тот момент, когда город остается формально независимым, то есть событие не связано с тем, что он перешел под контроль новой силы, которая захотела предать забвению старое наименование. Более того, переименование какое-то «половинчатое», и в нормативно-правовых актах он продолжает именоваться Вяткой.
Происхождение названия Вятка
а) из удмуртского языка — считается что река называлась Ватка из-за большого количества водившихся здесь бобров (удмр. «вад — «выдра», «бобер»);
б) от летописного народа «вада», либо от имени древнего славянского народа вятичей, которые могли расселиться далеко на восток. Впрочем, жители Вятки в летописях именуются «вятчанами», а не «вятичами»;
в) от древне-русского слова «вяче» в значении «больше», «большой», «большая», что могло относиться к реке;
г) от слова «ветка» (кстати, на некоторых картах город подписан именно так), что может обозначать как различные ответвления реки, так и «ответвление» новгородского народа, ушедшее/ответвившееся от изначальной своей родины.
Происхождение названия Хлынов
Насчет происхождения названия Хлынов есть три версии — первые две озвучены в «Повести о стране Вятской»:
- по одной из них это связано с птичьим криком «хлы-хлы», или — по удмуртской легенде с криком коршуна «кылно-кылно».
- вторая версия — название происходит от речки Хлыновицы (почему так назвали реку — неизвестно).
- и, наконец, есть версия, что «хлын» — это «ушкуйник», соответственно город назван по преобладающему типу населения, коим являлись новгородцы-ушкуйники.
Однако, все это может являться неким объяснением для названия только-только основанного города, но не его переименованием через несколько столетий после. Ни одна из этих версий не объясняет самого факта переименования в 1457-м.
Интересно, что если взглянуть на старые карты европейских мастеров — ситуация обратная. На наиболее ранних экземплярах до середины XVI в. (то есть как раз период когда город назывался Вяткой) — на картах отмечен Хлынов, а после его «переименования» на подавляющем их большинстве с 1457 по 1780 (а это целых 323 года, когда город назывался Хлынов!) отмечен только город Вятка.
И тут пора дать слово альтернативным историкам, которые нередко находят в глубинах всеми забытых официальных документов какие-то «неудобные факты». Оказывается, современникам были известны два отдельных города — Вятка и Хлынов. Так, они оба перечисляются в одном ряду в таких источниках: «Списки городов, посадов и укрепленных монастырей России во второй половине XVII в.», «Le Grand dictionnaire geographique par M.Bruzen» (1737), «Введение в географию, служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами» (1771) и многие др. А самое главное — собираются налоги! — отдельно с Вятки и отдельно с Хлынова, о чем также сохранились записи в «Докладах и приговорах в царствование Петра Великого, изданных Императорскою академиею наук».
Более того, есть одна карта — Гийома де Лиля 1706-го — на которой обозначены оба города сразу…
Примечательно еще и то, что «обратно» название Вятка было возвращено городу Екатериной II, которая питала особую любовь к переименованиям и, как правило за этим стояла некая загадочная причина. Читать подробнее про реку Яик, переименованную в Урал, ради «забвения» событий тут произошедших.
________________
Что тогда есть современный Киров? Является ли Вятка Хлыновым, или это два отдельных города — и если да, то когда и почему исчез один из них? Нет ответов…
****************
P.S. Придерживаемся взгляда, что история России - единая, славная, многотысячелетняя и неделимая - отсчитывается еще с многочисленных народов, населявших почти всю территорию Евразии во времена Древней Скифии, и представляет собой уникальную самобытную цивилизацию Севера, вобравшую в себя культуру леса, степи и холодного северного моря. Скифия, Сарматия, славяне (русы, россы, венеды), чудь и многие другие народы, Древняя Русь, ТаРтария, Романовы и Российская Империя, Советский Союз и далее до наших дней - все это составные фрагменты многоликого полотна нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой истории. Именно в таком ключе стоит воспринимать вышенаписанное.
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Тобольск - форпост казаков или столица Тартарии? Старые карты и удивительные факты про город
Город Тартар и долина пирамид (!)... на Колыме. Рассматриваем старые карты
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!